Теория общественно-экономической формации
К.Маркс представил всемирную историю как естественно-исторический, закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Используя в качестве основного критерия прогресса - экономический - тип производственных отношений (прежде всего, форму собственности на средства производства), Маркс в истории выделяет пять основных экономических формаций: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.
Первобытнообщинный строй - первая неантагонистическая общественно-экономи-ческая формация, через которую прошли все без исключения народы. В результате ее разложения осуществляется переход к классовым, антагонистическим формациям. Среди ранних ступеней классового общества некоторые ученые, кроме рабовладельческого и феодального способов производства выделяют особый азиатский способ производства и соответствующую ему формацию. Этот вопрос остается дискуссионным, открытым в обществознании и сейчас.
"Буржуазные производственные отношения, - писал К.Маркс, - являются последней антагонистической формой общественного процесса производства... Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества"[37]. На смену ей закономерно приходит, как предвидели К.Маркс и Ф.Энгельс, коммунистическая формация, открывающая подлинно человеческую историю.
Общественно-экономическая формация - это исторический тип общества, целостная социальная система, развивающаяся и функционирующая на основе характерного для нее способа материальных благ. Из двух основных элементов способа производства (производительные силы и производственные отношения) в марксизме ведущим считается - производственные отношения, по ним определяется тип способа производства и, соответственно, тип формации. Совокупность господствующих экономических производственных отношений составляет Базис общества. Над базисом возвышается политическая, юридическая надстройка. Эти два элемента дают представление о системном характере общественных отношений; служат методологической основой в изучении структуры формации (см.: схему 37).
СХЕМА 37
Духовная жизнь общества Политика и Право Социальные отношения и институты НАДСТРОЙКА | ||
Надстройка обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на базис | Базис определяет надстройку (в материализме эта связь считается основной) | |
БАЗИС совокупность экономических производственных отношений в структуре формации |
Последовательная смена общественно-экономических формаций движется противоречием между новыми, развившимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые на определенной ступени превращаются из форм развития в оковы производительных сил. На основе анализа этого противоречия Марксом были сформулированы две основные закономерности смены формаций.
1. Ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, а новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования.
2. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая разрешает противоречие в способе производства (между производительными силами и производственными отношениями) и в результате этого меняется вся система общественных отношений.
Теория общественно-экономической формации является методом постижения всемирной истории в ее единстве и многообразии. Последовательная смена формаций образует магистральную линию прогресса человечества, образуя его единство. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием, которое проявляется:
· - в том, что не каждое конкретное общество проходит все ступени (например, славянские народы минули стадию рабовладения);
· - в существовании региональных особенностей, культурно-исторической специфике проявления общих закономерностей;
· - в наличии различных переходных форм от одной формации к другой; в переходной период в обществе, как правило, сосуществуют различные общественно-экономиче-ские уклады, представляющие собой как остатки старой, так и зародыши новой формации.
Анализируя новый исторический процесс, К. Маркс выделял также три основных ступени (так называемая трехчленка):
1. Первичная формация (первобытное общество) раннеклассовые общества | личная зависимость (человек - раб, поглощен тотальностью рода) |
2. Вторичная формация (частично феодализм и капитализм) | внешняя зависимость (человек юридически свободен, но вынужден идти на рынок труда и продавать свою рабочую силу) |
3. Третичная формация (будущее общество) | свободная индивидуальность (реальный гуманизм, реальная свобода, условия для всестороннего развития сущностных сил человека - реализация цели и смысла общественного прогресса) |
Теория общественно-экономической формации является методологической основой современной исторической науки (на ее основе делается глобальная периодизация исторического процесса) и обществознания в целом.