ПРИЛОЖЕНИЯ
КУРС ФИЛОСОФИИ В ТАБЛИЦАХ
Таблица 1. Четыре эпохи в философии |
№ п/п | Историческая эпоха философии | Главный философский интерес |
| Античность VI в. до н.э.-III в. н.э. | Космос |
| Средние века IV-XIV вв. | Бог |
| Новое время XV-XIX вв. | Человек и общество |
| Новейшее время XX в. | Язык |
Таблица 2. Античная философия |
Этапы | Главный философский интерес |
Натурфилософия | Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.) Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.) Числа (Пифагор и др.) |
Интеллектуализм | Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.) |
Эллинистическая философия | Самодостаточность человека (киники) Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы) Человек и его космическая судьба (стоики) Мудрое молчание (скептики) |
Неоплатонизм | Иерархия: Единое - Благо - Мировой Ум - Мировая Душа - Материя |
Таблица 3. Средневековая философия |
Этап | Основной интерес | Основные идеи |
Философствование в вере (Августин) | Люби Бога, и тогда делай, что хочешь Воля как сущность личности Свобода как черта воли (а не разума) | Монотеизм Теоцентризм Креационум Вера в Бога Любовь к Богу Надежда на спасение Добрая воля |
Гармонизация веры и разума (Фома Аквинский) | Вера ведет разум, разум подкрепляет веру Философия - это введение к религии Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога | Совесть Духовность человека Символизм |
Примечание. В таблице в соответствии с избранной крупномасштабной классификацией философии Нового времени не конкретизируется рубрика "Авторы основных философских концепций" применительно к эпохе Возрождения. Безусловно, такие возрожденческие философы, как Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джордано Бруно, заслуживают самых лестных оценок. Вместе с тем следует признать, что даже лучшим философам эпохи Возрождения не удалось создать концепции, сравнимые по своей масштабности с творениями Декарта, Локка, Канта.
Таблица 4. Философия Нового времени |
Этап | Авторы основных философских концепций | Основной интерес |
XV-XVI вв. | | Гуманизм Эстетическое отношение к действительности |
XVII в. | Декарт | Ясные идеи и дедуктивные построения теории |
Локк | Теория познания: сенсуализм |
XVIII в. | Кант | Априорные принципы и их воплощение в науке и морали |
XIX в. | Гегель | Универсальная системная философия идей |
Маркс | Концепция общественного руда, критика капита-лизма |
Ницше | Критика "разумных" цен-ностей |
Таблица 5. Философия XX века |
Главное философское направление | Главный философский интерес |
Феноменология | "Работа" сознания с феноменами |
Герменевтика | Бытие человека в мире, поиск сущего |
Аналитическая философия | Логический анализ языка, употребление языка |
Постмодернизм | Деконструкция принятых в обществе правил поведения и ценностей; плюрализм |
Таблица 6. Философия о человеке |
Историческая эпоха философии | Что такое человек? |
Античность | Микрокосмос |
Душа + тело | Душа есть проявление идеи (Платон) Душа - это форма человека (Аристотель) |
Средние века | Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести |
Новое время | Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше) |
ХХ в. | Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи) |
Таблица 7. Философия об обществе |
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости |
Средние века | "Град земной", стремящийся к "граду небесному" |
Новое время | Люди, живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо) Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деятельности (Маркс) |
ХХ в. | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Соро-кин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) |
Примечание. В философии XX в. общество чаще всего характеризуется в соответствии с избранными им ценностными ориентирами. Но надо иметь в виду, что путь к этим ценностям может быть различным, а именно: феноменологическим, герменевтическим, аналитическим, постмодернистким.
Таблица 8. Три главные ценности |
Сферы жизнедеятельности человека | Главные ценности |
Практическая жизнь | Добро |
Чувственно-эстетическая жизнь | Красота |
Научная деятельность | Истина |
Примечание. Ценность - это интерпретация, в которой субъект или группа людей выражает свои предпочтения. Всякая интерпретация совершается посредством использования определённых философских методов.
Таблица 9. Философия о красоте |
Историческая эпоха философии | Что такое красота? |
Античность | Космически гармоничное и соразмерное |
Средние века | Символ божественного |
Новое время | Характеристика произведения искусства, созданного по законам разума, тяготеющего к принципам симметрии, пропорции, меры, гармонии, к простоте стиля, уравнове-шенности композиций (классицизм) Характеристика произведения искусства, воплощающая многообразные способности личности, в том числе юмор, иронию, игру, сатиру (романтизм) |
ХХ в. | Ценность, выработанная на основе фено-менологического метода и выражающая единство человека и произведения искусства (феноменология) Сущность произведения искусства, ее открытие человеку в качестве истины (герменевтика) Эмоция (аналитическая философия) Воображение реально непредставимого, вызывающее чувство возвышенного (постмодернизм) |
Примечание. Под красотой в данном случае понимается главная ценность чувственно - эстетической жизни человека. Иначе говоря, красота не противопоставляется прекрасному или возвышенному.
Таблица 10. Философия о добре |
Историческая эпоха философии | Идеалы добра | Основные добродетели человека |
Античность | Благо | Мудрость, справедливость, мужество |
Средние века | Бог | Вера, любовь, надежда, совесть |
Новое время | Рассудочный свободный человек (Локк, Руссо) | Рассудочность, свобода |
Абсолютный нравственный закон (Кант) | Разумность, свобода |
Общество без эксплуатации (Маркс) | Преданность делу пролетариата |
Сверхчеловек (Ницше) | Воля к власти |
ХХ в. | Положительные ценности (феноменологи) | Умение пользоваться феноменологическим методом |
Достижение единства с сущим, с сущностью вещей (герменевтики) | Адекватно отвечать на зов вещи, соответствовать ему |
Умение посредством анализа языка учитывать последствия поступков (аналитик) | Быть последовательным в своих действиях |
Деконструкция лого- и других центризмов (постмодернизм) | Умение "рассеивать" устоявшиеся ценности |
Таблица 11. Три концепции чувственного познания |
Философская концепция | Основное содержание концепции |
Локка | Чувства комбинируются, сравниваются, подвергаются абстракциями. В результате субъект формирует в своем сознании сложные чувства, знание об отношениях, идеи. |
Канта | Чувства упорядочиваются в соответствии с априорными принципами |
Гуссерля | Чувства вовлекаются в потоке воображения, так образуется эйдос, знаком которого является понятие и высказывание. Феноменологическая работа позволяет оценить исходные чувства |
Таблица 12. Что такое рациональное познание? |
Историческая эпоха философии | Природа рационального познания |
Античность | Идеи - это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон) Сущность - это форма вещи, ее внутрен-нее единство, природа которого выражения в правилах логики (Аристотель) |
Средние века | Рациональное познание оперирует универсалиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в самих вещах (средневековый реализм) Общее не существует, слова обозначают единичные вещи (номинализм) Общее представляет собой мысли - обобще-ния, концепции (концептуалисты) |
Новое время | Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это - рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возможность логики (Кант) Мысли - это продукт обработки чувств (сенсуализм Локка) Мышление - это наивысшая стадия познания, преодоление порога научности позволяющее оперировать идеями (Гегель) Мышление и логика есть отображение практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс) |
ХХ в. | Рациональное познание - это обобщение достигаемое в процессе феноменологической работы (феноменологи) Логика - это правила языка, она в первую очередь имеет дело со значениями и смыслами высказываний (аналитики) |
Таблица 13. Три современных концепции истины |
Концепция истины | Что такое истина? |
Соответствия | Соответствие высказываний фактам |
Когерентности | Согласованность высказываний, их непротиворечивость |
Прагматическая | Убеждения, способствующие успеху практики |
Таблица 14. Что такое истина? |
Историческая эпоха философии | Природа истины |
Античность | Истина - это проявление идеи (Платон) или сущности (Аристотель) |
Средние века | Бог, вот что является истиной |
Новое время | Истина - это соответствие чувств и идей фактам |
ХХ в. | Истина - это открывающаяся сущность вещи (герменевтики) Истина - это свойство высказывания, которому соответствуют факты (аналитики) |
Таблица 15. Уровни научного исследования |
Уровень научного исследования | Цели исследования |
Эмпирический | Добыть новые экспериментальные факты Сопоставить с фактами теорию, проверить степень ее эффективности |
Теоретический | Провести теоретическую интерпретацию экспериментальных фактов Придумать новую теорию, которая была бы эффективней старой |
Таблица 16. Три теоретических метода |
Теоретический метод | Характеристика |
Аксиоматический | Основанием теории избираются аксиомы. Из аксиом выводят теоремы. Сопоставление знания с экспериментальными фактами не проводится |
Гипотетико - дедуктивный | Выдвигаются гипотезы, из них дедуцируются новые сведения. Эффективность гипотез выявляется в процессе сопоставления теории с экспериментальными фактами |
Прагматический | Интерпретация фактов проводится на основе ценностей |
Таблица 17. Философия языка |
Философская концепция языка | Главное содержание философских концепций языка |
Философия имени | Имя 1- это единица языка, текста. Имя есть проявление идей (Платон), сущности (Аристотель, Лосев), Бога (средневековые философы). Имя есть метка, обозначение единичной вещи или ее единичных признаков (номиналисты) |
Философия предложения | Главной единицей языка, текста является предложение, высказывание. Предложение, если оно построено правильно, обладает значением и смыслом, функцией истинности/ложности |
Философия ценностных установок | Главной единицей языка является текст, для которого характерными являются ценностные установки автора, те цели, достижения которых он добивается |
Таблица 18. Философия техники |
Историческая эпоха философии | Интерпретации природы техники |
Античность | Техника - это воплощение умений ремесленника. Знание общего выше технического знания |
Средние века | Техника - это творчество человека в качестве отблеска божественного творчества |
Новое время | Техника - опредмечивание научных знаний человека, фактор освобождения человека от природы. Техника - это самостоятельная сила, которая в качестве средств труда определяет развитие общества (Маркс) |
ХХ в. | Техника при недостатке феноменологической работы выступает как продолжение науки и вместе с тем умаление жизненного мира человека (Гуссерль и другие феноменологи) Техника - это преграда, опасность, которую человек сам поставил перед собой, не продумав ее содержание и самое главное то, в какой степени техника соответствует сущности бытия человека в мире (Хайдеггер и герменевтики) Техника - это воплощение рациональности человека (аналитики) Техника - это проявление наиболее подходящего реалиям нашей эпохи технического подхода, точнее, философии технического подхода (Г.П. Щедровитский) |
Таблица 19. Философия природы |
Историческая эпоха философии | Интерпретация специфики природы |
Античность | Природа - это органическая часть космоса. Часто природа считалась одушевленной |
Средние века | Природа создана Богом по его собственному проекту. В иерархии Бог - человек - природа именно последним звеном является природа |
Новое время | Природа - это сила, которая противостоит человеку. Человек должен полностью подчинить ее себе. |
ХХ в. | Природа - это стихия, которая благодаря сознательной деятельности человека должна стать царством господства разума, ноосферой (В.И. Вернадский, Т. де Шарден) Природа - это мир проживания человека. Человек может понять природу благодаря герменевтическому методу (герменевтики) Природа - это наш дом, который должен благоустраиваться по законам рациональности, с учетом всевозможных последствий деятельности человека (аналитики) Природа - это сложная система, для которой характерны неравновесные состояния. Человек должен всячески стремиться обеспечить совместную эволюцию природы и общества (синергетическое понимание) |
Таблица 20. Второй (неприродный) пол |
Мужественность | Женственность | Молодость |
Логичность, склонность к обобщению, абстрактному мышлению, рациональность, практичность, решительность, постоянство, властность | Интуитивность, интерес к конкретному, чувствительность, сентиментальность, осторожность, тщательность, сострадательность, изменчивость | Жизненная непосредственность, стремление к неформальной общности, непрактичность, склонность к новациям, свободолюбие |
Таблица 21. Две интерпритации образования |
Образование - это подготовка | Образование - это усвоение достижений культуры |
Образование - это путь к приобретению тех навыков, которые нужны непосредственно на будущем рабочем месте. Ничего лишнего, только самое необходимое. Философия на рабочем месте не нужна | Образование - это максимально действенное включение человека в культуру человечества как одного целого. Подготовка нужна, но ее смысл состоит во всестороннем культивировании таких ценностей, как истина, добро, красота, творчество, ответственность. Философия занимает в образовании достойнейшее место |
ГОДЫ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ ФИЛОСОФОВ
Античность до н. э. Фалес (624-546) Парменид (540 - 470) Гераклид (535 - 470) Зенон (510 - 430) Сократ (469 - 399) Демокрит (460 - 371) Платон (427 - 347) Аристотель (384 - 322) Эпикур (341 - 270) Цицерон (106 - 43) Сенека (4 до н. э. - 65 н. э.) Плотин (204 - 270) Средневековье Августин А. (354 - 430) Боэций А. (480 - 524) Авиценна (980 - 1037) Ансельм (1033 - 1109) Абеляр П. (1079 - 1141) Аверроэс (1126 - 1198) Фома Аквинский (1221 - 1274) Оккам У. (1280 - 1349) Возрождение и Новое время Кузанский Н. (1401 - 1464) Фичино М. (1433 - 1499) Бруно Дж. (1548 - 1600) Бэкон Ф. (1561 - 1626) Гоббс Т. (1588 - 1679) Декарт Р. (1596 - 1650) Спиноза Б. (1632 - 1677) Локк Дж. (1632 - 1704) Лейбниц Г. (1646 - 1716) | Юм Д. (1711 - 1776) Гольбах П. (1723 - 1789) Кант И. (1724 - 1804) Фихте И. (1762 - 1814) Гегель Г. (1770-1831) Шеллинг Ф. (1775 - 1854) Шопенгауэр А. (1788 - 1860) Фейербах Л. (1804 - 1872) Маркс К. (1818 - 1883) Пирс Ч. (1839 - 1914) Джеймс У. (1842 - 1910) Ницше Ф. (1844 - 1900) Соловьёв В. С. (1853 - 1900) Новейшее время Фрейд З. (1856 - 1939) Гуссерль Э. (1859 - 1938) Бергсон А. (1859 - 1941) Лосский Н. О. (1870 - 1965) Рассел Б. (1872 - 1970) Бердяев Н. А. (1874 - 1948) Флоренский П. А. (1882 - 1937) Витгенштейн Л. (1889 - 1951) Хайдеггер М. (1889 - 1976) Карнап Р. (1891 - 1970) Лосев А. Ф. (1893 - 1988) Гадамер Г. (1900) Поппер К. (1902 - 1994) Сартр Ж.-П. (1905 - 1980) Куайн У. (р. 1908) Кун Т. (р. 1922) Фуко М. (1926 - 1984) Хабермас Ю. (р. 1929) Деррида Ж. (р. 1930) Ленк Г. (р. 1935) |
Примечание. Разумеется, выдающихся философов было и есть намного больше, чем здесь указано. Перечисленные шесть десятков имён дают читателю легкообозримую хронику. Изучающему философию следует в ней ориентироваться.