Методологические требования
Многие считают, что частную проблему можно решить быстрее, если ее включать в общий контекст. В таком случае есть смысл обратить внимание на Античную культуру, в которой и родилась философия. Эта культура просуществовала около 1200 лет. Системообразующим фактором этой культуры выступал принцип единства космоса, Бога и человека. Движущим импульсом ее развития и функционирования являлось противоречие между архаическими религиозно-мифологическими традициями и нарождающимся позитивным рациональным знанием. Ницше на этот счет указал две противоречащие тенденции в этой культуре:
· Аполлонистическое начало – культ разума.
· Дионисийская традиция – культ чувств.
Собирающим началом этой культуры, как и своему рождению, она обязана институту зрелого рабовладения. Корнями она уходит в Крито-микенскую культуру. Началом всего сущего, как и люди предшествующей культуры, греки считали обыкновенный космос, который был пределом всякой истины и красоты, разрушающийся и вновь возникающий, но не в смысле появления нового качества, а лишь воспроизведение утраченного. Причем космос они считали вечным и конечным.
А. Лосев отмечал следующие качества античного космоса:
Ø Космос материально чувственен.
Ø Содержательно разумен.
Ø Абсолютен.
Ø Пантеистичен – когда отождествляется Бог с природой.
Ø Соматичен (телесен). Космос представлялся грекам в виде большого разумного тела.
Ø Скульптурен.
Ø Фаталистичен.
Ø Возвышенно героический.
Культуроген античного мира своим появлением обязан общегреческому пантеону Богов во главе с Зевсом. Греческие Боги – идеальные человеческие тела, они схожи с людьми и отличаются лишь красивой внешностью и тем, что никогда не лгут, если дело не касается войны и любви. Греки не имели священных книг. У них отсутствовала догматика и каста жрецов. Что являлось важным обстоятельством – зарождение свободного духа.
В греческой религии различают две формы:
I. Публичная – представлена поэмами Гомера и Гесиода. Эта религия натуралистична, так как Боги этой религии - персонифицированные явления природы. Не случайно первые философы были натурфилософами.
II. Религия мистерий. В отличие от публичной религии орфики наделяли человека бессмертной душой и противопоставляли душу и тело. Суть орфизма в следующем:
o Человек изначально греховен и в нем временно пребывания божественное начало и душа.
o Душа предшествует телу и не погибает вместе с ним. Осуждена на реинкарнацию, искупая серию перерождений – первоначальный грех.
o Орфическая жизнь – есть теория и практика уединения, цель которой состоит в том, чтобы прервать реинкарнацию, освободив душу от тела.
o Очистившегося в ином мире ждет награда, а непосвященного ждет наказание.
Исследователи считают, что противопоставление души и тела в орфизме явилось основой становления рационального дуального мышления и у некоторых философов - специфического образа жизни.
Культ силы, тела, героизма и мужества, красоты и состязательности процветал и на многочисленных играх, проходивших в различных местах Греции. Древнейшими олимпийскими играми (776 г. до н. э.) греки объединяли различные культурные образования, самым ярким воплощением культа тела и красоты явилась греческая скульптура. При воплощении своих замыслов скульпторы использовали сквозистый светоносный паросский мрамор, который пропускал свет на 3,5 мм вглубь. По Лосеву Античность не знала личности, и даже знаменитый скульптор Фидия (V в. До н. э.) делал все свои изваяния на одно лицо. О душе говорили, что это двигатель, который движет людьми. Лишь к концу существования этой культуры греки начали осознавать значимость совести для человека, хотя чувство стыда эта культура сохраняла.
24.09.11
Сам термин «философия» впервые ввел Пифагор, в переводе он значит «любовь к мудрости». До сих пор мы не знаем, что значит быть мудрым. Греки подразумевали под мудростью достижение совершенства в любом мастерстве, а также нахождение соразмерности и гармонии. Культура носила созерцательный характер. Словесное мастерство греки в силу этого ценили выше всего. Мудрецами они считали тех, кто из единого мог объяснить многое, причем на умозрительном уровне. Следует отметить, что изначально греческая философия возникла не в метрополии, а в городах-колониях, находившихся на западе современной Турции. Большинство исследователей становления философии склонны выделять следующие основные причины ее появления:
ü Социально-экономические. Греческая философия возникла в эпоху зрелого землевладения. Оно способствовало более глубокому разделению умственного и физического труда, а переход к эпохе железа способствовало повышению производительности труда, дальнейшей дифференциацией социума. Огромное влияние на становление философского мышления сыграли первые формы греческой демократии. Демократический дух срывал с восточного знания покрывало таинственности и незыблемости. Особенно два обстоятельства способствовали становлению субстанционального мышления:
o Изобретение алфавита греками (22-ум согласным, позаимствованным у финикийцев, они добавили 5 гласных).
o Изобретение денег.
ü Теоретические(мифогносеогенная концепция). Как было ранее сказано, огромное влияние на становление философии оказала греческая религия. «Теогония» Гесиода способствовала становлению идеи справедливости. У Гомера греки взяли элементы логической доказательности и обоснованности. Конечно же, философия рождалась на основе критического переосмысления ресурсов мифологического мировоззрения. Любой миф есть повествование, рассказ о сотворении порядка из хаоса. В этом рассказе все слитно: вещь и слово, идеально-материальное, субъекты-объекты и т. д. Поэтому это повествование носило антропоморфный или зооморфный характер, то есть, человеку проще было экстраполировать свои качества. Он драматизирован, т. к. всецело опирается на чувства, а мир предстает в качестве больших образований: великанов, зверей и т. д. Огромное значение в мифе выполняет ритуал, с помощью которого:
o Сохраняются и ретранслируются традиции рода или племени.
o Участвуя в ритуале, каждый индивид рода или племени как бы является соучастником акта творения порядка из беспорядка (формируется смысловой горизонт бытия древних, то есть, он понимает, во имя чего живет, и 9/10 времени этот дикарь проводил в этих таинствах и ритуалах).
В силу того, что кровно-родственные связи сохраняются и в современных обществах у них возникает всегда почва для мифов, другое дело, что наши мифы не такие, как классические. Историческая эволюция мифа осуществлялась по пути усиления субъективности, то есть, разрушения единого целого, и на этом пути возникла первая форма теоретического сознания – религия. Существенное отличие мифа от религии состоит в том, что в последней проводится разграничение мира естественного и сверхъестественного, и допускается существование сверхъестественного.
ü Психологические территориально-климатические.
30.09.11
Подытоживая сказанное, есть смысл обратиться к творчеству Платона для рельефного показа философского мышления. Платон жил в эпоху софистов, которые себя считали мудрецами (философия - любовь к мудрости). Платон решил дать бой софистам, решил поставить их на то место, которое подобает. Софистика – второстепенное в процессе рассуждения выдается за главное, подмена тезисов в ходе рассуждения. Для этой цели Платон создает особую антологию – вечный и неизменный мир идей (эйдоса), который является первичным по отношению к миру вещей.
Там пребываешь душа. И тут встает вопрос: как же человек может познать этот сверхтонкий мир? Он воспользовался теорией метемпсихоза, то есть, переселения душ в тела, и создает гносеологию или теорию воспоминания душой прошлого опыта при переселении ее в бренное тело. При переселении в бренное тело душа напрочь забывает прошлый опыт. Итак, мы видим, что антология связана с гносеологией. К антологической и гносеологической составляющей Платон добавляет этическую составляющую, а именно: душа вспомнит прошлый опыт лишь тогда, когда человек живет по справедливости. А софистам, которые любой ценой хотят победить соперника, справедливость неведома. Поэтому зря они считают себя мудрыми, так как мир эйдоса им в принципе недоступен. Свою философскую позицию Платон распространил на общественные проблемы государства и впервые в истории открыл, что общество структурировано и состоит из 3-ех элементов. Он государство и общество отождествлял. Выделяя эти 3 элемента, он исходил из тезиса, что душа тоже структурирована и по аналогии с душой выделил классы в обществе (страты).
Это есть не что иное, как первая идея полного тоталитаризма. Проект Платона – проект устройства тоталитарного общества.
07.10.11
Тема 4.
Сознание
Общая характеристика сознания и трудность его изучения
Сознание изучается множеством дисциплин. В каждой из этих дисциплин дается свой образ, свое понимание сознания, которое, как правило, отождествляется со всем. Положение усугубляется еще и тем, что исследователи сознания исходя из разных методологических и мировоззренческих оснований. Получается, что сознание отождествляют со знанием, самосознанием и т. д. Сознание действительно многолико, многоуровневое и, по мнению М. К. Мамардашвили, строгой научной теории сознания построить в принципе невозможно. Тем более, что это сложный идеальный объект, существующий в виде субъективных образов и объективированных форм. Сознанием имеет место во всем, с чем имеет дело человек. В целом, характеризуя сознание, можно сказать, что это символ, то есть понятие или термин, насыщенное различными содержаниями и смыслам и допускающее широкий круг интерпретаций. Если исходить из позиций здравого смысла нормального человека, то сознание предстает каждому из нас в формах созерцания, переживания, мышления и деятельности. Когда нечто предстает перед моим «я», а мое «я» перед нечто. Что же дано в созерцании? Либо это внешний мир, либо наше ощущение, либо наша интенция (направленность на что либо). Переживание – это внутренний мир моего «я». Мышление - логическая связь слов, то есть, формальная логика мышления. Мышление формируется на основе опыта созерцания и переживаний, которые образуют так называемый репенциальный слой (смутные следы этого опыта). В человеческом сознании в процессе сложного взаимоотношения понятий и интенционного поля имеет место привнесение интерегибельных объектов. Экзистенциальный квадрат, стороны которого взаимосвязаны и взаимозависимы. Оценка одной стороны с позиций другой.
Основные концепции сознания в Европейской классической философии
В Европейской классической философии бытие всецело описывается 3-мя категориями:
ü Субстанция – первопричина всего сущего.
ü Атрибут – неотъемлемое свойство субстанции.
ü Модус – приходящее свойство субстанции.
В таком случае, сознание можно представить как:
· Идеальная субстанция. Когда говорят о сознании, как об идеальной субстанции, то в этом случае сознание возводится до уровня космического бытия, уровня зашифрованных смыслов. Достоинства данной концепции:
v Она отвечает стремлению человека к некоторому абсолюту, к чему-то бесконечному.
v Концепция ведет нас к идее единства всех людей – идея «соборности».
v Не надо объяснять природу идеального, т.к. оно есть первичная интуиция.
Основные недостатки заключаются в том, что концепция:
o Носит иррациональный характер.
o Не дает механизма взаимоотношения индивидуального сознания со всеобщим разумом.
Данная концепция «подтверждается» опытами медитации.
· Квазиидеальная субстанция. Оно также объявляется духом, разумом, но промысливается как нечто физическое и материально-действующее.
· Атрибут идеальной субстанции. Данное понимание разработано Гегелем. У него абсолютная идея – знающая себя истина, которая исторически развивается или лишь в духе обнаруживает себя в качестве сознания.
· Атрибут материальной субстанция. Эта позиция характерна для всех ранних форм материализма, которые грешили гилозоизмом. На простейших уровнях организации материи имеет место так называемая глухая чувствительность. Факты подтверждают разные уровни проявления чувствительности в природе, хотя сложной проблемой является разграничение психического уровня с другими уровнями и особенно психического уровня человека и животных.
· Модус материальной субстанции. Понимается, прежде всего, как модус локально организованной субстанции (функция мозга). Фактическая база, подтверждающая тезис велика, но камнем преткновения является проблема идеальности сознания и мир его смысла.
· Модус идеальной субстанции. Сознание – модус души (модус идеальной субстанции), но термин душа настолько размыт, что говоря о том, что сознание опирается на опыт души и что душа – носитель сознания, носитель этой концепции не может на рациональной основе объяснять природу души.
14.10.11