Материалистические и диалектические тенденции в русской философии
В своих основных моментах русская философия проходит главные этапы развития мировой философской мысли. Материалистическую, диалектическую и атеистическую тенденции в русской философии XIX века развивали В.Г.Белинский(1811-48),А.И.Герцен (1812-70), Н.Г.Чернышевский (1828-89) и другие мыслители.
В своих зрелых работах В.Г.Белинский, давая высокую оценку диалектике Гегеля, критиковал его идеализм и показывал, что разум не есть что-то самодовлеющее, первичное, по отношению к физическому миру, разум – порождение материи на высшей фазе её развития и одновременно отражение мира. Белинский отверг претензии Гегеля на достижение абсолютной истины. В истине он видел процесс бесконечного развития знания. Критикуя агностицизм и учитывая взаимосвязь индивидуального и общечеловеческого в познании, он отмечал, что «ограничен разум человека, но зато безграничен разум человеческий» (8,с.134).
А.И.Герцен, как и Белинский, материалистически решал основной вопрос философии. Чтобы отмежеваться от так называемых вульгарных материалистов, считавших сознание разновидностью материи, своё учение он называл реализмом, противопоставляя его как идеализму Гегеля, так и метафизическому материализму. Общий недостаток прежнего материализма Герцен справедливо усматривал в том, что в нём отсутствовала идея развития, что для него мир – это унылая картина смены одних и тех же состояний. Герцен материалистически истолковывал диалектику Гегеля и называл ее «алгеброй революции».
Одним из первых Герцен предпринял попытку преодолеть односторонности эмпиризма и рационализма. «Опыт и умозрение, - писал он, - две необходимые, истинные, действительные ступени одного и того же знания… взятые в противоположности, исключительно и отвлечённо, они так же не приведут к делу, как анализ без синтеза или синтез без анализа… Опыт есть хронологически первое в деле знания, но он имеет свои пределы, далее которых он или сбивается с дороги или переходит в умозрение» (6, с.97-98).
Герцен глубоко понимал и активно пропагандировал идею союза философии и естествознания. Он писал, что «философия без естествознания так же невозможна, как естествознание без философии» (2,с.93). Философия, по Герцену, не подменяет собой частные науки, по отношению к ним она должна выступать как совокупность руководящих принципов, как методология. В свою очередь, частные науки дают материал для развития философии. «Философия, не опертая на частных науках, на эмпирии – призрак» (6, с.101).
Существенный вклад в развитие материалистических и диалектических тенденций внёс Чернышевский. Материализм он определял как учение, в основе которого лежит «уважение к действительной жизни, недоверчивость к априорическим, хотя бы и принятым для фантазии, гипотезам» (7,с.54). Одну из главных задач философии Чернышевский видел в обосновании принципа материального единства мира и человека. Он настаивал на наличии неразрывной связи между органической и неорганической природой, между человеком и высшими животными и, наконец, между различными функциями человеческого организма.
Самым крупным, пожалуй, философским достижением Чернышевского было учение о практике как критерии истины. Вот что он писал: «Практика – великая разоблачительница обманов и самообольщений не только в практических делах, но также в делах чувства и мысли. Поэтому то в науке ныне принята она существенным критериумом всех опорных пунктов. Что подлежит спору в теории, на чистоту решается практикою действительной жизни» (7,с.180). Понятие практики Чернышевский не ограничивает экспериментом, как это зачастую было у прежних мыслителей, а видит в ней деятельность в самом широком смысле.
В ряде вопросов Чернышевский близко подходил к материалистическому объяснению общественной жизни. Это сказалось в признании им борьбы классов движущей силой общественного развития, народных масс – главным действующим лицом истории, зависимости идеологии и сознания людей от экономических условий их жизни. Вместе с Герценом Чернышевский был основоположником народничества – учения о переходе к социализму через крестьянскую общину.
В XXI веке дальнейшее развитие материализма и диалектики в России было осуществлено В.И.Лениным (1870-1924), который опирался на взгляды Белинского, Герцена, Чернышевского и особенно Маркса и Энгельса. Ленин внёс существенный вклад в понимание материи, выявил причины разразившегося в начале века методологического кризиса в науке, обогатил учение об истине и роли практики в познании.
Под руководством Ленина в России была предпринята попытка реализации ошибочной политической идеи Маркса о диктатуре пролетариата. На деле была установлена не диктатура пролетариата (последнее вообще невозможно, поскольку пролетариат как класс, отчуждённый от средств производства и культуры, не способен управлять обществом), а диктатура бюрократии, и в СССР возник не социализм или коммунизм, как многие полагали и искренне полагают сейчас, а государственный капитализм. Вместо множества частных собственников возник один – государство, а почти всё взрослое население страны превратилось в единый, лишённый средств производства и производимых продуктов, класс – класс наёмных работников государства. В настоящее время в России и странах СНГ в результате приватизации средств производства происходит возврат от государственного капитализма к капитализму обычному. Переход к социализму произойдёт позднее, когда человек будет полностью освобождён техникой от непосредственного участия в материальном производстве.