Примерный перечень простых практических контрольных заданий к зачету с оценкой для оценивания результатов обучения в виде умений.
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВИДЕ ЗНАНИЙ.
1. Метод юридической науки (ВК-1)
2. Юридическая наука и юридическая практика: вопросы соотношения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
3. Юридическая догма: становление и роль в современном правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
4. Юридические конструкции в правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
5. Сущностные черты классической науки. (ВК-1)
6. Неклассическая наука и ее особенности. (ВК-1)
7. Постнеклассическая наука. (ВК-1)
8. Научная рациональность: понятие и содержание. (ВК-1)
9. Типы научной рациональности. (ВК-1)
10. Условия и критерии научности юридического исследования. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
11. Социокультурная обусловленность науки. (ВК-1)
12. Социально-правовой эксперимент. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
13. Конкретно-социологические исследования в праве. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
14. Взаимоотношение науки и религии в современной культуре. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
15. Научная деятельность и ее структура. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
16. Основные уровни научного знания. (ВК-1)
17. Методы эмпирического познания. (ВК-1)
18. Методы теоретического познания. (ВК-1)
19. Научные законы и их классификация. (ВК-1)
20. Научная теория и ее структура. (ВК-1)
21. Гипотеза как форма развития научного знания. (ВК-1)
22. Научный объект: понятие и типы. (ВК-1)
23. Научное доказательство и его виды. (ВК-1)
24. Модели в праве и правоведении. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
25. Особенность гуманитарного знания. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
26. Вненаучное социальное знание и методы его получения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
27. Юридическое мышление. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
28. Методология права: понятие и место в системе юриспруденции. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
29. Проблемы предмета юридической науки. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
30. Гносеологические аспекты методологии правоведения. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
31. Инструментальные аспекты юридической методологии. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
32. Методологический плюрализм в исследовании правовых явлений. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
33. Понятие и значение принципов правового познания. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
34. Герменевтический подход к праву. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
35. Принцип единства предмета и метода познания в правоведении. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
36. Системный подход в юридическом исследовании. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
37. Деятельностный подход в правоведении. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
38. Принцип историзма в юридической методологии. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОСТЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ К ЗАЧЕТУ С ОЦЕНКОЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ВИДЕ УМЕНИЙ.
1. Кому принадлежит фраза: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим «естественным» законом»? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
2. Р.Декарт был убежден, что есть два пути открытия нового знания в науке. "Эти два пути, - писал он, - являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше - все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению". Какие это два пути, по Декарту? (ВК-1)
3. По мнению этого философа, знание - высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей: сдержанности, мужества и справедливости. Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1)
4. Кому принадлежит выражение:«Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, - народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». Кто этот философ? Что обозначает эта формулировка? Дайте обоснование суждению. (ВК-1, ОК-3,)
5. Дайте характеристику понятию: «осевое время». Когда оно возникло? (ВК-1)
6. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) - доминиканский монах, ученый-богослов, один из главных идеологов римской католической церкви и создателей схоластики придерживался теоцентрического понимания права. В чем заключалась его концепция иерархии законов? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
7.Школа глоссариев возникла в начале XII века, в Болонье. Ее основателем принято считать Ирнерия (1085 – 1125гг.), его последователями: Булгар, Мартин Гозия, Яков, Гуго де Порта Равеньяна. В чем заключалась деятельность глоссаторов? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
8. Школа постглоссаторов или комментаторов (среди которых особенно выделялся юрист Бартоло да Сассоферрато (1314 – 1357 гг.)) существенно отличалась от глоссаторов. В чем это отличие? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
9. Каковы критерии разграничения исторических форм научной рациональности? Дайте им характеристику. (ВК-1)
10. Назовите ключевые принципы классической юридической науки. Дайте им характеристику. (ВК-1)
11. Какие юридические научные школы, актуализируются в интеллектуальном пространстве неклассической юриспруденции? (ВК-1)
12. Какая наука в постнеклассический период развития рационализма обретает статус «науки наук»? Дайте пояснения. (ВК-1)
13. В русле какого направления юридической науки развиваются идеи неопозитивизма? Дайте им характеристику. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
14. Чем обусловлена спецификация общенаучных методов в социально-гуманитарных исследованиях. Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
15. Ключевой принцип натурализма - принцип натуралистического редукционизма. В чем заключается его смысл? (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
16. Каковы сильные стороны юснатурализма как метода объяснения правовых явлений? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
17. Каковы перспективы натурализма как метода изучения правовой сферы жизни общества? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
18. Почему герменевтику рассматривают как альтернативную натурализму методологическую позицию? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
19. Дайте характеристику концепции: «естественное право с меняющимся содержанием». (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
20. В чем заключается суть синергетического понимания эволюции правовой системы? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
21. Что означает понятие «правовая энтропия»? Каково его содержание? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
22. Как с позиций синергетики объясняется происхождение права? Дайте пояснения. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
23. Дайте характеристику основным процедурам герменевтического метода. Что такое герменевтический круг? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
24. Какой путь исследования права предлагает феноменология? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
25. В чем близость феноменологического метода к методу «отнесения к ценности»? (ВК-1, ОК-3, ОК-5)
26. Методология юридической науки как одной из наук социально-гуманитарного профиля – сложное гетерогенное образование. Она может быть представлена как система оппозиций. Покажите, какие парные методологические программы альтернативны относительно друг друга. (ВК-1, ОК-1, ОК-3, ОК-5)
А | Герменевтика | А | Натурализм | |
Б | Аксиология | Б | Прагматизм | |
В | Феноменология | В | Позитивизм (неопозитивизм, пост-позитивизм) | |
Г | Структурализм (постструктурализм) | Г | Структурный функционализм | |
Д | Культурно-исторический подход | Эволюционизм (формационный подход) |
27. Один из философов Нового времени был уверен, что разработал метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе этого метода открытия - индуктивное обобщение данных опыта. Он писал: "Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, - мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем или линейкой. Так обстоит и с нашим методом". Кто был этот философ? Поясните его позицию. (ВК-1)
28. Методология юридических исследований, базирующаяся на представлении о праве как надстройке над экономическим базисом, эволюционно развивающейся и проходящей первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и социалистическую стадии, представляет формационный подход. Поясните его. (ВК-1, ОК-3, ОК-5)