Заметим, что гипотезы, законы и принципы — на языке методологии и

логики — суть номологические утверждения (от гр. “номос” — закон). В по-

знании приходится учитывать роль и философских принципов, когда мы, на-

пример, задаем тип причинности (жесткий или вероятностный), тип про-

странства и времени, роль принципов системности (например, что сумма

свойств целого не равна сумме частей) и др. Все это приходится учитывать,

когда конструируется аксиоматика теории и её основные утверждения.

В зависимости от соотношения теоретического и эмпирического, воз-

можностей математизации и обобщения, все научные теории разных облас-

тей знания развиты сегодня неодинаково. Механика и вся физика, целый ряд

их приложений, особенно инженерных, технических дисциплин, некоторые

области теории управления и информации и другие - ближе всех к идеально-

му типу, то есть к аксиоматизированной и формализованной целиком теории.

Но различия феноменов в разных областях ведут к различию и самих теорий.

Среди них можно выделить математические, естественнонаучные, техниче-

ские, экономические, кибернетико-информационные (вместе с языкознани-

ем), социальные, философские и др.

Теории можно подразделить,

противопоставив описательный и объяс-

няющий подходы и получить цепочку: 1) феноменологические; 2) полуфено-

менологические; 3) объясняющие. В первых вообще не пытаются свести опи-

сание явлений (феноменов) к внутренним законам (фенология, описательная

астрономия и др.). Вторые характерны для технического и технологического

знания (теория машин и механизмов, электротехника, химические техноло-

гии и др.). Для них важнее всего прагматическая и прикладная стороны. Тре-

тий тип — это фундаментальные теории природы, общества и мышления, на-

чиная с космологии и физики, кончая теориями общества и логикой.

Теории можно различать по их целям, методам и функциям: описатель-

ные, объясняющие, классифицирующие, жестко детерминированные и веро-

ятностные (статистические).

Для нас важна классификация по уровню развитости, которая обуслов-

лена неизбежным различием в фактуальной базе теорий, языке, методах по-

лучения знания и способах проверки его на достоверность. Тогда мы полу-

чим три типа теорий: 1) эмпирические; 2) математизированные; 3) дедуктив-

ные. Последний тип подразделяется по степени близости к идеальному: а) на

гипотетико-дедуктивные; б) аксиоматические теории. Можно заподозрить,

что вся эта классификация отображает исторический ход развития теорий,

который математика в общем-то в основном прошла. Историкам математики

это известно. Содержательные теории физики, теории управления и инфор-

матика близки к тому. Вместе с тем, история науки не закончена, и предель-

ным состоянием ее был бы идеал единой и формализованной науки. Увы!

Даже математика еще не достигла такого уровня, а в фактуальных не пре-

кращается напор новых фактов.

Теперь коротко о состоянии каждого из этих типов теорий и о примерах

соответствующих теорий.

Эмпирические теории.

У них очень велик фактуальный базис, в котором

не все обобщено. Соответствующие законы здесь выводятся индуктивно или

по аналогии. Велика роль анализа, но невелик по масштабам синтез. Значи-

тельное место занимает естественный язык и различные описания, классифи-

кации. Правила логики и обработки информации специально не оговарива-

ются, а используется обычная формальная логика и математика. Результаты

теории не проверяются на корректность специально. Примеры: теория эво-

люции Дарвина, физиология высшей нервной деятельности, языкознание,

фенология, описательная астрономия и др.

Математизированные теории. Они носят полукачественный, полуко-

личественный характер, используют широко язык математики и родитель-

ский язык предшествующих теорий (как этапов их собственного развития).

Логика и операции над объектами тоже не задаются, а проникают в них из

применяемой математики и информатики. Примеры: теории элементарных

частиц, кроме теорий Великого объединения, теории ядра; молекулярная ге-

нетика и цитология; математическая лингвистика; экономико-

математические теории и др.

Дедуктивные теории.

О них выше уже немало сказано. Исторически

первый этап таких теорий — знаменитые “Начала” Евклида. В этих теориях

логика и язык, а также операции строго оговариваются и они формализова-

ны. Важнейшая проблема для них — это проблема их интерпретации (в фи-

зике ее называют проблемой “физического смысла” и приложений). Исход-

ные принципы и аксиомы считаются доказанными или достоверными. Заме-

тим, что в математике аксиоматика вообще не требует такого обоснования.

Весьма острой проблемой в содержательных теориях дедуктивного типа яв-

ляется проверка соответствия следствий из оснований самой действительно-

сти. Все эти теории подразделяются на три вида:

а) в гипотетико-дедуктивных теориях исходные принципы частично эм-

пирически обоснованы, частично заимствованы из других теорий, частично

являются гипотезами. Принимается определенная логика, язык и система

операций над объектами. Фиксируется объект, как продукт идеализаций и

обобщения. Примеры: термодинамика, астрофизика и др.;

б) в конструктивных теориях внутри аксиоматики могут быть принци-

пы, принимаемые без доказательства и обоснования. Объекты теории и ут-

верждения вводятся обязательно путем предварительного их конструирова-

ния в виде идеализированных объектов, моделей, вводятся специальные язык

и операции и т.д. Примеры: электродинамика Максвелла, теория информации

и др.;

в) аксиоматические теории, как уже ясно, выше обрисованы. Примеры:

геометрические теории, теории множеств и групп, логические теории и др.

В науке существует резкая критика ряда современных теоретиков и методо-

логов против идеала науки аксиоматического типа. Говорят, что аксиоматика

— это “смирительная рубашка” и тормоз для развития теорий, и что цель

науки — безудержное размножение теорий с целью их последующего отбора

путем опровержения (П. Фейерабенд).

Известный математик XX века Д. Гильберт, напротив, считал, что внут-

ри жесткого каркаса дедуктивных теорий происходит наращивание понятий

и утверждений, их переосмысление и т.п., а, значит, их развитие. Как пример

он приводит углубление понятий числа и вообще теории множеств в матема-

тике. Мы укажем здесь также на развитие дискретной математики в связи с

компьютеризацией и т.п. Между тем, в методологии науки показано, что на

одном и том же фактуальном поле могут быть построены разные теории, ко-

торые потом могут долго конкурировать друг с другом, становиться допол-

нительными и т.д. Как пример — геометрические теории (Евклида, Лобачев-

ского, Римана и др.), механика Ньютона, механика Гамильтона и механика

Герца.

Все, хотя и кратко описанные здесь методы не исчерпывают традицион-

ную логико-методологическую проблематику. В методологии науки сущест-

вует немало новых проблем. К их числу относят развитие общей эволюцион-

ной теории в связи с развитием синергетики, проблемы описания сложности

и комплексный подход, описание нечетких систем и описания многопара-

метрических систем, анализ таких форм знания, как проект, роль компьюте-

ров для теории и смысл виртуальных миров, другие проблемы. По этим во-

просам существует обширная литература, но нельзя сказать, что все вопросы

решены. Наука в своем стремительном развитии ставит перед методологией

и всей философией все новые и новые задачи.

Наши рекомендации