Тема 5. становление и основные направления

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 2 КУРСА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

«БИЗНЕС-ИНФОРМАТИКА»

УЧЕБНЫЙ ГОД

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: К.Ф.Н., СТ.ПР. АЛИСА ИЛЬДАРОВНА ГАДЕЛЬШИНА

ТЕМА 1. ФИЛОСОФИЯ.

КРУГ ЕЁ ПРОБЛЕМ И МЕСТО В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ (2 ЧАСА)

1. Дайте определение понятию:

Философия____________________________________

2. Дайте определение понятию:

Онтология____________________________________

3. Дайте определение понятию:

Гносеология___________________________________

4. Назовите основные функции философии (дайте им краткую характеристику):

1.______________________________________________2.______________________________________________3.______________________________________________4.______________________________________________5.______________________________________________6.______________________________________________7.______________________________________________8.______________________________________________9.___________________________________________

5. Назовите три основные формы мировоззрения и дайте им определения:

1.______________________________2.______________________________3.______________________________

6. Запишите три основные формы философского мировоззрения и дайте им краткую характеристику:

1.______________________________2.______________________________3.___________________________

7. Дайте краткую характеристику основным отраслям философского знания:

Логика__________

Этика___________

Эстетика________

Философская антропология________________________________________________________

Аксиология______

Социальная философия____________________________________________________________

8. Метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей называется:

_____________________________

9. Метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новый посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод, называется:

_____________________________

10. Метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы, называется:

_____________________________

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (4 ЧАСА)

ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (2 ЧАСА)

1. Назовите древнейшее философское учение Китая, основателем которого является Лао Цзы

_____________________________

2. Дайте определение понятиям:

Дао___________________________________________________________ Дэ___________________________________________________________

Ци____________________________________________________________

3. Назовите главный источник Конфуцианства как философской школы

_____________________________

4. Дайте определение понятию Веды

______________________________________________

5. Назовите учения, оппозиционные ведам

_____________________________

6. Назовите школы, развивающие ведическое учение

_____________________________

7. Дайте определение понятиям:

Сансара_______________________________________ Карма__________________________________________ Мокша________________________________________ Ахимса_________________________________________

8. Назовите 4 благородные истины

_____________________________________________

9. Назовите основателя:

Конфуцианства_______________________________

Даосизма_____________________________________

Буддизма______________________________________

Джайнизма___________________________________

10. Назовите основополагающие принципы Конфуцианства

________________________________

ТЕМА 2. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (4 ЧАСА)

ЗАНЯТИЕ 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 ЧАСА)

1. Дайте определение понятию

Космоцентризм________________________________

2. Укажите, что явилось первопричиной сущего для следующих философов:

Фалес___________________________

Анаксимандр__________________

Анаксимен____________________

Гераклит_____________________

Пифагор________________________

Демокрит____________________

3. Назовите представителей милетской школы

_____________________________________________

4. Дайте определение понятию

Софизм_______________________________________

5. Охарактеризуйте диалектический метод Сократа "Майевтику"

______________________________________________________________________________

6. Дайте определение понятию

Апория_________________________________________

7. Назовите основные произведения

Платона_______________________________________________________ Аристотеля___________________________________________________

8. Укажите типы государств, выделяемых Аристотелем (дайте им характеристику)

1_______________________________2_______________________________3_______________________________4_______________________________5_______________________________6_____________________________

9. Отметьте, какие семь типов государства выделяет Платон

1_______________2_______________3_______________4_______________5_______________6_______________7_____________

10. Какие 3 сословия выдвигает Платон в идеальном государстве (укажите сферу деятельности каждого сословия)

1_______________________________________________________________2_______________________________________________________________3_______________________________________________

ТЕМА 3. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ (2 ЧАСА)

1. Дайте определение понятиям

Теоцентризм_____________________________________

Экзистенция____________________________________Эссенция_____________________________________

2. Дайте определения понятиям

Патристика____________________________________

Схоластика_____________________________________

3. Укажите чем отличаются между собой два противоположных направления Средневековой теологической философии - Номинализм и Реализм

________________________________________________

4. Назовите видных представителей

Реализма_____________________________________

Номинализма__________________________________

5. Назовите основные произведения

Августина Блаженного____________________________________________________________

Фомы Аквинского________________________________________________________________

6. Назовите, к какому направлению относятся следующие философы: Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей

_______________________________________________

7. Назовите основоположника Реформации

_______________________________

8. Укажите характерные черты эпохи Возрождения

________________________________

9. Дайте краткую характеристику основным направлениям философии Возрождения

Гуманистическое_________________________________________________

Неоплатоническое_______________________________________________

Натурфилософское_______________________________________________

Реформационное________________________________

Политическое__________________________________

Социалистическо-утопическое__________________________________________________

10. Назовите основных представителей арабской Средневековой философии

________________________________________________________________________________

ТЕМА 4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ЧАСА)

ЗАНЯТИЕ 1. ФИЛОСОФСКИЕ СИСТЕМЫ XVII - XVIII ВВ. (2 ЧАСА)

1. Дайте определение понятиям:

Эмпиризм_____________________________________

Рационализм_____________________

_______________

2. Выделите из нижеперечисленных философов представителей

Эмпиризма______________________________________

Рационализма____________________________________

(Декарт, Бэкон, Спиноза, Гоббс, Локк, Дьюи, Лейбниц)

3. Назовите автора всемирно известного афоризма "Я мыслю, следовательно существую"

_______________________________

4. Дайте определение понятию субстанция

Декарт__________________________________________

Спиноза________________________________________

5. Назовите автора известного высказывания "Знание-сила"

_______________________________________________

6. Охарактеризуйте пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность (согласно Бэкону)

Путь паука___________________________

Путь муравья_________________________

Путь пчелы__________________________

7. Охарактеризуйте "призраки" ("идолы"), которые, согласно Бэкону, препятствуют человеку получить истинные знания:

Призрак рынка___________________________________________

Призрак пещеры_________________________________________

Призрак театра_________________________________________

Призрак рода__________________________________________

8. Охарактеризуйте сущность теории общественного договора Т.Гоббса

______________________________________________________________________________

9. Дайте определение понятию Монада. Назовите философа, выдвинувшего теорию о монадах.

________________________________________________________________

10. Назовите основных представителей:

Деистического направления в философии Французского Просвещения XVIII века

________________________________________________________________

Атеистическо-материалистического направления в философии Французского Просвещения XVIII века

_______________________________________________________________

Утопическо-социалистического направления в философии Французского Просвещения XVIII века

______________________________________________________________

ТЕМА 4 ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ (4 ЧАСА)

ЗАНЯТИЕ 2. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ (2 ЧАСА)

1. Назовите основных представителей Немецкой классической философии

_____________________________________________

2. Назовите основные периоды в творчестве Канта и укажите его основные работы

Периоды________________________________________Работы_______________________________________________________

3. Дайте определение понятиям

Трансцендентное______________________________________________

Трансцендентальное_____________________________________________

Априори______________________________________________________

Апостериори___________________________________________________

4. Какие три разновидности Категорического императива имеет Дух, согласно Гегелю

_____________________________________________________________________________

5. Дайте определение понятию Диалектика, сформулированному Гегелем

________________________________________________________________________________

6. Как называется концепция, разработанная Фихте

______________________________________________________________________________

7. Укажите, что есть природа для Шеллинга

_______________________________

8. Назовите основные работы Гегеля

_______________________________

9. Назовите философа, чья философия считается завершающим этапом Немецкой классической философии и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии

______________________________________________________________________________

10. Назовите, кто из нижеперечисленных философов представляет

Объективный идеализм_____________________________________________________________________

Субъективный идеализм______________________________________________________________________

Антропологический материализм__________________________________________________________________

(Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг, Фейербах)

ТЕМА 5. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСО­ФИИ (4 ЧАСА)

Наши рекомендации