Источн и движ силы обществ разв-ия. лин
Соц динамика(СД) – это измен, кот происх внутри конкретного общ и во взаимодейств разл об-тв под воздейств внеш и внутр факторов, хар-тся цел-ю и упорядоч-ю и имеют направленный хар-р. Источники С.Д.Рост населения. Адаптация к измен среде. Технич изобрет могут вызвать глубокие соц перемены. Культура. Соц движения.Потребн, мотивы, интересы и ценности людей.Формы общ-ых преобраз:1.Прогресс – процесс послед усложн стр-ры социокультурн системы с одноврем усил ее дифференцир-сти и специал-ии подсистем. 2.Регресс – переход от высш к низш: процессы деградации, пониж ур-я орган-ции. 3. Застой – топтание на одном месте. 4.Культ запаздыв – процесс разв общ, когда оно пыт-ся освоить достиж др. культур.Мех-мы С.Д.:1.Эволюц – частичн постепенн устойч постоянные измен общ-ых явл. 2.Революц – радикальное качест-ое измен ядра общ, связ с прерыв коренной ломкой традиций.3.Реформа – сознательное организ-ое измен отдельных сторон и явл общ-ой жизни, не предполаг отказа от базовых ценностей.Фак-ры С.Д. 1.Физ-ая среда. (Обычаи и уклад, коренное население) 2.Полит организ-ия. 3.Культ феномены.(Религ, стили мышл, созн, природа системы комм-ий). Главн движ силой в марксизме выступ труд, материально-производ-ая деят-сть людей. Она явл сред-ом добычи материальн благ для жизни и разв, а также разв сущностные силы чел.
1. Лин интер-ции. Суть: истор процесс понимается как един общечел линия разв. Просветители.В нем противопост куль-ра поведения европейцев и жестокие нравы «непросвещ народов»; Эволюц-зм. Однолинейная Э. (Тайлор, Маркс): рассматр разв общ как прохожд стадий дикость, варварство, цив-ия. Многолин Э. признает множ-сть путей социокультурного разв. Маркс.Вар-т типологии общ, предлож Марксом, в качестве критерия разв брался ур-нь развития производит-ых сил. Типы общ получ назв общ-ых (общественно-эконом-их) формаций (ОЭФ). Согласно этому подходу все конкретные общ в отдельные истор пер – эпохи пр-ва – имеют общ основные хар-ки 1. Первобытность 2. Античность.3. Феодализм. 4. Капитализм..5. Коммунизм. Запад теоретики дают свою лин типологию разв чел-их обществ: традиционное, индустр-ое, постиндустр-ое, постмодерное. Соврем индустр-ые об-ва. (Англ 18 в.) Индустр-ция - появл маш пр-ва (ткацкий станок), основанного на исп-нии неодушевл источников энергии (пар, эл-во). Темпы технологич обновл очень высоки. Урбанизация. Знач роль свободного предприним-ва. Появл орган-ий огромного масштаба. А)Общ 1го мира.США, Яп. Многопарт парламентская система правления. Рыночная эк-ка, свободное предприн-ство б)Общ 2го мира. Коммунистич об-ва. В)Общ 3го мира. большая часть гос-в Афр и Юж Америки. Классиф-ия по Ленски.1.Простые охотничье-собиратель. 2.Разв охотничье-собират. 3.Простые огороднические, рыболовов или скотоводов. 4.Разв огороднические. 5.Морские, простые аграрные, разв скотоводов 6.Разв аграрные. 7.Индустр-ные. 8.Постиндустр-ное. 9.Постмодерное. 2. Нелин интер-ия. Сторонники данной парадигмы считают, что нет единого пути развития чел-ва, что в разных регионах и в разные времена суще качественно отличные друг от друга цив-ции. Циклич теория лок-ых культурных типов (цивилизаций). Данилевский, Шпенглер Цивилизация рассматр как социокульт суперсист, не совпад ни с нацией, ни с гос-вом, но явл целостной общн-ю.Фак-ры разв цив-ций. По Хантингтону: географ, климат, биолог, демограф.
60.ОСНОВ ПАРАДИГМЫ ФИЛ АНАЛИЗА КУЛЬТ. ДИАЛОГ КУЛЬТУР В СОВРЕМ МИРЕ Культ и прир.Истор первое и наиболее фундамент противопоставл, кот имеет относ-ый хар-р. К. – искусс-ая среда обит людей. К. генетически не передается. Она наследу через язык, символы, практ изуч, подраж. К требует усилия.Культ как мир чел, способ сущ-ия чел, отлич его от животных.Чел как творец и творение культ.Именно К. делает чел-а чел-м. Личность – О К. воздейств, С К. творч-ва, носитель и выразитель К. ценностей. К. – способ, каким чел производит себя как целостное сущ-во, технология самоделания.К. вырабат для чел-а возмож-и обретения того, чем он не был. К как рез-т. Сов-сть достиж общ в процессе материальн и дух разв (технологии и предметы культуры) Главный продукт К. – сам человек. Утилитарное использ-ие явл К. приводит к потере ее сути, выхолащиванию смысла и смерти. К как процесссознательного измен себя и окруж среды, создания и передачи смысла чел-ой практики. К. есть техника поддерж усл для непрерывного измен чел. Основные подходы к определ-ю:1.Сист п-д. К – не хаос, а многоуровневая целостная сист в единстве ее внеш и внутр связей. Как система К. состоит из эл-в – далее недел ед-ц К. и структур – способов связи эл-в в системе. 2.Ценностный п-д. Вебер. К. – мех-зм выработки, закрепл и трансляции ценностей.Ценность – ид-ный образ того, что значимо для чел-а и к чему он стремится как к цели. К – чел-ий дух, воплотившийся в его творениях и в способе его жизнедеят-ти. Пр: нравст-ые ценности (рыцарская щедрость и безрассудная смелость) 3.Деятельн-ый п-д, при кот к понимается как сов-сть специфически чел-их форм деят-ти (эконом, религ, полит). Парсонс. К – особый сп-б освоен внеш и внутр мира, связ с его преобраз в соответствии с ценностными ориентац. Деят-сть может быть и антикульт. 4.Структурно-семиотический. 50-60 гг. 20 в.К как простр-во смысла.К деят-сть позвол внести в мир и в личность смысл, чел-ое знач. Это деят-ть по кодированию «естественного» в мире. К. – сов-ть знаковых систем и К. текстов. Рассмотр К. явл сквозь призму языка, знака. Пр: Этикетные знаки (рукопожат – откр рука), знаки – жесты, знаки- предметы (язык поцелуя, цвета и цветов).5. Психоаналитическая концепция Фрейд, Юнг. К – мех-м приспособл чел к окруж среде. Психоанализ Фрейда. К. – мех-м соц подавл свободы внутр мира индивида. Юнг: Колл-ное бессозн-ое – сверхличный надиндив-ый опыт, древнейшая психика, независимая от созн индивида.
62.ЛОК-ЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНО-НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕПробл социокульт идентич-ти(И). И – ощущ гармонии с миром и самим собой, чув-во своей уникаль-и и одновременно солидар-ть с идеалами группы. И = подлин-ть. Поддерж И соврем общ способств националист-ие идеологии. И склад на основе семьи, этноса, религии, кровно-родственных связей. Причины кризиса И в соврем культуре.1На смену соц-устойч стр-ре (сословной, классовой) приходит сообщ-а иного типа – неустойч, зависимые, открыт и подконтрольн, не способные создать онтологич монолит. Каждый индивид участвует в функц-ии нескольких групп, обретая в них личину-лик. Т.е., участвуя в нескольких сообщ, чел остается вроде бы от них независим. Но в результате утрач не только потребность, но и способ-ть фундамент самоидентификации. Есть и полож мнение относительно полиидентичности. Такая И позволяет чел-у исп-ть опыт одной группы для адаптации в др и, не отказываясь от своего прошлого, вносить вклад в общность, с кот связано его будущее. 2. Новые технологии влияют на модели воспр-я, созд новую эмоц-ую среду (ТВ). Чел-во нач жить (или нач осознавать это) не в истор-и формирующ куль-ах, а в инженерных мирах, вырастающих, как из ядра, из нек теоретико-онтологической констр-ии. 3.Возросшие коммуникации. Как следствие – миграции, образ-ие этнонац субкультур, кот "размывают" единую прежде этнич общн-ть. Но даже и без миграции потоки инф-ии из разных культ регионов способств смешению ценностных установок, религ ориентаций, обычаев и т.д.4.Глобал-ия.
59.ФИЛ ТЕХНИКИ. ПРОЯВЛ И ПРИЧ КРИЗ Пробл фил техники(Т): определ понятия «Т», осмысл Т как формы бытия и социокульт феномена, выявл движущих сил, источников и закономерн разв Т, отнош «Т-природа», «Т-общ», «Т-чел».Подходы.1.Феноменологический (Гуссерль). Анализ феномена технизации мира, кот оценив отриц, как патология соврем цивилизации. 2.Экзистенциализм (Ясперс, Ортега-и-Гассет).Ортега-и-Гассет. Т – это практич действ, кот изм-ют или преобр природу с помощью технич у-ств ради удовлетвор практич потреб-ей. Т уменьш усилия чел и тем самым улучша его жизнь. Ясперс понимает под Т сов-сть приемов и действий, которые можно повторять сколько угодно раз. В этом смысле Т не совпад с творч деят-стью, кот уникальна. Непосредств деят-сть, подобно движ еще не явл Т. Т основ на рассудочной деят-ти. 3. Онтологический п-д Хайдеггера. Т как сп-б отнош чел к бытию, как способ конструир-я мира, а также способ раскрытия бытия. Через технич устр-во бытие из потаенного становится открытым. 4.Фил антропология (Гелен, Плесснер). Т как способ приспособл чел к окруж миру, как воплощ специфически чел-ой деят-ти. Понятие Т. 1. Предельно широкое понимание.Т – это всякая целенаправл деят-сть, в кот разработ руководящие ср-ва этой деят-ти, исп-е кот должны привести к достиж поставл цели (Т живописи, муз Т). Т при таком подходе рассматр как особый тип мышл.2.Искусственно создан системы, в кот опредмечиваются в природ материале навыки, знания, опыт. Этот подход наиболее распространен. 3. Конкретн материал артефакты, созд-ые и исп-ые методами инженерной деят-ти. Фундамент черты:1. Пр-п преобраз-я. Т – ср-во преобраз-я. 2. Несовпад мышл и Т. Пред-т не копирует идею, но идет лишь по «канве», созд мыслью в виде наметки. Типология Т. Митчем. Т включ сов-ть технич устр-тв; сов-ть техниче деят-сти; совокупность технич знаний; волеизъявл (воля, мотив). Соврем Т делят по функц-ому признаку на производств, Т транспорта и связи, Т научных исс-ий, военную Т. В нек отраслях Т делится на акт-ую и пасс-ую. Акт-ая: орудия, машины, аппаратура управл машинами, технологич, соц процессами. Пасс-ая: связующие сист пр-ва, пр-ые помещ, технич сооруж наземной связи. Движ силы, источники, закономерн разв Т. Движ силы– причины развития Т, непосредств не участвующ в процессе ее создания, выступающие катализатором или тормозом ее разв. Источ К ним относят чел-ий труд, научные знан, культурно-технич Ур-нь работников.Закономерн: общ с др фрагментами бытия и специфич. К общ относ законы диалектики. К специфич относ стр-рные закономерн техниче уст-ств, связан с однотипностью и взаимозамен деталей и узлов и с взаимозавис узлов и деталей в сложных технич сист. Т и общ. С 1920-х формируется 2 противоположн взгляда на последствия технологиче «взрыва» для духовной жизни обще – техницизм и антитехницизм. Для представит тех-ма(Белл, Ленски), хар-на оптимист оценка НТП, требов свободы технич развития, «свободы инноваций». Антитехн (Адорно, Роззак) считают, что техногенная цив-ия приводит к дегуманизации культ, утраты ею человекотворч смысла, порожд господство безличных стр-р над индивид, увелич отчужд и бездуховн.