Дидактические материалы и методические рекомендации по подготовке к семинару
Приступая к изучении темы, необходимо, прежде всего, определить место немецкой классической философии в истории человеческой мысли, ее основные черты, проблемы, которые в это время находились в центре внимания мировой философии.
Знакомясь с идеями родоначальниками немецкой классической философии – И. Канта – основное внимание обратите на так называемый «критический» период в творчестве мыслителя. Здесь необходимо разобраться с особенностями его теории познания, ответить на вопрос, в чем состоял переворот, который совершил Кант в этой области, как он обосновывал возможность существования математики, теоретического естествознания. Что такое антиномии и когда они возникают? В чем состоят особенности этики Канта, в чем суть категорического императива?
Очень важным для понимания философии Гегеля является принцип тождества бытия и мышления. Выясните вклад Гегеля в развитие диалектики. В чем состоит противоречие между методом и системой философа. Какие основные законы диалектики сформулировал Гегель, и какова их роль в понимании механизма развития. Следует четко уяснить, какое влияние гегелевская философия оказала на последующую философскую мысль.
При рассмотрении философских взглядов Фейербаха постарайтесь понять, почему он выступил с резкой критикой Гегеля и поставил человека в центр своего учения, провозгласив «антропологический принцип» в философии. Необходимо разобраться в содержании этого принципа и соответствующего ему понятия человеческой природы. Необходимо изучить взгляды Фейербаха на происхождение религии, уяснив себе, в чем состоит тот шаг вперед, который он сделал по сравнению с французскими материалистами. В чем выразился антропологический принцип Фейербаха в теории познания? Следует обратить внимание на проблемы активной роли «любви» и вообще эмоций в познавательном процессе. Надо показать абсолютизацию Фейербахом гносеологической роли ощущений.
Немецкая философия: основные направления.
Немецкая классическая философия первой половины 19 в. | Материализм (середина и вторая половина 19 века). | Иррационализм и «философия жизни» (вторая половина 19 – конец 19 века) |
Основные представители. | ||
Родоначальник -Иммануил Кант. Объективный идеализм -Фридрих Шеллинг. Георг В. Гегель. Субъективный идеализм -Иоганн Фихте. | Антропологический материализм -Людвиг Фейербах. Диалектический материализм - Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Вульгарный материализм - Фогт, Бюхнер, Молешот. | Иррационализм -Артур Шопенгауэр «Философия жизни» -Фридрих Ницше. |
Основные идеи | ||
1. Объяснение сущности бытия, познания, развития общества и других философских проблем с позиции идеализма (признания первичности сознания, вторичности материи). 2. Разработка философских понятий и категорий (бытие, идея, свобода и т.д.). 3. Не только поддерживали линейно-прогрессистскую модель общественного развития, но и философски её обосновывали (история – есть закономерный, линейный, всемирно-исторический процесс). 4. Признавали разум как преобразователя мира и человека. | 1. Объяснение сущности бытия, познания, развития общества и других философских проблем с позиции материализма (признания первичности материи, вторичности сознания). 2. Атеизм. 3. Материалистическое, с позиций науки объяснение явлений окружающего мира и самого человека. Убежденность в том, что окружающий мир познаваем. 4. Значительный интерес к социальным и политическим вопросам. | 1. Отрицание объективных (независимых от сознания) законов бытия и истории, отрицание диалектики. 2. «Философия жизни» как основную философскую проблему рассматривает не отвлеченные понятия (бытие, материя, идея), а бытие человека в мире – т.е. саму жизнь, единственную реальность человека. 3. Восприятие мира и истории как цепи случайностей. Окружающий мир – есть разрозненный хаос, не имеет внутренних законов развития, не подконтролен разуму. 4. Аффект и воля - движущие силы, подчиняющие мир. |
Центр мировой философиив начале XIX в. переместился в Германию Немецкая классическая философия - блестящее, сложное и противоречивое явление в духовной жизни Европы, подготовленное рядом факторов, основными среди которых были:
- Влияние буржуазной революции во Франции 1789 – 1793 гг. с её идеалами свободы, равенства, братства. Именно этих идеалов немецкие философы пытались достичь теоретически.
Общественный строй, казавшийся незыблемым, был опрокинут революцией, которую ждали с нетерпением. Прекрасны были идеалы революции – свобода, равенство, братство, справедливость. Будучи еще совсем молодыми, философы немецкого идеализма с восторгом приветствовали её. Студенты называли революцию «восходом солнца», посадили в честь неё «дерево свободы». Велико же было их разочарование, когда идеалы революции стали реализовывать с помощью террора и гильотины. И в результате философы Германии поставили перед собой цель – найти путь реализации этих идеалов без насилия и крови.
- Социально-политическая и экономическая обстановка в Германии.
Но поскольку сама Германия оставалась полуфеодальной, раздробленной на множество княжеств, не соединенных ни политически, ни экономически. Возможности практической созидательной деятельности здесь практически не было. Практическая деятельность заменилась духовной – культура, искусство, философия. Сюда были устремлены лучшие духовные силы нации.
- Влияние промышленной революции в Англии.
Успехи в развитии промышленности давали надежду, что возможно осуществить общественный прогресс. Успехи машинного производства, казалось, могли обеспечить массовое производство товаров и способствовать снятию социальной напряженности. Путь Англии – промышленное развитие и английская демократия, представлялся более приемлемым, чем французский революционный вариант.