Семинар 2. Эксперимент как общенаучный метод научного познания.
Семинар 1.Научный факт и научная проблема.
1. Определение научного факта.
2. Научный факт в структуре научного познания.
3. Проблема как форма представления научного знания.
4. Р.Декарт «Рассуждение о методе». Анализ научной проблемы.
5. К. Поппер, Л. Лаудан о динамике проблем в научном познании.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем отличие научного факта от факта в онтологическом смысле?
2. Каковы основные характеристики научного факта?
3. Какова роль фактов в научном познании?
4. Что означает теоретическая нагруженность факта?
5. Чем отличаются проблема и проблемная ситуация?
6. Каковы свойства адекватно поставленной проблемы?
7. Каковы этапы постановки проблемы?
8. Как Р.Декарт формулирует правила научного анализа? Актуальны ли они для современной науки?
9. Какова роль проблем в развитии научного знания?
Семинар 2.Научная гипотеза и научная теория.
1. Определение научной гипотезы.
2. Классификация гипотез.
3. Логико-методологические требования к научной гипотезе.
4. Роль гипотез в научном познании.
5. Проверка и принятие научных гипотез.
6. Определение и функции научной теории.
7. Структура научной теории.
8. Логико-методологические требования к научной теории.
Контрольные вопросы и задания:
1. В чем сущность научной гипотезы?
2. Раскройте сущность логико-методологических требований к научной гипотезе.
3. Приведите примеры научных гипотез, опираясь на историю конкретных наук.
4. Каковы способы проверки и принятия гипотез?
5. Раскройте сущность функций научной теории.
6. Приведите примеры логико-методологических требований к научной теории.
7. Охарактеризуйте основания и ядро научной теории.
8. В чем состоит проблема совместимости научных теорий?
9. Для какого этапа развития науки характерен монотеоретизм? Почему?
10. Для какого этапа развития науки характерен политеоретизм? Почему?
Семинар 3 . Научно-исследовательская программа.
1. Понятие онаучно-исследовательской программе.
2. И. Лакатос онаучно-исследовательской программе.
3. Функционирование научно-исследовательских программ.
Контрольные вопросы и задания:
1. Почему возникло понятие научно-исследовательской программы?
2. Что такое «жесткое ядро» научно-исследовательской программы?
3. Что представляют собой положительная и отрицательная эвристики в научно-исследовательских программах?
4. Каковы, по мнению И. Лакатоса, взаимоотношения конкурирующих научно-исследовательских программ?
5. Как осуществляется развитие научного знания в ракурсе научно-исследовательских программ?
Перечень рекомендуемой литературы:
1. История и философия науки (Философия науки): учебное пособие / Е.Ю. Бельская и др.; под ред. Ю.В. Крянева, Л.Е. Моториной. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2011. С.118-126.
Тема 5. Методология эмпирического уровня научного познания (6 ч. семинар.)
Семинар 1. Исследовательские процедуры описания, измерения, сравнения. Научное наблюдение.
1. Исследовательские процедуры в составе эмпирических методов.
2. Основные характеристики научного наблюдения.
3. Структура и виды научного наблюдения.
4. Методологические проблемы научного наблюдения.
Контрольные вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру описания объекта исследования.
2. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру сравнения объектов исследования.
3. Охарактеризуйте исследовательскую процедуру измерения объекта исследования.
4. Каковы основные характеристики научного наблюдения и его отличие от эксперимента?
5. Что означает тезис о теоретической нагруженности наблюдения?
6. В чем состоит проблема объективности наблюдения?
7. Каковы особенности научного наблюдения в зависимости от специфики объекта исследования? Приведите примеры.
Семинар 2. Эксперимент как общенаучный метод научного познания.
1. Сущность, структура и логика эксперимента.
2. Идеальный эксперимент. Классификация экспериментов.
3. Этапы экспериментального метода.
4. Соотношение эксперимента и теории.
5. Особенности и ограничения экспериментального метода в современной науке.
Контрольные вопросы и задания:
1. Охарактеризуйте особенности экспериментального метода.
2. Что такое идеальный эксперимент? Что означает валидность эксперимента?
3. Охарактеризуйте многофакторный эксперимент.
4. Раскройте этапы экспериментального метода на конкретном примере.
5. Что означает тезис о теоретической нагруженности эксперимента?
6. Каковы особенности научного эксперимента в зависимости от специфики объекта исследования? Приведите примеры.
7. С чем связаны ограничения экспериментального метода?