Лекция 20 Общество как объект философского познания
Основные концепции общественного развития
Раздел философского знания, исследующий общественные явления и процессы, называется социальной философией. Особенности социальной реальности интересовали философов еще в древности. Однако самостоятельный статус социальная философия приобрела лишь во второй половине XIX в.
К этому времени в социально-гуманитарном знании сложились три основные подхода в объяснении общественных отношений.
1. Натуралистический подход рассматривает общество по аналогии с природой, как естественное продолжение ее закономерностей. Человек признается венцом природы, хотя и не самым совершенным его творением. С этих позиций тип общественного устройства, особенности общественных отношений объясняются климатическими условиями, рельефом местности, ритмами солнечной активности и т.п. Этот подход характерен для философии Т. Гоббса, П. Гольбаха, Л.Н. Гумилева.
2. Культурно-исторический подход рассматривает общество как надиндивидуальную реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, культурных смыслов и образов, которые определяют ход мировой истории и деятельность отдельных людей (Гердер, Кант, Гегель).
3. Психологический подход объясняет общество с точки зрения определяющей роли психологии, сферы бессознательного, эмоциональных и волевых проявлений (Фрейд и его последователи).
Эти подходы оказали большое влияние на развитие социальной философии, но в силу своего редукционизма (сведения к одному основанию) не смогли в полной мере отразить многообразие общественной жизни. В связи с этим в социальных науках XX в. возникли две традиции в исследовании общества: социологизм и историцизм.
Социологизм рассматривает общество как объективную реальность, находящуюся вне индивидуального сознания. Его примером может служить марксистская модель социальной реальности.
Историцизм предполагает включение субъекта познания в социальную реальность. Основатель этой традиции В. Дильтей предложил разделять науки о природе и науки о духе. При этом исследование общественных явлений должно предполагать не только объяснение, но и понимание.
В настоящее время возникло множество синтетических, социально-философских исследовательских программ общественного развития: концепция социального действия М. Вебера, структурно-функциональная модель общества Т. Парсонса, теория социальной практики П. Бурдье и др.
Общество как развивающаяся система
В широком смысле слова общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющего совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их жизнедеятельности. В узком смысле слова обществом называют отдельный этап человеческой истории или конкретное социальное образование.
Общество – это сложнообразованная саморазвивающаяся открытая система, которая включает в себя отдельных индивидов и социальные группы. Этой системе присущи следующие специфические черты:
- общество отличается большим разнообразием структур, систем и подсистем и имеет иерархический характер;
- общество не сводится к людям, которые его составляют. Это система вне- и надиндивидуальных связей и отношений, которые создает человек своей активной деятельностью совместно с другими людьми;
- общество самодостаточно, то есть оно способно создавать и воспроизводить необходимые условия своего существования;
- общество отличает динамичность, незавершенность и альтернативность развития;
- общество характеризуется нелинейностью развития, оно может как прогрессировать, так и регрессировать или находиться в состоянии стагнации (застоя).