Тема 5. становление и основные направления
ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
«БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»
УЧЕБНЫЙ ГОД
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: К.Ф.Н., СТ.ПР. АЛИСА ИЛЬДАРОВНА ГАДЕЛЬШИНА
ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ.
КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И МЕСТО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ (2 ЧАСА)
1. Дайте определение понятию:
Философия____________________________________
2. Дайте определение понятию:
Онтология____________________________________
3. Дайте определение понятию:
Гносеология___________________________________
4. Назовите основные функции философии (дайте им краткую характеристику):
1.______________________________________________2.______________________________________________3.______________________________________________4.______________________________________________5.______________________________________________6.______________________________________________7.______________________________________________8.______________________________________________9.___________________________________________
5. Назовите три основные формы мировоззрения и дайте им определения:
1.______________________________2.______________________________3.______________________________
6. Запишите три основные формы философского мировоззрения и дайте им краткую характеристику:
1.______________________________2.______________________________3.___________________________
7. Дайте краткую характеристику основным отраслям философского знания:
Логика__________
Этика___________
Эстетика________
Философская антропология________________________________________________________
Аксиология______
Социальная философия____________________________________________________________
8. Метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей называется:
_____________________________
9. Метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новый посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод, называется:
_____________________________
10. Метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы, называется:
_____________________________
ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (4 ЧАСА)
ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (2 ЧАСА)
1. Назовите древнейшее философское учение Китая, основателем которого является Лао Цзы
_____________________________
2. Дайте определение понятиям:
Дао___________________________________________________________ Дэ___________________________________________________________
Ци____________________________________________________________
3. Назовите главный источник Конфуцианства как философской школы
_____________________________
4. Дайте определение понятию Веды
______________________________________________
5. Назовите учения, оппозиционные ведам
_____________________________
6. Назовите школы, развивающие ведическое учение
_____________________________
7. Дайте определение понятиям:
Сансара_______________________________________ Карма__________________________________________ Мокша________________________________________ Ахимса_________________________________________
8. Назовите 4 благородные истины
_____________________________________________
9. Назовите основателя:
Конфуцианства_______________________________
Даосизма_____________________________________
Буддизма______________________________________
Джайнизма___________________________________
10. Назовите основополагающие принципы Конфуцианства
________________________________
ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (4 ЧАСА)
ЗАНЯТИЕ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 ЧАСА)
1. Дайте определение понятию
Космоцентризм________________________________
2. Укажите, что явилось первопричиной сущего для следующих философов:
Фалес___________________________
Анаксимандр__________________
Анаксимен____________________
Гераклит_____________________
Пифагор________________________
Демокрит____________________
3. Назовите представителей милетской школы
_____________________________________________
4. Дайте определение понятию
Софизм_______________________________________
5. Охарактеризуйте диалектический метод Сократа "Майевтику"
______________________________________________________________________________
6. Дайте определение понятию
Апория_________________________________________
7. Назовите основные произведения
Платона_______________________________________________________ Аристотеля___________________________________________________
8. Укажите типы государств, выделяемых Аристотелем (дайте им характеристику)
1_______________________________2_______________________________3_______________________________4_______________________________5_______________________________6_____________________________
9. Отметьте, какие семь типов государства выделяет Платон
1_______________2_______________3_______________4_______________5_______________6_______________7_____________
10. Какие 3 сословия выдвигает Платон в идеальном государстве (укажите сферу деятельности каждого сословия)
1_______________________________________________________________2_______________________________________________________________3_______________________________________________
ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 ЧАСА)
1. Дайте определение понятиям
Теоцентризм_____________________________________
Экзистенция____________________________________Эссенция_____________________________________
2. Дайте определения понятиям
Патристика____________________________________
Схоластика_____________________________________
3. Укажите чем отличаются между собой два противоположных направления Средневековой теологической философии - Номинализм и Реализм
________________________________________________
4. Назовите видных представителей
Реализма_____________________________________
Номинализма__________________________________
5. Назовите основные произведения
Августина Блаженного____________________________________________________________
Фомы Аквинского________________________________________________________________
6. Назовите, к какому направлению относятся следующие философы: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей
_______________________________________________
7. Назовите основоположника Реформации
_______________________________
8. Укажите характерные черты эпохи Возрождения
________________________________
9. Дайте краткую характеристику основным направлениям философии Возрождения
Гуманистическое_________________________________________________
Неоплатоническое_______________________________________________
Натурфилософское_______________________________________________
Реформационное________________________________
Политическое__________________________________
Социалистическо-утопическое__________________________________________________
10. Назовите основных представителей арабской Средневековой философии
________________________________________________________________________________
ТЕМА 4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ЧАСА)
ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ XVII - XVIII ВВ. (2 ЧАСА)
1. Дайте определение понятиям:
Эмпиризм_____________________________________
Рационализм_____________________
_______________
2. Выделите из нижеперечисленных философов представителей
Эмпиризма______________________________________
Рационализма____________________________________
(Декарт, Бэкон, Спиноза, Гоббс, Локк, Дьюи, Лейбниц)
3. Назовите автора всемирно известного афоризма "Я мыслю, следовательно существую"
_______________________________
4. Дайте определение понятию субстанция
Декарт__________________________________________
Спиноза________________________________________
5. Назовите автора известного высказывания "Знание-сила"
_______________________________________________
6. Охарактеризуйте пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность (согласно Бэкону)
Путь паука___________________________
Путь муравья_________________________
Путь пчелы__________________________
7. Охарактеризуйте "призраки" ("идолы"), которые, согласно Бэкону, препятствуют человеку получить истинные знания:
Призрак рынка___________________________________________
Призрак пещеры_________________________________________
Призрак театра_________________________________________
Призрак рода__________________________________________
8. Охарактеризуйте сущность теории общественного договора Т.Гоббса
______________________________________________________________________________
9. Дайте определение понятию Монада. Назовите философа, выдвинувшего теорию о монадах.
________________________________________________________________
10. Назовите основных представителей:
Деистического направления в философии Французского Просвещения XVIII века
________________________________________________________________
Атеистическо-материалистического направления в философии Французского Просвещения XVIII века
_______________________________________________________________
Утопическо-социалистического направления в философии Французского Просвещения XVIII века
______________________________________________________________
ТЕМА 4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ЧАСА)
ЗАНЯТИЕ 2. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 ЧАСА)
1. Назовите основных представителей Немецкой классической философии
_____________________________________________
2. Назовите основные периоды в творчестве Канта и укажите его основные работы
Периоды________________________________________Работы_______________________________________________________
3. Дайте определение понятиям
Трансцендентное______________________________________________
Трансцендентальное_____________________________________________
Априори______________________________________________________
Апостериори___________________________________________________
4. Какие три разновидности Категорического императива имеет Дух, согласно Гегелю
_____________________________________________________________________________
5. Дайте определение понятию Диалектика, сформулированному Гегелем
________________________________________________________________________________
6. Как называется концепция, разработанная Фихте
______________________________________________________________________________
7. Укажите, что есть природа для Шеллинга
_______________________________
8. Назовите основные работы Гегеля
_______________________________
9. Назовите философа, чья философия считается завершающим этапом Немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии
______________________________________________________________________________
10. Назовите, кто из нижеперечисленных философов представляет
Объективный идеализм_____________________________________________________________________
Субъективный идеализм______________________________________________________________________
Антропологический материализм__________________________________________________________________
(Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах)
ТЕМА 5. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ (4 ЧАСА)