Единстве тела и души. Фейербах подчеркивает связь чувственности и
Разума.
Мышление существует как отражение бытия, копия следует за оригиналом, мысль за предметом. Отражая природу, мозг как орган мыш-ления все более совершенствуется. Фейербах подчеркивал, что человек будучи включенным в систему общения с другими людьми, развивается в физическом и духовном смысле.
8. Фейербах негативно оценивал диалектику Гегеля: противоречия, как он считал, могут существовать в только мышлении, и, как и другие диалектические законы, они не существуют в природе.
9. В этике Фейербах стоял на позиции эвдемонизма – обоснования нравственности стремлением к счастью. Несмотря на то, что люди по-разному понимают счастье, в нем есть нечто общее: во-первых, счастье предполагает хорошее здоровье, во-вторых, настоящая мораль не знает изолированного, обособленного от других людей счастья. Счастье можно достичь только в обществе, оно может быть лишь совместным.
2.2.6. Иррационалистическая традиция в западной философии (XIX–XX вв.)
Иррационализм формируется как реакция на материалистические иреволюционные идеи мыслителей предшествующего периода, на рацио-налистическую традицию (прежде всего традицию немецкой классиче-ской философии). В рамках иррационализма была предложена филосо-
фия жизни.
▲ Первым из философов XIX века, провозгла-
сившем иррационалистический принцип, был Ар-тур Шопенгауэр (1788–1860гг.).
1. Шопенгауэр, утверждал, что в основе мира лежит воля – «слепое влечение», «темный, глухой порыв», «голая и голодная агрессивность». Она, яв-ляясь «вещью в себе», не может быть выражена в рациональных понятиях, в формах и законах, о ней может сказать лишь иррациональная интуиция.
2. Воля объективируется в идеях, явлениях природы, человеке. Объективации иррациональной воли находятся в борьбе, столкновениях, разладе.
3. Жизнь человека – это страдания, постоянная суета. Причина это-го – «воля к жизни», поэтому нужно «успокоить» свою волю и не боять-ся смерти.
▲ Фридрих Ницше (1844–1900гг.),как и Шо-
пенгауэр, за основу всего принимает волю, но не какую-то единую, а множество их, конкурирующих
и сталкивающихся в смертельной борьбе. А потому мир – это хаос,не укладывающийся в рамки каких-либо закономерностей.
Если этот мир хаоса сил кажется нам логич-ным, то только потому, что мы сами приписываем
ему логику. Изменения в мире привели к появлению человека. Но это вовсе не прогресс. Ницше пренебрежительно говорит о человеке как о какой-то болезни Земли. Ницше, принижая роль сознания, выступает против стремления к истине. Нужно произвести переоценкуценностей,отказаться от общепринятой христианской морали.
Ницше утверждает, что существует природное неравенство людей, обусловленное различием их «воли к власти». Существуют высшие и низшие люди. К высшим относится человек такого типа, который облада-ет хорошим и постоянно прогрессирующим здоровьем, в котором энер-гично пульсирует воля к власти. Это – арийцы, «белокурая бестия». Лю-ди высшей расы станут носителями нового мирового порядка, покончат с
«декадансом» XIX века, под которым Ницше понимает науку, либераль-ный и социалистический образ мышления, демократию, эмансипацию женщин.
Ницше выдвигает идею сверхчеловека. Он вырастет из представите-лей высшего типа человека, будет представлять собой наиболее совер-шенное воплощение воли к власти со всеми вытекающими из этого след-ствиями.
▲ Вильгельм Дильтей (1833–1911гг.)утверждал,что разум недос-таточен для цельного мировоззрения. Следует исходить из «полноты пе-реживания жизни».Исходное понятие этой концепции–«жизнь как не-кая интуитивно постигаемая реальность, нечто и начальное, не тождест-венное ни материи, ни духу».
Сначала нужно понять жизнь «из нее самой», а затем мир может быть объяснен из жизни. Жизнь неуловима рассуждениями, научными методами, ее познание возможно на основе переживания,понимания,
Интуиции, веры, любви.
▲ Анри Бергсон (1859–1941гг.)также говорит о некоем общем по-токе жизни,длительности, жизненном порыве.Этот порыв иногда унего трактуется как сверхсознание.
Эволюция идет в неорганической и органической природе, она есть в самом начале мироздания.
Эволюция есть творчество, «творческий порыв». На основе эволю-ции появляется жизнь. В ходе эволюции у живых организмов возникает инстинкт,затем интеллект.Но интеллект ограничен,он не в состояниипознать жизнь, познать жизнь возможно лишь посредством интуиции.
Таблица 17
Основные понятия, представители и направления иррационалистической западной философии XIX–XX века
Вместо понятия «разум» на первый план выдвигаются понятия:
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ | ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ | |
«Воля к жизни» | «Жизнь», «смерть», «страх», «вина» | |
(А. Шопенгауэр) | С. Кьеркегор, Ж. П. Сартр, А. Камю, | |
К. Ясперс | ||
«Воля к власти» (Ф. Ницше) | ПСИХОАНАЛИЗ | |
«Жизненный порыв», «интуи- | «Бессознательное», «инстинкты» | |
(З. Фрейд) | ||
ция», «полнота переживания | ||
жизни» (А. Бергсон, В. Дильтей) | «Архетипы коллективного | |
бессознательного» (К. Г. Юнг) | ||
Основные понятия, представители и направления иррационалистической западной философии XIX–XX века
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ
«Ощущения» (Э. Мах, Р. Авенариус)
Философия марксизма
Одним из главных направлений в фило-софии XIX–XX вв. являлась марксистская философия. Ее основоположники, КарлМаркс (1818–1883гг.) Фридрих Энгельс
(1820–1895 гг.), создавая новое революцион-ное мировоззрение, критически использовали то ценное, что содержалось: – в предшест-вующей философской мысли; – в социальных
учениях: в области политической экономии, утопического социализма; – в современном им естествознании.
● Марксизм выражал интересы и потребности пролетариата, аван-гарда рабочего класса, международного рабочего движения.
● Философской новацией, заслугой марксизма является создание но-
вой формы материализма – диалектического материализма, а также материалистического понимания истории общества.
● В предшествующей философской традиции материализм и диалек-тика часто противопоставлялись друг другу: материализм был в основном метафизическим, а диалектика – идеалистической, то есть диалектика идеи.
Маркс и Энгельс, преодолев это противопоставление, представляют
диалектику как науку о связях явлений и наиболее общих законах дви-жения и развития природы, общества и мышления.В результате полу-
чается, что объективная диалектика первична, а субъективная диалектика, диалектика мышления есть лишь отражение объективной диалектики.
● Философия марксизма провозгласила материальное един-
Ство мира.
● Идеальное сознание – высший продукт развития материи.
● Марксистская философия отрицает существование каких-либо не-изменных абсолютов, первоматерии, первовещества. Материя существует
в виде качественно разнообразных,изменяющихся вещей,явлений.
● Основные формы существования материи – пространство и время.
● Движение – способ существования материи, оно абсолютно, несо-творимо и неуничтожимо, вечно.
● Маркс и Энгельс дали материалистическую интерпретацию зако-нам и категориям диалектики, раскрыли их методологическую роль (на-пример, различных форм противоречий и способов их разрешения, взаи-мосвязь явления и сущности, необходимости и случайности и др.).
● В марксистской философии по-новому понимается процесс по-знания. Маркс и Энгельс указали на социальную обусловленность по-знания: общественная практика образует его основу и является кри-
Терием истины.
● До Маркса и Энгельса все мыслители – как идеалисты, так и мате-риалисты – полагали, что в развитии общества решающая роль принадле-жит сознанию людей. Маркс и Энгельс разработали материалистиче-
Ское понимание истории.
Классики марксизма исходили из того, что основой общественной жизни, истории общества является труд,материальное производство. «Способ производства <...> обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (Маркс).
● Исторический процесс,будучи результатом деятельности людей,
в то же время объективен,закономерен. Законы общества («законы-тенденции») определяют в общих чертах тенденции развития общества.
Одним из этих законов является закон соответствия производст-
венных отношений характеру и состоянию производительных сил общества. Действие этого закона определяет специфику и смену общест-
венно-экономических формаций.
● Маркс и Энгельс являются основоположниками теории классовойборьбы, теории государства, социальной революции:они утверждаютобусловленность морали в классовом обществе ее классовым характером, материальной обусловленностью.
● Маркс и Энгельс по-новому поставили вопрос о функциях фило-
софии.
Если раньше философы видели свою задачу главным образом в том, чтобы нарисовать картину мира, то Маркс подчеркивал, что философия должна стать активной социальной силой. «Философы лишь различнымобъясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Чтобы философия стала действующей силой, она должна овладеть массами и стать мировоззрением передового,прогрессивного,революци-
онного класса,заинтересованного в изменении существующего общест-венного строя и способного повести за собой трудящиеся классы.
Таким классом, по мнению Маркса и Энгельса, является пролета-риат.Марксизм прямо и открыто признавал классовый характер своей
идеологии, провозглашал служение пролетариату и его партии своим высшим принципом.
Философию марксизма продолжали и развивали соратники и после-дователи Маркса и Энгельса – И.Дицген,П.Лафарг,А.Лабриола,