Какие фазы проходит общество согласно теории А. Тойнби?
Чрезвычайно большой популярностью в странах Западной Европы и США пользовалась циклическая теория локальных цивилизаций английского историка и социолога Арнольда Тойнби, которую он изложил в 12-томном труде «Исследование истории».
В своей работе А. Тойнби подчеркивает, что без обобщений, классификации, анализа нельзя сделать шага в исследовании истории, и единственно верным должен стать «генерализирующий метод», или, как он его еще называет, «метод сравнительного анализа».
Многие элементы теории локальных цивилизаций А. Тойнби совпадают с концепциями своих предшественников, о которых мы говорили выше. Но расхождения начинаются уже с определения содержания исходных понятий. Так, понятием «цивилизация» охватывается период человеческой истории после первобытного общества. Культура же понимается автором, как общность людей, обусловленная их принадлежностью к единой цивилизации. Высшая ценность культуры выражается в религии. Как и у предшественников, у А. Тойнби цивилизация в своем развитии уподобляется живому организму, но проходит пять стадий: возникновение, рост, надлом, дезинтеграция и гибель.
Основной единицей исторического бытия А.Тойнби рассматривает «локальную цивилизацию». Цивилизация – это устойчивая общность людей объединенных, прежде всего, духовными традициями,
а также географическими рамками. На ранних стадиях развития цивилизации экономическая и политическая общность соответствуют духовной, что обусловливает сугубо локальный характер существования и развития цивилизации. На поздних же этапах в процессе развития экономических и политических международных связей четкое деление на локальные, замкнутые цивилизации сохраняется лишь в духовной сфере. С точки зрения экономики и политики общество приобретает все более и более всемирный характер.
Локальные цивилизации, а их А. Тойнби насчитывает тридцать одну, подразделяются на первичные, зарождающиеся непосредственно из примитивных обществ, вторичные, нарождающиеся первичными цивилизациями; третичные (прочие).
К середине XX столетия, по мнению А. Тойнби, в мире сохранялось в той или иной мере семь цивилизаций:
1. Западная христианская цивилизация, охватывающая страны христианской религии католического и протестантского направлений Западной Европы, Америки, Австралии.
2. Православная христианская цивилизация с русской ветвью, охватывающей страны Юго-Восточной Европы, где распространено православие, и Россию.
3. Исламская цивилизация, распространяющаяся от Северной Африки до Ближнего и Среднего Востока, от Атлантики до внешней стороны Великой Китайской стены.
4. Индуистская цивилизация тропического субконтинента Индии.
5. Дальневосточная с японской ветвью.
6. Цивилизация, включающая христиан-монофизитов Армении, Месопотамии, Египта, Эфиопии и христиан-несториан Kуpдистана и экснесторин Малабарского побережья, а также иудаистов и персов – последователей религии Зороастра в Индии.
7. Цивилизация, объединяющая буддистов ламаистско-маха-нианского направления в Тибете и Монголии и буддистов хинаянианского направления на Цейлоне, в Бирме, Сиаме и Камбодже, так же и членов индусской религиозной секты джайна.
Первые пять цивилизаций, по мнению А. Тойнби, бесспорно, существовали к середине XX столетия. Две последние представляют собой «окаменевшие остатки вымерших цивилизаций».
Происхождение и эволюция цивилизаций усматривается
А. Тойнби во взаимодействии исторических «Вызовов» и «Ответов». Исторические «вызовы» проистекают из действий самих различных факторов социально-природной среды. «Ответ» на исторический вызов» зависит от деятельности творческого меньшинства или от творческих личностей. В эпохи начала и тем более расцвета цивилизации власть сосредотачивается в руках людей, обладающих дарованиями и заслугами, тем самым и моральным авторитетом
в обществе. В этот период творческое меньшинство в состоянии найти ответ на вызов времени.
Цель своей философии истории А. Тойнби видит в выработке «синоптического» взгляда на историю, который, с одной стороны, дает общую картину истории и, с другой стороны, служит объединяющим условием знания отдельных, локальных цивилизаций. Это важно потому, что в условиях глобальности основных проблем человечества, интегрированности локальных цивилизаций в мировое сообщество объединяющее знание может помочь людям различных цивилизаций преодолеть взаимное непонимание, страхи и враждебность и увидеть в локальных и частных историях общие достижения и общие достояния всего рода людского. В последний период своей деятельности
А. Тойнби переносит свое внимание с локальных цивилизаций и «высших религий» на историю человечества как единого целого, как своего рода ойкуменическую, всеохватывающую цивилизацию.