Заблуждения о гражданском обществе, рассматриваемом либо само по себе, либо в его отношениях с Церковью
39. Государство, как начало и источник всякого права, пользуется правом, которое не ограничено никакими пределами. Аллокуция "Maxima quidem", 9 июня 1862 г.
40. Учение Католической Церкви является противостоящим благу и пользе человеческого общества. Энциклика "Qui pluribus", 9 ноября 1846 г.; Аллокуция "Quibus quantisque", 20 апреля 1849 г.
41. Светской власти, даже осуществляемой неверным властителем, принадлежит косвенная негативная власть в отношении сакральных вещей; ей же, соответственно, принадлежит не только право, называемое exequatur, но также право апелляции, именуемой ab abusu. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
42. В случае конфликта законов между двумя властями светское право имеет преимущество. Апостольское Послание "Ad apostolicae", 22 августа 1851 г.
43. Светская власть имеет право разрывать и объявлять недействительными торжественные соглашения (обычно называемые конкордатами), заключенные с Апостольским Престолом касательно пользования правами, относящимися к церковному иммунитету, без его согласия и несмотря на его протесты. Аллокущия "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Multis gravibusque ", 17 декабря 1860 г.
44. Светская власть может вмешиваться в вещи, относящиеся к религии, нравственности и духовному руководству. Поэтому она может иметь суждение о наставлениях, которые пастыри Церкви издают согласно своему долгу, как правило, для совести; и даже она может принимать решение о преподании Божественных Таинств и о расположениях, необходимых для их принятия. Аллокуция "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Maxima quidem ", 9 июня 1862 г.
45. Все управление общественных школ, в коих обучается молодежь какого-либо христианского Государства, исключая только некоторым образом епископские семинарии, может и должно быть предоставлено светской власти, и при этом так, что никакой иной какой-либо власти не признается право вмешиваться в дисциплину школ, в руководство занятиями, в присвоение степеней, в выбор либо утверждение преподавателей. Аллокуция "In consistoriali", 1 ноября 1850 г.; Аллокуция "Qitibus luctuosissimus ", 5 сентября 1851 г.
46. Даже в самих духовных семинариях метод, употребляемый в научных занятиях, подчиняется светской власти. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
47. Наилучшее устройство гражданского общества требует, чтобы народные школы, которые открыты для всех детей из каждого класса населения, а также в целом учреждения, которые предназначены для преподавания наук и серьезных дисциплин, для заботы об образовании молодежи, освобождались от всякой власти Церкви, от ее сдерживающего влияния и вмешательства и полностью подчинялись воле светских и политических властей, согласно предписаниям правящих и общему мнению эпохи. Послание Архиепископу Фрейбургскому "Сит поп sine", 14 июля 1864 г.
48. Католики могут принять систему образования их молодежи, которая была бы отдалена от католической веры и власти Церкви, и которая имела бы исключительной или по крайней мере основной целью только изучение чисто естественных вещей и общественной жизни на земле. Послание Архиепископу Фреибургскому "Сит поп sine", 14 июля 1864 г.
49. Светская власть может препятствовать свободному и взаимному общению священных Предстоятелей и верующего народа с Римским Первосвященником. Аллокуция "Maxima quidem ", 9 июня 1862 г.
50. Светская власть сама по себе имеет право представлять Епископов к должности и может от них требовать, чтобы они вступали в управление епархиями до получения канонического назначения от Святого Престола и апостолического послания. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
51. Светская власть имеет даже право отстранять Епископов от пастырского служения и не обязана повиноваться Римскому Первосвященнику в том, что касается учреждения епархий и поставления Епископов. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.; Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.
52. Правительство может, по принадлежащему ему праву, изменять возраст, предписанный Церковью для принесения монашеских обетов как женщинами, так и мужчинами, и приказывать монашеским общинам не допускать никого к принесению торжественных обетов без его разрешения. Аллокуция "Nunquamfore", 15 декабря 1856 г.
53. Должно упразднить законы, покровительствующие существованию монашеских общин, их правам и функциям; более того, гражданская власть может оказывать помощь всем тем, кто хотел бы покинуть монашеское сословие, к которому они присоединились, и нарушить свои торжественные обеты; также она может полностью упразднять сии самые монашеские общины, равно как коллегиатские церкви, простые бенефиции, даже объятые правом патроната, присваивать и подчинять их имущества и доходы своему управлению и распоряжению. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.; Аллокуция "Probe memineritis ", 22 января 1855 г.; Аллокуция "Cum saepe", 26 июля 1855 г.
54. Цари и князья являются не только изъятыми из юрисдикции Церкви, но даже стоящими выше Церкви, когда речь идет о разрешении вопросов юрисдикции. Апостольское Послание "Multiplices inter", 10 июня 1851 г.
55. Церковь должна быть отделена от Государства, а Государство от Церкви. Аллокуция "Acerbissimum", 27 сентября 1852 г.