Основные направления и представители постклассической западной философии
Философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон)
Первый позитивизм | ||
(Конт, Спенсер, Милль) | ||
Второй позитивизм – эмпириокритицизм, махизм | ||
Позитивизм | (Мах, Авенариус) | |
Неопозитивизм | ||
(Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел, Витгенштейн) |
Постпозитивизм
(Поппер, Кун .Лакатос)
Неотомизм (Жильсон, Маритэн)
Экзистенциализм (Камю, Сартр, Ясперс, Хайдеггер)
Психоанализ (Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм)
Прагматизм (Пирс, Джемс, Дьюи, Хук)
Персонализм (Бердяев, Шестов, Ройс, Мунье, Лакруа)
Феноменология (Гуссерль)
Философская антропология (Шелер, Гелен, Плесснер)
Неокантианская школа (Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт)
Неогегельянская (Брэдли, Ройс)
Марксизм, ленинизм (Маркс, Энгельс, Ленин)
Одним из основных течений в философии XIX–XX вв. явился пози-тивизм.Позитивисты утверждали,что знания о мире,человеке и общест-ве, необходимые в практической жизни, предоставляют лишь естествен-
ные науки. Это «позитивное знание» противопоставлялось традицион-ной философии как «метафизике». В истории позитивизма выделяют сле-дующие периоды:
▪ первый позитивизм (Конт, Спенсер, Милль);
▪ второй позитивизм – эмпириокритицизм, махизм (Мах, Авенариус);
▪ неопозитивизм (Шлик, Карнап, Нейрат, Рассел, Витгенштейн);
▪ постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос).
▲ Основатель позитивизма – Огюст Конт (1798–1857 гг.) – впервые призвал к преодолению противоположности материализма и идеализма.
Конт высказал тезис о том, что наука заменила собой традиционную философию. Вместо того, чтобы отвечать на вопрос какова сущность явлений (а это задача метафизики), наука должна на основе описания внешней структуры явлений, отвечать на вопрос о том, как протекают явле-ния, выводить законы, определять функциональные (не причинные) отношения между элементами данной структуры.
Конт отмечает, что человечество в своем духов-ном развитии последовательно пользовалось тремяметодами познания:
– теологическим –явления объяснялись сверхъестественными фак-торами;
– метафизическим – при объяснении использовались философские абстракции – Абсолют, Идея и т. п.;
– позитивным – познание реальных законов, лежащих в основе природных явлений. Предыдущие стадии должна смениться позитивной.
Конт явился основателем социологии как науки, им был введен термин «социология». В социологии он исходил из тезиса, что «миром управляют и двигают идеи».
▲ Герберт Спенсер (1820–1903гг.)считал,что задача науки состо-
ит в познании сосуществования и последовательности явлений. Он допус-кал, что существует некая единая «Сила» или «Мощь», но они – тайна, в
принципе непознаваемая человеческим разумом.
Задачей философии является систематизация научного знания. Наи-более общими истинами, к которым приводит анализ действительности являются понятия вещества, движения, силы, эволюции.
Спенсер уделял особое внимание эволюции, ее он характеризовал как высший закон всего существующего. В эволюции им выделялись следующие моменты:
• интеграция (переход от бессвязности к связности);
• дифференциация (переход от однородного к разнородному);
• возрастание порядка (переход от неопределенности к определенно-сти). Спенсер считал, что эволюция имеет предел – равновесие системы,
когда уравновешиваются все противодействующие силы, в частности, в обществе – консервативные и прогрессивные силы. Но состояние равно-весия сменяется разложением под влиянием внешних сил, затем возможно новое равновесие и т. д.
▲ «Второй позитивизм» – эмпириокритицизм – возглавили ЭрнстМах (1838–1916гг.)и Рихард Авенариус (1843–1896гг.).
Мах выступил против понимания материи как объективной ре-альности. Все существующее – совокупность ощущений, «комплексы ощущений образуют тела». Махисты использовали понятие «элементымира».Их они хотели представить как нечто«нейтральное»по отноше-нию к материи и сознанию, утверждая, что «элементы мира» могут быть в одном отношении физическими, а в другом – психическими.
Махисты утверждали, что между физическими и психическими
«элементами» существует неразрывная связь, одни не могут существовать без других.
Авенариус заявлял о «принципиальной координации» нашего Я и среды (не-Я). Сознание человека – центральное звено, внешний мир – противоположен ему, несмотря на это, они неразрывно связаны друг с другом, что свидетельствует о субъективно идеалистической позиции.
▲ Становлению и развитию неопозитивизма способствовал Бертран Рассел (1872–1970 гг.), счи-тавший, что все «подлинно философские» проблемы сводятся к проблемам логики. С точки зрения неопо-зитивизма предметом философии должен стать ана-
лиз языковых форм сознания.Задача философии–не в обнаружении фактов, их обобщении, а в логиче-ском анализе высказываний (суждений, а также умо-
заключений) науки с целью прояснения знаний. При этом следует создать на основе логики искусственный язык.
В неопозитивизме сложились два направления: логический позити-