Инструкция по выполнению контрольной работы.
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»
Кафедра Философии
Рег. № ____________________
«____»______________200 ___г.
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Проректор по УР НГУЭУ
«___»_____________ 200_ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ»
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными
стандартами высшего профессионального образования
по соответствующим направлениям (специальности)
Для магистрантов всех специальностей и направлений
1-го года обучения
Программа курса рассмотрена и утверждена на заседании кафедры.
Протокол заседания № ___ от « __ » ______________ 2011- г.
______________________ О.А. Донских
(подпись заведующего кафедрой)
« __ » ____________ 2011 г.
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра по специальности
____________________________________
______________________
(подпись заведующего кафедрой)
« __ » ____________ 2011 г.
Программа курса разработана в соответствии с внутренним стандартом НГУЭУ на рабочую программу
Начальник учебно-методического управления _________________
« __ » _____________ 2011__ г.
Программу дисциплины разработала:
Фигуровская Валентина Михайловна,
профессор кафедры философии
доктор философских наук.
Ó Фигуровская Валентина Михайловна
Ó Новосибирский государственный университет экономики и управления – «НИНХ»
Аннотация дисциплины.
Современное состояние философского знания свидетельствует о том, что единой общепринятой философской системы или хотя бы концепции не существует. Как и много веков назад каждая историческая эпоха и каждый мыслящий человек должен самостоятельно определять свое отношение к миру – космосу, природе, обществу, вырабатывать свое понимание того, что такое человек как свободная личность, что такое культура, ценности, традиции, каковы возможности и существуют ли пределы человеческой деятельности по познанию и преобразованию социальной и природной среды.
Для того, чтобы способы описания и объяснения мироустройства были осознанными, рациональными и аргументированными, необходимо познакомиться с тем, как решались проблемы познания и деятельности философами, работавшими в разных философских традициях, создавших свои оригинальные философские системы.
Вместе с тем важно понять, как философские знания и установки влияют на практические «выборы» действующего субъекта, насколько полезно для любого специалиста освоение философии с точки зрения его собственной профессиональной деятельности.
Цели преподавания учебного курса «Философские проблемы науки»:
- сформировать интеллектуальную культуру специалиста;
- выработать у магистрантов теоретические и методологические представления о науке как особом социальном и культурном феномене, показать единство научного знания в его основах, научить их обсуждать методологические проблемы профессиональной деятельности.
Задачи учебного курса:
- развить способности и навыки абстрактно-теоретического мышления;
- показать эволюцию науки как самостоятельного вида духовной деятельности, как способа существования знания и как социального института;
- ознакомить с современными методологическими концепциями философии науки;
- дать представление о научной рациональности, структуре и методах научного познания, идеалах, нормах и критериях научного исследования;
- обратить внимание на проблемы научного этоса и социальной ответственности исследователя в современном глобальном мире;
- способствовать преодолению разрыва между узкопрофессиональной и общей социогуманитарной культурой специалиста;
- показать органическую связь между абстрактно-вербальными представлениями о философии как спекулятивном знании и прагматическими подходами к решению экономических проблем.
Планы семинарских занятий.
I. Предмет философии науки
1. Формирование философии науки как нового раздела философского знания.
2. Эволюция понятия науки. Онтологический статус современной науки: наука как особый тип знания, наука как тип деятельности, наука как социальный институт.
3. Основные подходы к анализу науки. Наука как объект философской рефлексии.
4. Историческое различение наук о природе и наук о культуре. Особенности экономических наук.
5. Смена типов научных парадигм. Синергетический подход к анализу динамики науки.
II. Научное познание: структура, методы, критерии.
1. Научное и вненаучное познание. Специфика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их взаимосвязь.
2. Основные методы эмпирического и теоретического познания.
3. Понятие научного факта. Проблема замещения реальных объектов идеальными конструктами при переходе к построению теории.
4. Научная проблема и проблемная ситуация. Формирование научной теории.
5. Аргументация в науке. Доказательство и опровержение.
III. Методология научного исследования.
1. Проблема метода научного познания. Типы научной рациональности. Идеалы и нормы научного исследования.
2. Современные концепции развития науки ( Т. Кун, К. Поппер,И. Лакатос).
3. Специфика объекта и субъекта в социогуманитарном познании. Ценностные аспекты знания. Социология и экономическая наука.
4. Объяснение, понимание, интерпретация в социально-гуманитарных науках и экономике.
Инструкция по выполнению контрольной работы.
По курсу «Философские проблемы науки» необходимо выполнить одну контрольную работу по избранной теме.