Гносеология и эпистемология
Умение студента анализировать и критически оценивать информацию
- умение сравнивать различные позиции;
- умение объяснять существование альтернативных точек зрения, выявлять их достоинства и аргументировать недостатки;
- способность дать личную оценку проблеме.
Качество изложения материала
- ясность, четкость, логичность изложения;
- грамотная формулировка и аргументация выдвинутых тезисов;
- привлечение различных точек зрения и наличие их личной оценки студентом.
Качество оформления работы
- соответствие работы стандартным требованиям оформления текста, указанных в разделе «Правила оформления эссе»;
- соблюдение норм русского литературного языка, правил орфографии, пунктуации и т.п.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЙ
(по разделам учебного курса)
I. Философия и мировоззрение.
Роль философии в жизни человека и общества.
- Влияет ли мировоззрение человека на его поведение?
- Что меня привлекает в философском материализме?
- «Сильные» и «слабые» стороны идеалистического миропонимания.
- «Сильные» и «слабые» стороны религиозного мировоззрения.
- Способствует ли философия развитию науки?
- Диалектика в повседневной жизни человека.
- Польза и вред метафизического мышления.
- Зависит ли счастье человека от его мировоззрения?
- Зависит ли успех от мировоззрения человека?
- Способствует ли философия развитию науки?
Исторические типы философии
Философия Древнего мира, Средневековья и Возрождения
- «Сильные» и «слабые» стороны буддизма.
- Что современный человек может найти в восточной мудрости?
- Как я понимаю даосский принцип «не-деяния».
- Конфуцианство и даосизм о человеке: что предпочтительнее?
- Прав ли Гераклит Эфесский, утверждая, что «Все течет»?
- Как понять афоризм Сократа «Я знаю, что ничего не знаю»?
- Сократ и софисты: всегда ли «в споре рождается истина»?
- Смерть Сократа: подвиг или «грех гордыни» (Кьеркегор)?
- «Человек есть мера всех вещей» (Протагор) – как это понимать?
- Достоинства и недостатки платоновского учения об идеальном государстве.
- В чем проявляется гуманизм эпикуреизма.
- Этика стоицизма и современность.
- Кинизм: за и против.
- Учение Августина о прогрессе: прав ли средневековый мыслитель?
- Фома Аквинский о «гармонии веры и разума»: «работает» ли этот принцип в современном мире?
- Может ли современный человек жить в «Утопии» Томаса Мора?
- «Город Солнца» Т.Кампанеллы – утопия или антиутопия?
- Теизм и современная картина мира.
- Пантеизм и современная картина мира.
- Мировоззрение средневекового и ренессансного человека.
Философия Нового времени
- «Новая Атлантида» Ф.Бэкона - научно-техническая утопия или научная фантастика?
- «Знание – сила»: прав ли Ф.Бэкон?
- «Истина – дочь времени, а не авторитета». Что имел в виду Ф.Бэкон?
- «Куча фактов – еще не наука». Как понимать Ф.Бэкона?
- Декарт: «Мыслю, следовательно, существую» - так ли это?
- Спиноза: «Свобода есть осознанная необходимость».
- Нравственное доказательство бытия Бог в концепции Канта.
- Подходит ли современному человеку нравственная концепция
Иммануила Канта?
- Идеи Г.Гегеля и современность: существует ли Мировой Разум?
- Л.Фейербах: «Бог есть то, чем человек хотел бы быть».
Современная западноевропейская философия
1. Прав ли Маркс, считая что «общественное бытие определяет общественное сознание»?
2. Марксизм и современность
3. А.Шопенгауэр о жизни как «маятнике» между страданием и скукой.
4. Артур Шопенгауэр как теоретик пессимизма
5. Проблема абсурда мироздания в концепции А.Шопенгауэра
6. Фридрих Ницше как теоретик философского нигилизма
7. Концепция «Сверхчеловека» и современность
8. Проблема свободы и ответственности человека у Ж.-П.Сартра
9. Проблема смысла жизни в творчестве А.Камю.
10. Проблема абсурда в творчестве А.Камю
11. Сущность человека в философии психоанализа
12. Идея научной философии в позитивизме
Русская философия
- Существует ли самобытная русская философия?
- Кто прав в споре славянофилов и западников
- Тема «Богочеловечества» в философии В.С.Соловьева
- «Философия человека» Ф.Достоевского
- Этика «ненасилия» Л.Н.Толстого
- Идея «сопротивления злу силой» Ивана Ильина
- Идея «надмировой свободы» Н.Бердяева
- Идея «космичности человека» в русской философии
Онтология
- Разрешима ли проблема сущности бытия?
- Доказывает ли современная физика материализм?
- Какая онтология совместима с современной наукой?
- Противоречит ли современная наука идее «Высшего Разума»?
- Научная и религиозная картины мира в ХХ1 веке.
- Понятие «время» в философии и в современной науке.
- Происхождение Вселенной как философская и научная проблема
- Происхождение жизни как философская и научная проблема
- Развивается ли мир?
- Все ли имеет свою причину?
- Существует ли случайность?
- Существует ли «небытие»?
- «Сущность является, явление существенно» (Гегель)
- «Содержание оформлено, форма содержательна» (Гегель)
- Специфика синергетической картины мира
Проблема сознания
- Идеальное и материальное.
- Роль бессознательного в жизни человека
- Интеллект, воля и чувства.
- Как я понимаю «самосознание»
- Интеллект человека и животных
- Сознание и знание
- «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит»?
- Может ли машина мыслить?
- Что я думаю о возникновении сознания
- Материальна ли мысль?
Гносеология и эпистемология
- Что можно возразить агностикам?
- Истина и ложь в науке и в жизни человека
- Зачем человеку знания?
- Есть ль польза от ошибок и заблуждений?
- Что важнее: чувства или разум?
- Существуют ли вечные истины?
- Знание и вера
- Роль интуиции в познании
- Наука и вненаучные формы познания
- Наука и искусство
- Наука и религия в прошлом и настоящем
- Роль науки в нашей жизни
- Этика ученого
- Идеалы науки
Философская антропология