Место дисциплины в стуктуре опо впо
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени
Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
« УТВЕРЖДАЮ»
Первый проректор
_______________В.Н Прокошев
«_____» ______2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
«ФИЛОСОФИЯ»
Направление подготовки 030900 «юриспруденция», 036401 «таможенное дело»
Профиль подготовки бакалавр
Квалификация ( степень) выпускника – бакалавр
Форма обучения очная
Семестр | Трудоемкость зач. ед,час. | Лекций, час. | Практич. занятий, час. | Лаб. час. | СРС, час. | Форма промежуочного контроля (экз./зачет) |
2 сем. | 2 зач. ед. 72 час. | Диф. Зачет | ||||
Итого |
Владимир 2012
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целями освоения дисциплины «Философия», соотнесенными с общими целями ООП ВПО являются:
1) Информационно-образовательные:
- ознакомление студентов с мировоззренческим, догматическим, историческими и социально-нормативным аспектами философии ролью в обществе;
- формирование у студентов систематических представлений о философских обоснованиях мировоззрения и социальных явлений;
- формирование у студентов систематических представлений о специфике различных функций философии.
2) Культурологические:
- формирование у студентов систематических представлений об основных этапах и направлениях философии в культуре Древнего мира, Средних веков, эпохи Возрождения; Нового времени.
- формирование у студентов понимания роли и места философии в мировой цивилизации;
- формирование у студентов нормативно-ценностных, личных и социальных ценностей.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
Общекультурные (ОК):
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, подготовке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1)
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2)
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и философским традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия (ОК-11)
- способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-12)
- умение работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-15)
Профессиональные компетенции (ПК):
- способность к работе в архивах и музеях, библиотеках, владеет навыками необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах, применять их в изучении философии (ПК-9)
- способность к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований (ПК-10)
- способность применять основы полученных знаний в профессиональной деятельности (ПК-11)
Задачи дисциплины :
1) Аксиологические:
-формирование у студентов практических навыковпубличного обсуждения ценностно-смысловых аспектов философских знаний;
-формирование у студентов способности к самостоятельному выбору культурной парадигмы и обоснованию личных ценностных ориентиров;
-формирование у студентов ценностей, ориентирующих на гражданскую солидарность и социальное сотрудничество представителей различных мировоззренческих убеждений и конфессий.
2) Практикоориентирующие:
- формирование у студентов навыков учета философских знаний, философски подходить в повседневной жизни и профессиональной деятельности;
- адаптация студентов к личным и деловым контактам с представителями различных сословий и статусов;
-формирование у студентов практических навыков толерантности.
– закрепление и практическое усвоение учебных программ по философии, раскрыть их практически-действенную сторону и сделать интеллектуально привлекательными, интересными и доступными для изучения.
- в рамках СРС, студент, обращаясь к материалам лекционного курса и другим источникам должен уметь решать тесты и проблемные вопросы.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТУКТУРЕ ОПО ВПО
Дисциплина «Философия»включена в раздел Б.3.2.17 Вариативной части профессионального цикла учебного плана направления бакалавриата по ФГОС 3-го поколения « ».
Изучение философии требует междисциплинарного подхода, так как сложность объектов философии, как правило, более сложные, чем природные или технические, поэтому требуют для их осмысления разнообразные исторические, религиозные, литературные, искусствоведческие, этнологические и логические подходы.
Следует отметить, что дисциплина «Философия» является комплексной междисциплинарной и базируется на фактологическом материале таких областей знаний как: «Логика», «Религиоведение», «Отечественная история», «Этнология». А так же то, что объем знаний, полученных в результате изучения этой дисциплины, лягут в основу изучения таких дисциплин как «Социология», «Политология», Дисциплина «Религиоведение», дает базовые представления о православии, влияние его на культуру различных стран и народов, представление о наиболее важных религиозных феноменах и их взаимосвязь с другими формами духовной культуры - искусством, наукой и философией. Итерпретативный (герменевтический) и ралигиоведческий подходы, позволяют рассматривать православие как целостный феномен взаимосвязи культуры и групповых, конфессиональных и глобальных форм, а так же идентификациировать и самоутверждать православную культуру в обществе.
Велика роль взаимодействия философии и частных (конкретных) наук. Философия делает предметом своего анализа обобщение частных наук, выявляя более общие закономерности и тенденции. Основным методом при этом является философский анализ любой дисциплины и изучаемого в ней материала. Философия влияет на мировоззрения любого ученого. Философия призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека, поэтому связь ее с любимы науками огромна.
1. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
Знать:основы основные положения философских знаний, мировоззренческие, теоретические и методологические функции философии , основные этапы и направления развития философии, основы философского понимания мира (ОК-11).
2. Уметь:
- вести поиск информации, анализировать ее, делать выводы, логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, четко излагать свою мысль, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, находить аргументы (ОК-2)
- использовать изученный материал в подготовке рефератов, проводимых исследований (ПК-10)
- перерабатывать и использовать философский и научный и музейный материал, а так же владеть навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах (ПК-9)
- использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК12)
3. Владеть:культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения. (ОК-1)
- коммуникативными, интеллектуальными и творческими методами подачи информации (ОК-15)
- большим запасом знания, чтобы максимально реализовать их в исследовательской и профессиональной деятельности (ПК11).
4.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часов.
№ п\п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Лек. Прак. С.р. тр..ч. | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Раздел 1.Мировоззренческое, методологическое значение философии. Основные функции. | 1-6 | ОУР. 6/20 | Рейтинг-контроль 1 (тестирование) – 30 баллов максимум | |||||
Раздел 2. Основы философского понимания мира | 7-12 | 3/10 | Рейтинг-контроль 2 (тестирование, презентация по теме, подготовленная студентом на электронном носителе) -30 балов максимум | |||||
Раздел 3. Философия Нового времени | 14-18 | 3/6 | Зачетная работа: реферат (25-30 листов)- 40 баллов максимум | |||||
Итого: | 1-18 | 12/36 | 100 баллов |
Темы, разделы дисциплины | Кол-во Часов | ||||||||||
Общепрофессиональные компетенции | |||||||||||
ОК-1 | ОК2 | ОК-11 | ОК-12 | ОК15 | ПК-9 | ПК-10 | ПК-11 | Общее количество компетенций | |||
Раздел 1. Мировоззренческое, методологическое значение философии. Основные функции. | + | + | + | + | + | ||||||
Тема 1.Основные этапы философии. Античная философия. Функции философии и роль. | + | + | + | + | |||||||
Тема 2. Антропология. Обзор философии о человеке. | + | + | + | + | |||||||
Раздел 2. Основы философского понимания мира | |||||||||||
Тема 3.Средневековая философия. Философия и религия. | + | + | + | + | |||||||
Тема 4. Онтология. Учение о бытии. | + | + | + | + | + | ||||||
Тема 5. Русская философия.XIX века.. | + | + | + | + | |||||||
Тема 6. Немецкая классическая философия. | + | + | + | + | |||||||
Раздел3. Философия Нового времени | |||||||||||
Тема 7. Основные направления современной философии. | + | + | + | + | |||||||
Тема 8. Основные черты философии Нового времени. | + | + | + | + | |||||||
Итого | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | ||
Вес компетенции (л) | 1,0 |