Пузановой марии владимировны

Контрольная работа

по философии

Вариант 15

Студентки 2 курса 21-зХ группы

Направления подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство» профиля подготовки «Педагогика современного танца»

Пузановой Марии Владимировны

Преподаватель: кандидат философских наук, доцент – Мешков И. М.

г. Ялта – 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи философии…………………………………………………..……3

2. Влияние Платонизма на мировую философию………………………………....6

3. Краткая биография Ж.-Ж. Руссо…………………………………………………9

4. Роль учения Ф. Ницше в современной философии……………………………12

5. Социальная революция: ключевые особенности и характерные примеры….15

6. Человек и природа: единство или борьба?..........................................................19

7. Дайте развернутые характеристики понятиям: «Тело» и «Душа» в научном, религиозном и философском планах……………………………………………...22

8. Наука и техника, их взаимосвязь……………………………………………….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Цель и задачи философии

С развитием философии понимание цели философии изменялось в зависимости от представлений о том, что она собой представляет. Согласно Платону, философия — это любовь к мудрости и средство достижения совокупного знания, а также условие правильной организации личной и общественной жизни. Для Аристотеля философия — исследование причин и принципов существования вещей, т. е. ее целью выступает выявление и фиксация таких причин и принципов [20]. Стоики рассматривали философию как средство организации должного отношения человека к миру, обществу и самому себе. Цель философии отсюда заключается в обеспечении следования долгу. Эпикурейцы видели в философии руководство к достижению счастья. Соответственно целью философии для них было обеспечение достижения счастья. Для Фомы Аквинского философия — это знание истины, относящейся к первому началу бытия. И, следовательно, цель ее — в раскрытии таких истин. В понимании Р. Декарта философия — не только условие благоразумия в делах, но и источник знания обо всем, что познает человек. Согласно Т. Гоббсу, философия есть познание, объясняющее действия из известных нам причин или производящих оснований. В понимании цели философии они были близки и видели ее в выполнении этой дисциплиной роли средства организации познания мира и руководства практикой. Для И. Канта философия является наукой о последних целях человеческого разума. Соответственно цель этой науки видится И. Кантом в их выявлении [1, c. 280].

Г. В. Ф. Гегель считал философию мыслящим рассмотрением предметов, проникновением в разумное, постижением наличного и действительного. Иными словами, такое проникновение и постижение и есть цель философии. По мнению М. Хайдеггера, философия — это размышление, направленное на целое и предельнейшее. Следовательно, целью философии выступает прояснение сути целого и предельнейшего [18].

В отечественной философии наших дней отражены разные представления о ее целях, что находит выражение в разнообразии определений понятия “философия”.

Философия, накапливая, соединяет в себе, c одной стороны, наиболее общие представления о мире в целом, а с другой стороны, сведения о наиболее масштабных принципах отношения к миру, применяемых в ходе познавательной и практической деятельности [20].

Каждый мыслитель представляет собой то или иное течение философской мысли. Соответственно, и задачи их мыслительной деятельности могут различаться, временами бывая даже противоположными друг другу.

По мнению Канта философия должна давать знания о том, какое должно быть человеческое предназначение в окружающем мире. Эту задачу кант считал одной из самых основных. Человек должен понять:

· Что он обязан делать?

· В чем он должен искать опору и на что надеяться?

Что касается задач философии Аврелия Августина, то основной функцией философского учения считалось познание Всевышнего. Даже познание человеческой души было связано с божьим познанием вследствие того, что душа должна быть подобна Богу. Согласно христианским догматам Августин настаивал на бессмертии души и существовании Страшного суда [1, c. 97].

Задачей философии Эпикур считал исследование чувственного сознания, поскольку оно является непогрешимым. Любые ошибки происходят вследствие изначально ошибочных истолкований тех или иных ощущений.

Главной задачей философии Карла Маркса является обоснование необходимости освободить порабощенного человека.Любое рабство, по мнению Маркса, неизбежно будет ликвидировано, любая несвобода или человеческое унижение является несправедливостью и должно закончиться рано или поздно [18].

В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира. Философия раскрывает культурно-историческое единство человечества, обосновывает критически-рациональный подход к процессам и явлениям, необходимость разумного начала во взаимодействии человека с миром, доказывая, что человек является не случайным фактором в его существовании [11, c. 1430].

Я считаю, что философия как система знаний о наиболее общих принципах, фиксирующих отношение человека к миру, возникла из потребности людей в выработке рациональных оснований, которые придают мировоззрению целостность, а познавательным и практическим усилиям — направленность.

С развитие общества люди пытались дать объяснение многим явлениям и вещам, которые их окружали. Отсюда и возникла философия. Я согласна с мнением Аристотеля о том, что философия выявляет причины и принципы существования вещей. Ближе всего для меня определение философии, как формы общественного сознания, учения об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека и мира, науки о всеобщих законах природы, общества, мышления, общей методологии научного познания [20].

Я полагаю, что сущность цели философии заключается в том, чтобы научить человека мыслить и на этой основе выработать собственное отношение к миру. Реализация философией этой цели превращает ее в основу для понимания человеком смысла и цели жизни, уяснения причастности к тому, что происходит в мире.

На первом месте у философии в настоящее время стоят проблемы духовного мира личности, смысла жизни, сущности человеческого бытия, сознания и нравственности [18].

Я считаю, что можно выделить главные задачи философии:

1. Научить человека самостоятельно и творчески мыслить;

2. Понимать смысл своей жизни;

3. Правильно оценивать свои возможности и роль в мире;

4.Целенаправленно действовать взаимосвязано с событиями происходящими в мире.

2. Влияние Платонизма на мировую философию

Основное содержание платонизма — Учение об идеях. Идея понимается в платонизме как предельно обобщённое жизненно функционирующее логическое понятие, содержащее в себе принцип и метод осмысления каждой вещи, обладающее художественной структурой и являющееся специфической субстанцией. Материя для платонизма есть отражение и истечение идеи [12, c. 604].

Догматику учения характеризует учение о бессмертии бестелесной души, чувственное противопоставляется умопостигаемому. Идеальное (абстрактное) понятие, которым обладает каждый, позволяет отличить идеальное от неидеального. Например, конкретное дерево, лишённое одной или двух веток, неважно живое или мёртвое, на коре которого вырезаны инициалы двух любовников, отличается от абстрактного (идеального) понятия «дерево». Дерево — есть идеал, которым обладаем все мы и который позволяет отличить неидеальные деревья от идеальных. Этический идеал платонизма — уподобление богу [11, c. 1023].

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

· материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование

· чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны

· любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи

· весь мир является отображением чистых идей (эйдосов) [1, c. 40].

Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

· «Единое»:

§ является основой всякого бытия не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д.)

§ выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения

§ первоначало всего - всех идей, всех вещей, всей явлений, всех свойств. [1, c. 43].

· «Ум»:

§ происходит от «единого», разделен с «единым», противоположен «единому»

§ является сущностью всех вещей

§ есть обобщение всего живого на земле.

· «Душа»:

§ подвижная субстанция, которая объединяет и связывает»единое - ничто» и «ум - все живое», а также связывает между собой все вещи и все явления

§ также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа

§ при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку [12, c. 606].

Платонизм делится на 3 эпохи.

Ранний (или «древний») (IV в. до н. э.), связанный с именами Платона и его ближайшего окружения.

Ученики Платона (платоники) использовали дневник, как основу в его философском подходе к знаниям. Среди различных обсуждаемых тем особенную важность имел вопрос об онтологическом статусе идей. [11, c. 1023].

Промежуточный (I в. до н. э. -- II в. н. э.).

После периода скептицизма, начинается формирование догматического платонизма. В I веке до н. э. на путь строгой систематизации платонизма встал Посидоний, преимущественно на основе комментария к платоновскому «Тимею». Основными моментами этого периода принято считать систематизацию платоновского наследия в учебниках, комментирование диалогов Платона и установление различия между учениями Платона и Аристотеля. Итогом этого почти трёхвекового процесса стал Неоплатонизм (III век н. э.).

Неоплатонизм

В этот период проводилась систематическая разработка чёткой трёхчленной иерархии бытия во главе с единым и утончённая разработка учения о высших сферах умопостигаемого и единого. [12, c. 604].

Могу сделать вывод, что философия Платона оказалась важнейшим интеллектуальным достижением античной эпохи. Его учение было мощным толчком для развития философии.

Как уже говорилось выше, Платон является основателем идеализма.

В основанной Платоном школе был воспитан Аристотель, наряду с Платоном оказавший определяющее влияние на развитие западно-европейской философии. Последователи Платона в ранний и особенно поздний период истории античной философии (неоплатонизм) стали образцовыми и важными авторами, чтение которых до сих пор формирует основу философского образования [1, c. 42].

О том, что платонизм имел большое влияние на мировую философию свидетельствует то, что он делился на 3 эпохи. Для последователей неоплатонизма дневники являлись также основой для написания более систематизированных эссе, в которых давались описания, а также средства для борьбы с каким-то отрицательным явлением (как например: гнев, зависть, сплетни) или для преодоления какой бы то ни было сложной ситуации или жизненного кризиса (траур, разочарование, изгнание). Основателем неоплатонизма традиционно считают Платона [11, c. 1023].

Также в области математики, платонизм рассматривается как основное направление в философии математики, особенно в том, что связано с математическими основами. Одним из утверждений данной философии является тезис о том, что математика была не создана, а обнаружена.

Древнегреческого мыслителя Платона по праву называют родоначальником европейской философии. На его идеях строится множество нравственных, социальных, культурных и политических теорий. [1, с. 40]

3. Краткая биография Ж-Ж. Руссо

Жан-Жак Руссо - французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор - родился 28 июня 1712 г. в швейцарской Женеве, хотя по происхождению был французом. Мать Жан-Жака скончалась после родов. В 1723-1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона Ламберсье поблизости с французской границей. Какое-то время являлся учеником нотариуса, чуть позднее - гравера. Не приемля манеры обращения с собой, в марте 1728 г., будучи 16-летним подростком, уехал из родного города [21].

В этот период в его жизни появилась госпожа де Варан, молодая обеспеченная вдова-аристократка, стараниями которой Руссо был отправлен в Туринский монастырь, где стал католиком и из-за этого утратил женевское гражданство [1, c. 258]. В 1730 г. Руссо продолжил странствие по стране, но в 1732 г. возвратился к покровительнице, на этот раз в роли любовника.

В 1740 г. он стал гувернером известного судьи из Лиона, и это знакомство сослужило добрую службу при отъезде в столицу. В 1743-1744 гг. Руссо работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т.к. Руссо-отец считал, что не может сам их воспитывать. К этому же периоду его биографии относится и знакомство с Д. Дидро [5, c. 57]

В 1749 г. Ж.-Ж. Руссо случайно попалось газетное объявление: Дижонская академия объявила о конкурсе на лучшую работу по теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Именно Руссо стал обладателем премии, и это событие ознаменовало начало самого плодотворного десятилетия в его деятельности. В том же году Руссо был привлечен к совместной работе над «Энциклопедией». Всего он написал для нее 390 статей, в большинстве своем музыковедческих.

В 1750 г. увидел свет трактат под названием «Рассуждение о науках и искусствах». Озвученные в нем идеи противопоставления цивилизованного общества естественному состоянию получили развитие в трактате «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми» (1755) [1, c. 260]. В 50-ых гг. Руссо все больше и больше отдалялся от любезно принимавших его столичных литературных салонов. В 1754 г., съездив в Женеву, он снова обратился в кальвинистскую веру, вернул себе права гражданина.

Возвратившись во Францию, на протяжении 1756-1762 гг. Руссо вел уединенный образ жизни, поселившись в пригороде Парижа. Написанный в 1762 г. роман «Эмиль» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве. Убежище он нашел в принадлежавшем прусскому королю княжестве Невшательском [21].

В 1770 г. он возвратился во Францию, поселился в столице и занимался переписыванием нот. Его никто не преследовал, однако писатель испытывал постоянное беспокойство, связанное с мерещащимися ему заговорами [12, c. 699]. Летом 1777 г. друзья Руссо всерьез обеспокоились его здоровьем. Весной следующего года писателя поселили в поместье маркиза Джирардена Эрменовиле, где 2 июля Жан-Жак Руссо скоропостижно скончался. В 1794 г. его останки перенесли в Пантеон.

Система взглядов Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердца над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов. Ему же принадлежит авторство первой национальной комической оперы - «Сельский колдун» [2, c. 267].

Я считаю, что наследие Руссо необычайно по своему разнообразию и по степени оказанного им влияния. Как просветители, так и немецкие авторы, принадлежавшие к движению «Буря и натиск», приняли его бунт против условностей и поверхностных суждений за неприятие цивилизации и законности как таковых.

Ранние трактаты Руссо при всех их крайностях и бросающейся в глаза односторонности проторяют путь к его зрелым сочинениям. Какие-то проявления неравенства неизбежны, поскольку они естественны, но существует и противоестественное неравенство, например резкие различия в степени благосостояния, и оно должно исчезнуть. Человек вынужден существовать в иерархическом обществе, где добродетелями признают то, что на самом деле является пороком: обходительность, основывающаяся на лжи, презренная забота о своем положении, не знающая удержу жажда обогащения, стремление приумножать собственность [1, c. 263].

Романтическое переживание мира составляет часть философии Руссо. Он повсюду напоминает, что человек по природе добр, но развращен установлениями общества, и что он всегда ищет более высокого самосознания, которое обретет лишь в кругу свободных людей и посредством разумной религиозности [12, c. 700].

Совокупный комплекс идей, выраженных в творчестве Руссо, т.н. «руссоизм», повлиял на развитие европейской мысли и литературы второй половины 18 - первой трети 19 в. (соответственно сентиментализм, предромантизм, романтизм) [21].

Жан-Жак Руссо – французский мыслитель века Просвещения. Он был истинным сыном своего времени; но и эпоха, в которой жил знаменитый просветитель, во многом обязана ему невиданным взлетом творческой мысли и существенными переменами в общественно-политическом устройстве Франции. [1, с. 258]

4. Роль учения Ф. Ницше в современной философии

Ницше не нигилист, он не отрицает ценностей. Он страшится прихода нигилизма и видит выход только в переоценке ценностей. Начало его он рассматривает как предвестник грядущего упадка общества. Столкновение воли «господ» и воли «рабов» порождает нигилизм и непонимание между ними.

Причина нигилизма - в отсутствии высшего вида человека (как Наполеон или Цезарь), в падении мира, т.к. им начинает управлять стадо, масса, общество [1, c. 378].

Ницше смеется над христианами и осуждает их за слепоту. По его словам, они создали культ добра, "доброго человека", который продолжает вести ту же самую войну, что и человек "плохой". Работа "Антихрист" Ф. Ницше была написана им, дабы обличить христианство и его мораль. Нужно воспринимать его антихристианские идеи в контексте того времени. Те качества, что он воспитывает в читателе: презрение, гордость, самоуважение - нужны чтобы избавится от затхлых идеалов.

Для Ницше не важно, существует Бог или нет, для него важно верим мы в него или нет. Он сам осознал, что Бог для него мертв, опередив тем самым общество и предсказав гибель христианской морали [12, c. 545].

Природа власти также дуалистична, как и природа человека. Власть не только приносит пользу, но и вредит. Сильные волей люди должны как повелевать, так и повиноваться. Повиновение - это не отказ от собственной власти, в нем заключено противодействие, это, такая же, как и приказывание, форма борьбы.

Власть - это захват, присвоение, увеличение своего потенциала за счет другого, наращение сил. Воля к власти появляется, когда она находит сопротивление. Война ценна тем, что она раскрывает потаенные добродетели человека и самые главные - храбрость и благородство, война делает людей ближе к их естеству. Воля к власти - это воля к жизни. Жизнь - это высшая человеческая ценность, реализовать ее возможно только через волю к власти [1, c. 381].

Идея о сверхчеловеке или "белокурой бестии" занимает ядро ницшеанского учения.

Сверхчеловек Ницше по ту сторону добра и зла, он имеет иные ценности и установки, в отличие от представителя христианской культуры, он отрицает мораль как сдерживающий фактор проявления своей воли. Сверхчеловек сам порождает ценности. При этом принцип наследственности отсутствует. Самое большое искушение - сострадание - не свойственно ему. «Эгоизм присущ только существу, обладающему благородной душой, т.е. тому, кто непоколебимо убежден, что подобным ему существам остальные должны подчиняться и приносить себя в жертву. По отношению к низшим существам все дозволено и во всяком случае выходит из категории добра и зла» [12, c. 546]

Роль права и государства для Ницше является второстепенной по отношению к самой идее, это лишь средства, инструменты культуры, в которой сталкиваются воли, и выигрывает та, которая сильнее. Вся история - это столкновение двух типов воль: воли господ и воли рабов.

Ницше восхищается правовыми институтами Древней Греции, законодательством Ману, законом кастового строя, а точнее - двумя эпохами - классической древностью и языческим Возрождением. Разделяя типы государственности на два основных: демократический и аристократический - воспевает последний [15]. Демократия или «господство толпы» ведет к декадансу, вырождению культуры, власть должна принадлежать аристократии, избранным, меньшинству.

Рабство, по мнению Ницше, необходимо. Его роль велика - нужен ресурс, для поддержания немногочисленной аристократии. Вместе с тем Ницше не хочет, чтобы рабы были бесправны, например он наделяет их правом на восстание.

Ницше не был сторонником какой-либо определенной теории возникновения государства и права, его взгляды можно охарактеризовать как смесь естественно-правовой теории и теории насилия. Государство возникло в ходе насильственной борьбы сильных и слабых. Ницше, как бывший дарвинист, считает, что прогрессу общества больше способствует борьба за первенство, чем борьба за существование. Он возвеличивает роль личности в истории и дарует ей право жертвовать массами для создания нового вида человека.

Равенство прав противоречит природе, мы все изначально неравны, поэтому социализм, анархизм и демократия - глубочайшая несправедливость и противоестественность [12, c. 545].

Ницше писал в своих работах о том, что права не существует с точки зрения воли к власти. Когда сталкивается воля, то в итоге побеждает тот, чья воля сильнее. Право завоевывает сильный [1, c. 379].

Великому человеку разрешается совершать преступления. Его воля - это воля природы, воля «сильных» от рождения, которая завоевывается и поэтому оправдана. Ницше не выступает за наказание, но за подавление. Ницше говорит о том, что нравы меняются: раньше наказание очищало человека, теперь - оно обрекает его на изоляцию, преступник предстает перед обществом как враг, что Ницше считает неправильным.

Философию права Ницше считал еще не достаточно развитой правовой наукой. Он осуждал многих теоретиков за недостаточную аргументацию и идею, взятую в основу. Сам он считал, что нужно брать во внимание культурный и исторический аспект, в чем был близок к цивилизационному подходу [15].

Ницше пишет о воле господ и воле рабов, он лишь констатирует факт, но не стремится, чтобы каждый показывал или множил свою «волю господина».

Исходя из прочитанного, могу утверждать, что учение играет большую роль в современной философии. Ницше произвел эффект не только на обычных людей, но и на целые партии и движения: социалисты, не смотря на ярые антисоциалистические протесты Ницше, признали его своим. Его учение было воспринято всем обществом и закрепилось в истории через А. Гитлера, Б. Муссолини и их сторонников.

Гитлер читал Ницше, многие историки подтверждают этот факт. Сестра Ницше всячески содействовала признанию Ницше как идеолога национал-социализма [12, c. 545]. Муссолини также признавал и ставил его выше всех философов. Несмотря на различия, в их идеологиях можно найти сходства с ницшеанством. Национал-социалисты заимствовали многое из его учения: идея о сверхчеловеке, жесткая иерархия, идея о неравенстве людей, футуризм, построение нового общества, замена бога на расовую избранность, замена креста в церквях на свастику, антисоциализм, "переоценка ценностей", индивидуализм. Если сравнивать движения Муссолини и Гитлера, то партия последнего была более всего приближена к ницшеанскому идеалу. К тому же, война как средство мира - один из основных мотивов доктрины Гитлера [15].

Таким образом, на обычных людей и на государственных и общественных деятелей произвели огромное впечатление труды Ницше, возникло много как сторонников, так и противников, что говорит о трудности в понимании его учения.

Жорж Батай - единственный человек, который претворил в жизнь учение Ницше, более того он посвятил ему всю свою жизнь. Он заслужил мировое признание как человек, который «понял» Ницше. Ему принадлежат слова о Ницше: «Никто не может достоверно прочитать Ницше, не «став» Ницше» [1, c. 381].

5. Социальная революция: ключевые особенности и характерные примеры.

Социальные революции – переломные эпохи в развитии общества, когда осуществляется переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Подготавливается этот переход развитием всех производительных сил общества и всех сторон общественной жизни, происходящий в недрах старого строя — в нем накапливаются изменения, которые завершаются социальной революцией.

От других форм социальных изменений революции отличаются пятью особенностями:

1. комплексность: они захватывают все сферы и уровни общественной жизни;

2. радикальность: революционные изменения носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

3. скорость: революционные изменения происходят очень быстро;

4. исключительность: революции неизгладимо остаются в памяти людей;

5. эмоциональность: революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, утопический энтузиазм [23].

В недрах старого общества обычно зарождаются не только новые производительные силы общества – новые средства производства, новые, ранее не существовавшие технологии и пр., но в той или иной степени формируют и новые производственные отношения.

Например, в недрах первобытного общества зародились частная собственность и эксплуатация, которые разложили этот строй и привели к установлению рабовладельческого строя [22].

Революционные классы уничтожают устаревшую политическую и правовую надстройку, ликвидируют старую и создают новую государственную власть. Эта власть потом используется ими для того, чтобы довершить ломку старых производственных отношений и закрепить в обществе новые производственные отношения [17].

Социальная революция возникает в результате обстановки тяжелого кризиса, за счет которого создается подобная ситуация. Как правило, критическая точка наступает в результате поражений в военных действиях, неудачной политической деятельности правительства, которая вызывает недовольство в широких слоях общества [17].

Англия перед революцией испытывала тяжелый финансовый кризис. Социальная обстановка характеризовалась массовыми гонениями пуритан, которые выступали против абсолютизма и боролись за буржуазные преобразования с целью создания новой церкви, которая должна была стать независимой от власти монархов. Но лагерь оппозиционеров не был единым и сплоченным [23]. Среди пуритан в ходе революции выделилось три течения: пресвитериан (крупная буржуазия); индепендентов (среднее и мелкое дворянство, средние слои буржуазии); левеллеров (беднейшее крестьянство и пролетариат).

Пресвитерианское течение выдвигало требования ограничения королевского произвола и установления конституционной монархии. Они завладели лидирующими позициями и удерживали их в период с 1640 по 1648 год, с переходом от мирного развития революции к гражданской войне. –

Индепенденты, во главе с Кромвелем, боролись за признание прав и свобод подданных, за упразднение централизации церкви и создания местных религиозных общин. Результатом революционных действий стало упразднение монархии и установление Республики (1649-1653 года).

Левеллеры выдвигали идеи народного суверенитета, равенства, неприкосновенности частной собственности, а также провозглашения республики. Им не удалось захватить власть, но некоторые пункты их программы были приняты новым правительством [22].

Сущность социальной революции я понимаю так: для того чтобы развился новый строй, нужно смести, уничтожить старый строй, устранив в обществе все старые порядки, которые мешают новому строю развиваться. Необходимы кардинальные изменения всей жизни общества, т.е. то, что и называется социальной революцией.

Можно прийти к выводу, что социальная революция представляет собой не только политический переворот, уничтожающий старую политическую надстройку, она разрешает в первую очередь экономический конфликт между новыми производительными силами и отжившими производственными отношениями, а также социальный конфликт между общественными классами – революционными, прогрессивными и реакционными, препятствующими прогрессу общества.

Главный признак социальной революции — переход политической власти из рук одного класса в руки другого класса. Именно этим революции отличаются от переворотов, которые не затрагивают основ господства того или иного класса [22].

Характер революции, ее основное содержание определяется тем, какие социальные противоречия она разрешает, к установлению какого строя она ведет.

К примеру, революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, хотя руководил ею пролетариат – именно он шел во главе всех революционных сил российского общества [23].

Почему же тогда она буржуазная?

Потому что задача этой революции была свержение самодержавия и ликвидация остатков феодально-крепостнических производственных отношений.

Движущими силами социальной революции являются классы, которые ее осуществляют, двигают вперед, преодолевая сопротивление отживающих классов.

Движущие силы революции зависят не только от ее характера, но и тех конкретно-исторических условий, при которых она совершается [17].

Например, движущими силами буржуазных революций Европы 17-18 вв. были крестьянство, городская беднота, зарождающийся рабочий класс и буржуазия. Вождем этих революций была буржуазия [22].

В революциях в России 1905-1907 гг. и в феврале 1917 г. движущими силами были пролетариат и крестьянство при гегемонии (лидерстве, руководстве) пролетариата [23].

Революционная ситуация возникает, когда наступает кризис «верхов» (когда высшие слои уже не могут сохранять свое господство в прежнем виде, управлять по-старому), а также происходит обострение нужды и бедствий угнетенных классов выше обычного, в результате чего повышается их активность, происходит подъем массовых чувств [17].

6. Человек и природа: единство или борьба?

Под природой понимается совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям и феноменам культуры и цивилизации. Природа является объектом естествознания.

Представления о природе как пространстве для развертывания человеческих сущностных сил были особенно актуальны в XIX в., когда успехи естествознания давали надежду на использование сил природы для удовлетворения потребностей человека. Научно-рационалистический подход к природе превращал ее в постоянный объект для усилий человека с целью выживания и обеспечения элементарного существования. Используя вещество и энергию природных объектов, человек, в сущности, постоянно боролся с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставивший под вопрос выживание и дальнейшее развитие человечества, заставляет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию [24].

Ряд исследователей считают, что наша Земля — это «живая планета Гея», способная регулировать физические условия в масштабе всего организма планеты. Последняя сейчас «больна» человеком, и речь должна идти об исцелении от «человеко-центризма», о переориентации всей жизни человечества на спасение Земли по принципу выведения «счастья человека» из «счастья планеты». Эти идеи высказывались еще в начале и сере­дине XX в. в концепциях выхода человека в Космос (К. Э, Циолковский), перехода биосферы в ноосферу (В. И. Вернадский), «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер), устойчивого развития на основе коренной переоценки нынешних представлений о самом себе и своих ценностях («восемь смертных грехов цивилизованного человечества» — К. Лоренц) и др [8].

При анализе отношения человека к природе следует учитывать, с одной стороны, природное происхождение человека, его генетическое родство со всем миром живого, и, прежде всего гоминидами, а с другой — принципиальную выделенность человека, его возвышение над природой и принадлежность к миру культуры.

Человеческое поведение определяется не инстинктами, а является актом свободной воли. Последнее обстоятельство несет в себе возможность хищнического отношения к природе, что вызвало современный экологический кризис [24].

Основные направления влияния природы на общество:

· Природа дает средства к существованию. Общество находит в природе пресную воду для жизни, потребностей сельского хозяйства и промышленности, воздух – для дыхания и горения.

· Природа влияет на размещение производительных сил общества и специализацию экономики. Например, не случайно население Исландии и Норвегии в своем абсолютном большинстве традиционно занималось рыбным промыслом, а население Египта – выращиванием хлопка.

· Природа ускоряет или замедляет развитие производительных сил. Влияние этого фактора было особенно значительным на ранних стадиях общества, хотя он важен и поныне. Со временем, с развитием производительных сил и увеличением власти человека над природой, значение его будет неуклонно снижаться [16].

· Природа может уничтожать результаты человеческой деятельности. Такие явления, как засуха, наводнение, извержение вулканов, землетрясение, способны затормозить развитие общества.

· Природа влияет на формирование и развитие общественного сознания. Например, с открытием теории относительности существенно изменились взгляды на пространственно – временную организацию объектов природы.

Основные направления влияния общества на природу:

· Общество расширяет объем и пределы использования природной среды. Современная наука утверждает, что человек разумный возник в некоторых отдельных районах нашей планеты и постепенно расселился по всему миру [4, 376].

· Общество изучает и осваивает природу «вглубь». Это проявляется, с одной стороны, в изучении уже известных естественных явлений на уровне микропроцессов, а с другой – в открытии и промышленном использовании неизвестных раньше свойств и законов природы [9, c. 57].

· Общество усиливает интенсивность использования природных ресурсов путем:

a) Увеличением объема использования природных ресурсов;

b) Вовлечение в производственную деятельность природных процессов, которые раньше не использовались (энергия приливов, геотермальных источников, естественные свойства вечной мерзлоты)[16];

· Общество влияет на структуру окружающей природной среды. Под влиянием производственной деятельности не только существенно меняется ландшафт, но происходят также изменения в тепловом и энергетическом балансе среды, меняется состав веществ, которые участвуют в геологических и особенно биологических круговоротах, а также сам характер этих круговоротов[24];

· Общество направляет свои усилия на воссоздание природы. Это вызвано так называемыми социально – экологическими проблемами, к которым относятся: проблема достаточности природных ресурсов; проблема опасного для здоровья людей загрязнения окружающей среды; проблема роста народонаселения планеты.

Я считаю, что общество и природа находятся в неразрывной связи между собой, они оказывают влияние друг на друга. Общество – это часть материального мира, отделившаяся от природы, но оно не сможет существовать без нее. Общество использует природные богатства для своих благ, и с XX века резко усилилось воздействие общества на природу [11, c.923].

Природа дает человеку материалы и энергию, необходимые для жизнедеятельности людей. Но человечество также наносит природе огромный вред [24].

В наше время наблюдается тенденция возвращения людей «в лоно природы». Взаимосвязь человека и природы пересмотрена многими общественными деятелями и организациями (например, движением «Гринпис», которое выступает за всеобщее сохранение окружающей среды и разумное использование природных ресурсов). В науке также мы видим успешное воплощение идей экологически чистых механизмов. Это и электромобили, и вакуумные поезда, и магнитные двигатели. Все они способствуют сохранению окружающей среды, всячески препятствуют ее дальнейшему загрязнению. Крупные бизнесмены проводят технические реконструкции предприятий, приводят продукцию в соответствие международным экологическим стандартам. Схема "человек и природа" снова начинает активно действовать. Прогрессивное человечество восстанавливает былые родственные узы. Только бы не было слишком поздно [16].

Я думаю, что если общество по – настоящему не одумается, то человечеству будет грозить гибель. Природа – это великое достояние и к ней нужно относиться бережно, но не все это понимают.

7. Дайте развернутые характеристики понятиям: «Тело» и «Душа» в научном, религиозном и философском планах.

Души, по Платону, до соединения с телом человека созерцают вечные идеи. Они обрекаются на существование на 10 000 лет и после смерти тела каждый раз попадают в Аид, ведя там жизнь, зависящую от поведения человека на земле [12, c. 604].

Душа способна к созерцанию мира идей и к воспоминанию о своем пребывании в нем, и благодаря этому идеи становятся доступны человеку. Прежде чем истина появится на свет, она уже существует в душе, и остается только помочь ей «родиться».

Определенные коррективы вносит Аристотель. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных «уровней» души, выделяя растительную, животную и разумную души. Низшая душа — растительная — ведает функциями питания, роста и размножбения, общими для всех вообще одушевленных существ. У животной души к этим функциям прибавляется ощущение, а вместе с ним и способность желания, т. е. стремление достичь приятного и избежать неприятного. Разумная же душа, которой обладает из всех животных один лишь человек, помимо перечисленных функций, общих у человека с растениями и животными, наделена высшей из способностей — рассуждением и мышлением. Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом [1, c. 57].

В средневековой философии установилось общее представление о душе как связующем звене между земной и божественной деятельностью. Фома Аквинский считал, что душа "актуализует" человека, делает его тем, кто он есть. Возможности души Фома именует потенциями. Они включают в себя пять разновидностей: способность роста, способность чувственного восприятия, способность желания, способность пространственного движения, способность умопостижения. Одни потенции тесно связаны с телом, другие же более подчиняются высшему началу [10, c. 674].

В дальнейшем противопоставление души и тела вновь актуализируется у Декарта. Отмечая, что наша душа лучше знакома нам, чем наше тело, Декарт считает ее основным свойством мышление, а основным свойством тела – протяжение и выделяет два вида мышления – разум и волю. После этого уже легко было усмотреть все достоинство человека в одной только мысли и считать свойственную душе познавательную способность лучшей его частью, способной обуздывать аффекты и определяющей могущество души [6, c. 472].

Я больше склоняюсь к научному термину определения души - это совокупность тесно связанных с организмом психических явлений, в частности чувств и стремлений. Результат наблюдений над душой анализирует психология.

Душа - психическое образование, способное самоорганизовываться, создавая в себе целостную систему взаимодействия из разрозненных компонентов [19].

Душа представляет собой реальность индивидуальной жизни, но ее качества, законы существования не могут быть выведены из характеристик и закономерностей существования индивида. Душа обеспечивает способы взаимодействия с окружающим миром, сложившиеся не в индивидуальном опыте отдельного индивида, а в опыте группы (популяции, социума), в культуре. Однако душа - это не явление культуры, не явление, определяемое культурой или производное от культуры. Душа не есть "культурное (или социальное) измерение индивида". Напротив, душа - это образование, позволяющее человеку выделиться из среды культуры, обособится от неё [11, c. 422].

Душа, проявляя в себе бесконечную множественность чувств, мыслей, желаний, волевых устремлений и целеполаганий, всегда остается сама собой и характер своего духовного единства сообщает всей этой множественности проявлений, делая ее своей, одному данному человеку принадлежащей. Несомненно, душа есть мышление, замечаемые и незамечаемые ощущения, представления, волнения и составляемые понятия, суждения, умозаключения, решения, волевые акты, целеполагание и другие духовные феномены. В психологии они, как правило, рассматриваются отдельно, и это имеет свой дидактический смысл. Но в своей сущности душа есть нечто едино-цельное.

Душа, различные ее свойства, сознание развиваются с развитием именно человеческого мозга.

Вопросом, что же это такое, занимаются и точные науки.

Так, Сэр Роджер Пенроуз (Roger Penrose), профессор, ученый, активно работающий в различных областях математики, общей теории относительности и квантовой теории, и Стюарт Хамерофф (Stuart Hameroff), анестезиолог, нейробилог, профессор Центра изучения сознания Аризонского университета, разработали теорию квантового нейрокомпьютинга Хамероффа — Пенроуза на основе “Orch OR” модели сознания.

Активность мозга рассматривается ими как исключительно квантовый процесс. За счет эффектов квантовой гравитации происходит процесс непрерывной «объективной редукции» волновой функции частей мозга, что вызывается расхождением квантовых состояний пространства-времени до предела, после которого они редуцируются [13, c. 138].

Как далеко зайдет наука в изучении феномена души, невозможно предсказать на данный момент. Уже сейчас предпринимаются попытки найти вес, состав, плотность, однако, можно и нужно ли настолько «расчленять» внутренний мир человека и куда заведут подобные опыты – данный вопрос остается открытым.

В христианской религии Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку она сама - источник явлений от нее исходящих [19].

Душа человека сотворена бессмертной, поскольку она не умирает как тело, она может разлучаться с телом, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения [11, c. 422]. Душа человека является личностью, поскольку сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа обладает разумной силой и свободной волей человека, поэтому она разумна и свободна. Душа не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами. Душа создана по образу Бога. Она не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

В строении души выделяют три силы (способности) – разумную (мысли, разум), раздражительную (эмоции, чувства) и вожделевательную (желания и деятельность).

Эти силы неотделимы друг от друга, и наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этот момент отих разделения не остается и следа, они едины как Св. Троица. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прилагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» [11, c. 422]

Тело — понятие философского дискурса, характеризующее 1) физически ограниченную часть вещественной материи, устойчивый комплекс качеств, сил и энергий, 2) живой организм в его соотнесенности или сопряженности с душой. Уже в античной философии проведено различие между физическим телом и одушевленным телом [19].

8. Наука и техника, их взаимосвязь.

В ряду ключевых проблем философии техники одно из важных мест принадлежит проблеме взаимосвязи техники и науки.

Анализу данной проблемы уделялось внимание уже в эпоху Возрождения. Впоследствии, в Новое время, к ней обращались Ф. Бэкон и Р. Декарт [14, c. 575]

В какой бы связи ни рассматривался феномен современной техники: идет ли речь о ее сущности, развитии, характерных особенностях или месте в современной цивилизации – всегда отмечается факт ее обусловленности наукой [11, c. 1340].

Каждый конкретный этап в развитии техники есть отражение опредмеченных в ней знаний. Технические средства, исторически появившиеся до и вне строго сформулированных научных законов и закономерностей, не опровергают сказанного, поскольку и они отражают наличное знание – обыденное, эмпирическое, интуитивное.

Между наукой и техникой с момента установления их практического взаимодействия возникает сложная и неоднозначная связь [19]. Многие технические изобретения ставят перед наукой новые задачи, стимулируя ее развитие; это говорит об относительном приоритете техники в отношении науки – относительном, поскольку сами они (технические изобретения) являются результатом материализации каких-то предшествующих (эмпирических или научных) знаний, что отдает первенство уже науке.

«Техническая потребность» не может быть удовлетворена до тех пор, пока не появится научное обеспечение возможности ее реализации, пока искомое техническое средство не получит теоретического обоснования. Было бы совершенно неверно полагать, будто если бы не существовало техники и ее потребностей, то не существовало бы и науки.

Если современное естествознание и основы технических наук были заложены в эпоху Возрождения, то «непроизводственные» науки (философия, логика, математика, медицина и многое другое) достигли исключительно огромных результатов еще в древности. «Первые теоретические системы (Фалес, Демокрит и др.), в противовес мифологии объяснявшие действительность через естественные начала», возникли в VI–V вв. до н. э [3, c. 6].

Эллинистический же период древнегреческой науки ознаменовался созданием первых теоретических систем в области геометрии, механики, астрономии (соответственно – Евклид, Архимед, Птолемей). Отдельные же элементы научного знания начали формироваться в еще более древних обществах: шумерская культура, Египет, Китай, Индия.

С XVII до XIX в. наука развивалась в стороне от техники, но при этом, как отмечают некоторые современные немецкие исследователи, она была технически ориентирована [7, c. 52].

«Техническая ориентированность» науки выражается в том, что исследование природы, наблюдение за нею опосредовано техническими приборами. При этом имеются в виду приборы, создаваемые и совершенствуемые именно в связи с научно-исследовательскими целями.

Другое основание «технической ориентации» науки заключается в том, что теория в XVI–ХVII вв. развивалась в рамках механистической картины мира, многие теоретические объяснения естествознания проистекали непосредственно из анализа техники, интерпретация природных явлений нередко осуществлялась на основе выводов, полученных в результате наблюдений за действием механических устройств [3, c. 7].

Характерно, что воздействие современной техники на современную науку некоторыми исследователями определяется главным образом в этом же аспекте: «технизация» науки – это не что иное, как опосредование ее аппаратной техникой [11, c. 878].

«Идентичность» науки и техники в Новое время выводится исследователями на том основании, что обе системы в рассматриваемый период не различаются институционально. Однако данный вывод сформирован лишь на основе анализа деятельности научных учреждений, где в период становления «новой» науки производство теоретического и практически приложимого знания не было дифференцировано. Институциональная «неразличимость» характеризует лишь два вида знания – теоретического и «практического», олицетворявших экспериментальную науку Нового времени.

И так из прочитанного могу сделать вывод что, до XV в. техника не могла «порождать» науку по той простой причине, что между ними не существовало практического взаимодействия.

Наука XVII–ХVIII вв., хотя и «функционирует во взаимосвязи со сферой материального производства» и предполагает не только теоретические, но и «прикладные аспекты», также не обнаруживает заметной зависимости от техники [19].

Устойчивый и систематический характер связь между наукой и производством приобретает лишь с конца XIX в. и достигает своего апогея в XX в., в эпоху научно-технической революции, что выражается, прежде всего, в возникновении базирующихся на научных разработках новейших образцов орудийно-производственной техники [11, c. 878]. Теперь уже не изобретательский дух ремесленников-одиночек, а именно «наука открывает перспективы для развития техники... становится главным источником революционных изменений в технике... далеко опережает технику». Вбирая в себя научные достижения, техника «приобщает» науку к производству, превращает ее в важнейший производственный фактор, с чем связывается коренное, качественное преобразование производительных сил общества и успешное развитие научно-технической революции [3, c. 9].

Я считаю, что в современном мире технические средства возникают и функционируют благодаря их опоре на научное знание, являются результатом научных разработок.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Васильева Е. К. 100 знаменитых мудрецов/ Е.К. Васильева, Ю. С. Пернатьев. – Харьков: Фолио, 2010. – 512 с.

2. Верцман И. Е. Жан-Жак Руссо. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Худож. лит., 1976. — 310 с.

3. Глозман А.Д. Философия и общество/ А. Д. Глозман. – 2005. – № 4 (41). – 16 с.

4. Губин В. Д. Философия: Учебник/Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 2004. – 423 с.

5. Диллон Д. Наследники Платона. Исследование истории древней Академии / Пер. с англ. Е. В. Афонасина. СПб: СПБГУ, 2005. – 281 с.

6. Ильичёв Л. Ф. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.— М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с

7. Колонцов А.А., Васильев Д.А. Краткая история науки. Часть первая. - Ульяновск, 2004. - 76 с

8. Кохановский В. П. Основы философии/ В.П. Кохановский [и д.р.] – 14-е изд., перераб. и доп. СПб: Проспект, 2016. – 223 с.

9. Лавриненко В.Н. Социальная философия: учебное пособие для вузов М.: ЮНИТ, 2003. – 391 с.

10. Миронов В. В. Философия : учебник для вузов М.: Норма, 2005. — 928 с.

11. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь. – 4е изд. Испр. И дополненное. М: Советская энциклопедия, 1989. – 1630 с.

12. Скляренко В. М. 500 знаменитых людей планеты/ В. М. Скляренко [и д. р.]. – Харьков: Фолио, 2006. – 991 с.

13. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. М.: Гардарики, 2000. — 368 с.

14. Стёпин В. С. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль, 2001.

15. Констанция Ван Корвус. Основы учения Ф. Ницше [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.stihi.ru/2011/04/07/5905

16. Курлат В. И. Взаимосвязь человека и природы. Человек и природа: взаимодействие» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/164605/vzaimosvyaz-cheloveka-i-prirodyi-chelovek-i-priroda-vzaimodeystvie

17. Сокольский Л. Социальные революции [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://work-way.com/socialnye-revolyucii-socializm-i-kommunizm/

18. Задачи философии [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://poisk-istini.com/osnovy-filosofii/zadachi-filosofii

19. Понятия и категории [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ponjatija.ru/taxonomy/term/2861

20. Предмет философии, ее функции и роль в развитии человека и общества [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philosoffine.ru/study-375-2.html

21. Руссо Жан-Жак [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.classs.ru/persons/writers/rousseau/

22. Социальная революция [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fb.ru/article/45460/sotsialnaya-revolyutsiya

23. Социальные революции, их типы. Социальные реформы. Социальные движения, их типы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.su/10_139045_sotsialnie-revolyutsii-ih-tipi-sotsialnie-reformi-sotsialnie-dvizheniya-ih-tipi.html

24. Человек и природа. Экологическая проблема: естественнонаучный, философский, религиозный и социально-политический аспекты [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studopedia.ru/11_88817_chelovek-i-priroda-ekologicheskaya-problema-estestvennonauchniy-filosofskiy-religiozniy-i-sotsialno-politicheskiy-aspekti.html

Наши рекомендации