Перечень тем научных проектов
1. Философские основания и научная парадигма магистерского исследования.
2. Трансформации методологии эмпирического и теоретического уровней познания и их взаимосвязи в истории науки.
3. Парадигмальная история развития социологической мысли.
4. Знание и познание в традиционных культурах.
5. Социальные и философские предпосылки формирования опытной науки.
6. Роль математического знания в становлении методологии классической науки.
7. Институционализация классической науки и изменения социальной структуры западных обществ.
8. Методологические принципы классической науки в естествознании и учении об обществе.
9. Развитие гуманитарного и социального знания в контексте социальных процессов становления индустриального общества.
10. Роль аполлонического и фаустовского типов культуры в становлении и развитии европейской науки.
11. Социокультурный контекст становления постнеклассической рациональности.
12. Переход от классической к неклассической рациональности в социальном знании.
13. Переход от неклассической к постнеклассической рациональности в социальном знании.
14. Практическое применение общей теории систем в XX веке.
15. Современная наука и стиль мышления эпохи.
16. Философские основания современной науки.
17. Парадигмы социологии в XXI веке.
18. Кибернетическая революция и трансформация мышления.
19. Перспективы развития методологии социогуманитарного познания.
20. Аргументы за и против методологического анархизма П. Фейерабенда с точки зрения социального познания.
21. Специфика социального познания: виды доказательств и способы объяснения.
22. Истина и ее критерии в социальном и гуманитарном знании.
23. Герменевтическая методология социогуманитарного познания.
24. Проблемы социогуманитарного познания в парадигме постмодерна.
25. Использование принципов синергетики в современных социальных науках.
26. Место и роль личности ученого в современной науке.
Выполнение научного проекта включает написание письменной работы на тему и подготовки презентации. Текст и презентация высылаются преподавателю на электронную почту до 9 декабря. Присланные позже работы рассмотрены не будут. Темы проектов в группе не должны повторяться. Записаться на проект можно тут. https://docs.google.com/document/d/1PRVKPDjGjj1CWfEjAIwGasimTgmVvRmHOPslxAHCbAw/edit?usp=sharing
Требования к составлению и оформлению научного проекта => см. требования к письменным работам ниже (в особенности к эссе).
Объем текста проекта - не менее 7 страниц текста (без титульного листа и литературы).
Вопросы к зачету (будут уточнены)
1. Понятие науки. Наука как система знаний и социальный институт.
2. Наука как объект познания: история науки, философия науки, социология науки.
3. Научная проблема как объект социологического исследования.
4. Позитивистская и постпозитивистская традиция в интерпретации науки.
5. Методология науки К. Поппера.
6. Парадигмы научного знания Т. Куна, исследовательские программы И. Лакатоса и концепция неявного знания М. Полани.
7. Концепция методологического анархизма П. Фейерабенда.
8. Проблема периодизации развития науки.
9. Преднаука (Древний Восток, Античность, Средневековье).
10. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология классической науки.
11. Формирование идеалов математизированного и опытного знания: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам.
12. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт.
13. Коперниканская, галилее-ньютонианская, канто-лапласовская революции в науке.
14. Развитие знания в контексте социальных процессов становления индустриального общества.
15. Методологические принципы классической науки в учении об обществе.
16. Cоциокультурный контекст возникновения, философские основания и методология неклассической науки.
17. Принципы постнеклассической науки. Понятие синергетики (Г. Хакен, И. Пригожин).
18. Три основных уровня методологии: методология философская, общенаучная, конкретно-научная.
19. Проблема соотношения естественнонаучного и социогуманитарного знания: специфика объекта, методологии, критериев научности.
20. Методология социогуманитарного познания.
21. Проблема социогуманитарного знания в западной философии XIX - XX вв. (В. Виндельбанд и Г. Риккерт, М. Вебер).
22. Герменевтика как метод социального познания (В. Дильтей, М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикер).
23. Феноменология как методология социогуманитарного познания.
24. Этнометодология Г. Гарфинкеля и этнометодологические исследования науки.
25. Структурализм и постструктурализм в социогуманитарном познании.
26. Методологические идеи Н. Хомского.
27. Холизм как методологическая установка.
28. Гуманитаризация и гуманизация науки.
29. Наука в культуре современного общества.
30. Функции науки в жизни общества (наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила).