Динамизм бытия:движение и развитие. Проблема развития как предмет философской рефлексии.
Динамическая организация бытиясостоит в том, что любое конкретное явление объективно подвержено непрерывным изменениям (это в равной мере относится к материальным и духовным сущим). Специфика этой динамики воспроизводится в онтологии прежде всего с помощью категорий движения, развития и покоя.
Движение- механическое перемещение тел в пространстве, а также любые изменения состояний предметов и явлений
Движение неразрывно связано со своей противоположностью—покоем. Понятие покоя представляет собой обозначение тех состояний движения, которые обеспечивают стабильность предмета, сохранение его качества, то есть покой относителен, а движение абсолютно.
Можно выделить два осн.типа движения: 1) движение при сохранении качества предмета, системы, когда при различных изменениях сохраняется соответствующий набор признаков. 2) тип движения, связанный с преобразованием качества предметов и процессов, с их качественными изменениями или в сторону их усложнения, формированию более сложных систем, или в сторону распада системы на составляющие ее элементы, представляющие собой иные качественные состояния. Такие процессы, которые связаны с преобразованием качественных состояний предметов, характеризуются как развитие. Итак, развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Такой тип движения – от низшего к высшему, то есть движение по восходящей линии, есть прогресс. Противоположное же ему движение – от высшего к низшему, движение по нисходящей линии есть регресс. Имеются три больших группы форм движения материи: в неорганической природе; в живой природе; в обществе, социальной жизни. В эти пять форм движения материи входили: механическое (одна из сторон более сложных форм движения) физическое (микромир, мегамир на уровне галактического взаимодействия и расширения Метагалактики) химическое, биологическое (молекулы ДНК и РНК) социальное. (как космическое явление).
Диалектика как философская теория развития. Понимание диалектики в ист.фил-и.
Диалектика (греч. dialektice - вести беседу, спор) - учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мышления и действия. В истор.философии сложились три основные формы диалектики: а) античная, которая была наивной и стихийной, поскольку опиралась на житейский опыт и отдельные наблюдения б) немецкая классическая, которая была разработана Кантом и особенно глубоко Гегелем; в) материалистическая, основы которой были заложены К. Марксом и Ф. Энгельсом.
Осн.принципы диалектики:
принцип развития и взаимосвязи(любое явл.в мире подвержено кач.изменениям развития и находятся в опред.зависимости от др.явлений)
принцип системности (системность означает, что многочисленные связи в окруж.мире существуют не хаотично, а упорядоченно
принцип причинности(причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую)
принцип историзма (вечность неуничтожимость истории, мира)
К основным законам диалектики относят:
1)з-н взаимного перехода кол-ых и кач-ых изменений
2)з-н единства и взаимодействия противоположностей.(Осн.источником развития явл-й является внутренние противоречия);
3) з-н отрицания отрицаний.(Любое развитие есть, с одной стороны-движение явления вперед, с др.стороны – повторение на новой основе отд.св-в прежних качеств).
К неосновным законам диалектики отн.:
1) з-н содержания и формы(сод-е явления опред.форму его развития);
2) з-н соотн.причины и следствия(т.е.св-ва и связи развив-ся явления, есть следствие опред.причин);
3) з-н соотн.возможности и действительности(развитие явления есть привращение присущих ему возможностей в новую действительность);и др