Перечень тем научных проектов

1. Философские основания и научная парадигма магистерского исследования.

2. Трансформации методологии эмпирического и теоретического уровней познания и их взаимосвязи в истории науки.

3. Парадигмальная история развития социологической мысли.

4. Знание и познание в традиционных культурах.

5. Социальные и философские предпосылки формирования опытной науки.

6. Роль математического знания в становлении методологии классической науки.

7. Институционализация классической науки и изменения социальной структуры западных обществ.

8. Методологические принципы классической науки в естествознании и учении об обществе.

9. Развитие гуманитарного и социального знания в контексте социальных процессов становления индустриального общества.

10. Роль аполлонического и фаустовского типов культуры в становлении и развитии европейской науки.

11. Социокультурный контекст становления постнеклассической рациональности.

12. Переход от классической к неклассической рациональности в социальном знании.

13. Переход от неклассической к постнеклассической рациональности в социальном знании.

14. Практическое применение общей теории систем в XX веке.

15. Современная наука и стиль мышления эпохи.

16. Философские основания современной науки.

17. Парадигмы социологии в XXI веке.

18. Кибернетическая революция и трансформация мышления.

19. Перспективы развития методологии социогуманитарного познания.

20. Аргументы за и против методологического анархизма П. Фейерабенда с точки зрения социального познания.

21. Специфика социального познания: виды доказательств и способы объяснения.

22. Истина и ее критерии в социальном и гуманитарном знании.

23. Герменевтическая методология социогуманитарного познания.

24. Проблемы социогуманитарного познания в парадигме постмодерна.

25. Использование принципов синергетики в современных социальных науках.

26. Место и роль личности ученого в современной науке.

Выполнение научного проекта включает написание письменной работы на тему и подготовки презентации. Текст и презентация высылаются преподавателю на электронную почту до 9 декабря. Присланные позже работы рассмотрены не будут. Темы проектов в группе не должны повторяться. Записаться на проект можно тут. https://docs.google.com/document/d/1PRVKPDjGjj1CWfEjAIwGasimTgmVvRmHOPslxAHCbAw/edit?usp=sharing

Требования к составлению и оформлению научного проекта => см. требования к письменным работам ниже (в особенности к эссе).

Объем текста проекта - не менее 7 страниц текста (без титульного листа и литературы).

Вопросы к зачету (будут уточнены)

1. Понятие науки. Наука как система знаний и социальный институт.

2. Наука как объект познания: история науки, философия науки, социология науки.

3. Научная проблема как объект социологического исследования.

4. Позитивистская и постпозитивистская традиция в интерпретации науки.

5. Методология науки К. Поппера.

6. Парадигмы научного знания Т. Куна, исследовательские программы И. Лакатоса и концепция неявного знания М. Полани.

7. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.

8. Проблема периодизации развития науки.

9. Преднаука (Древний Восток, Античность, Средневековье).

10. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология классической науки.

11. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.

12. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.

13. Коперниканская, галилее-ньютонианская, канто-лапласовская революции в науке.

14. Развитие знания в контексте социальных процессов становления индустриального общества.

15. Методологические принципы классической науки в учении об обществе.

16. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология неклассической науки.

17. Принципы постнеклассической науки. Понятие синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин).

18. Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная.

19. Проблема соотношения естественнонаучного и социогуманитарного знания: специфика объекта, методологии, критериев научности.

20. Методология социогуманитарного познания.

21. Проблема социогуманитарного знания в западной философии XIX - XX вв. (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, М. Вебер).

22. Герменевтика как метод социального познания (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).

23. Феноменология как методология социогуманитарного познания.

24. Этнометодология Г. Гарфинкеля и этнометодологические исследования науки.

25. Структурализм и постструктурализм в социогуманитарном познании.

26. Методологические идеи Н. Хомского.

27. Холизм как методологическая установка.

28. Гуманитаризация и гуманизация науки.

29. Наука в культуре современного общества.

30. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).

Наши рекомендации