Суканью отдают в жены мудрецу чьяване 1 страница
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Царь Судьюмна превращается в женщину
В этой главе рассказывается о том, как Судьюмна стал женщиной и как род Вайвасваты Ману соединился с Сома-вамшей, династией, берущей начало от бога Луны.
По просьбе Махараджи Парикшита Шукадева Госвами рассказал о династии Вайвасваты Ману, который прежде был царем Сатьявратой, правителем Дравиды. Шукадева Госвами также поведал о том, как Верховный Господь, возлежащий на водах вселенского потопа, породил Господа Брахму на лотосе, выросшем из пупка Господа. Из ума Господа Брахмы появился Маричи, сыном которого стал Кашьяпа. От Кашьяпы и Адити родился Вивасван, а Вивасван и его жена Самгья произвели на свет Шраддхадеву Ману. Жена Шраддхадевы, Шраддха, родила десять сыновей, среди которых были Икшваку и Нрига.
Шраддхадева, или Вайвасвата Ману, отец Махараджи Икшваку, долгое время не имел детей. Мечтая о сыне, он по совету мудреца Васиштхи совершил ягью, чтобы умилостивить Митру и Варуну. Вайвасвата Ману хотел сына, однако по желанию его жены родилась дочь, которую назвали Илой. Ману был недоволен рождением дочери. Он обратился за помощью к мудрецу Васиштхе, и тот стал молиться Господу, чтобы Ила превратилась в мальчика. Верховный Господь внял молитвам Васиштхи, и Ила стала прекрасным юношей по имени Судьюмна.
Как-то раз Судьюмна отправился путешествовать в сопровождении своей свиты. Вскоре они достигли леса под названием Сукумара, что раскинулся у подножья горы Сумеру. Как только путешественники вошли в лес, все они тут же обратились в женщин. Махараджа Парикшит попросил Шукадеву Госвами подробнее рассказать об этом случае. Женщина, которой стал Судьюмна, стала женой Будхи, сына бога Луны. У них родился сын по имени Пурурава. Милостью Господа Шивы Судьюмна обрел возможность в течение месяца иметь облик женщины, а в течение другого месяца — облик мужчины. Так он вновь возглавил царство и родил трех сыновей: Уткалу, Гаю и Вималу. Все они были очень добродетельны. Позже Судьюмна передал царство Пурураве, а сам принял ванапрастху.
ТЕКСТ 1
шри-раджовача
манвантарани сарвани
твайоктани шрутани ме
вирйанй ананта-вирйасйа
харес татра критани ча
шри-раджа увача — царь Парикшит сказал; манвантарани — периоды различных Ману; сарвани — все; твайа — тобой; уктани — описанные; шрутани — выслушаны; ме — мной; вирйани — чудесные деяния; ананта-вирйасйа — Верховной Личности Бога, чье могущество беспредельно; харех — Хари, Верховного Господа; татра — тогда (в периоды этих манвантар ); критани — совершенные; ча — также.
Царь Парикшит сказал: О господин мой, Шукадева Госвами, ты подробно рассказал о периодах правления разных Ману и о чудесных деяниях, которые являет в эти эпохи безгранично могущественный Верховный Господь. Мне очень повезло, что я услышал все это от тебя.
ТЕКСТЫ 2 - 3
йо 'сау сатйаврато нама
раджаршир дравидешварах
джнанам йо 'тита-калпанте
лебхе пуруша-севайа
са ваи вивасватах путро
манур асид ити шрутам
тваттас тасйа сутах прокта
икшваку-прамукха нрипах
йах асау — тот, который; сатйавратах — Сатьяврата; нама — по имени; раджа-риших — святой царь; дравида-ишварах — правитель Дравидадеши; джнанам — знание; йах — который; атита-калпа-анте — в конце периода правления последнего Ману (в конце прошлой эпохи); лебхе — получил; пуруша-севайа — служением Верховной Личности Бога; сах — он; ваи — в действительности; вивасватах — Вивасвана; путрах — сын; манух асит — стал Ману Вайвасватой; ити — так; шрутам — (мной) услышано; тваттах — от тебя; тасйа — его; сутах — сыновья; проктах — те, о которых рассказано; икшваку-прамукхах — возглавляемые Икшваку; нрипах — цари.
Сатьяврата, святой царь Дравидадеши, который в конце последней манвантары [эпохи Ману] получил по милости Всевышнего духовное знание, в следующей манвантаре стал Вайвасватой Ману, сыном Вивасвана. Я узнал об этом от тебя. Кроме того, из твоего рассказа я понял, что такие цари, как Икшваку, были его сыновьями.
ТЕКСТ 4
тешам вамшам притхаг брахман
вамшанучаритани ча
киртайасва маха-бхага
нитйам шушрушатам хи нах
тешам — тех (царей); вамшам — династию; притхак — раздельно; брахман — о великий брахман (Шукадева Госвами); вамша-анучаритани ча — а также характерные особенности этой династии; киртайасва — опиши; маха-бхага — о счастливейший; нитйам — вечно; шушрушатам — тех, кто служит тебе; хи — на самом деле; нах — для нас.
О счастливейший Шукадева Госвами, о великий брахман, расскажи мне, пожалуйста, о добродетелях всех этих царей и об их потомках. Я горю желанием и дальше слушать твои рассказы.
ТЕКСТ 5
йе бхута йе бхавишйаш ча
бхавантй адйатанаш ча йе
тешам нах пунйа-киртинам
сарвешам вада викраман
йе — которые; бхутах — бывшие; йе — которые; бхавишйах — те, что будут; ча — и; бхаванти — существуют; адйатанах — теперь; ча — и; йе — которые; тешам — их; нах — нам; пунйа-киртинам — благочестивых и прославленных; сарвешам — всех; вада — опиши; викраман — способности.
Будь добр, поведай обо всех прославленных царях династии Вайвасваты Ману, не только о тех, что правят сейчас, но и о тех, что правили в прошлом и станут править в будущем.
ТЕКСТ 6
шри-сута увача
эвам парикшита раджна
садаси брахма-вадинам
приштах провача бхагаван
Чхуках парама-дхарма-вит
шри-сутах увача — Шри Сута Госвами сказал; эвам — таким образом; парикшита — Махараджей Парикшитом; раджна — царем; садаси — в собрании; брахма-вадинам — знатоков ведического знания; приштах — тот, кому был задан вопрос; провача — ответил; бхагаван — могущественнейший; шуках — Шука Госвами; парама- дхарма-вит — в совершенстве знающий основы религии.
Сута Госвами сказал: Когда Махараджа Парикшит, сидя в окружении великих знатоков Вед, обратился с такой просьбой к Шукадеве Госвами, в совершенстве постигшему законы религии, тот продолжил свое повествование.
ТЕКСТ 7
шри-шука увача
шруйатам манаво вамшах
прачурйена парантапа
на шакйате вистарато
вактум варша-шатаир апи
шри-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; шруйатам — да будет услышано (от меня); манавах вамшах — династия Ману; прачурйена — как можно подробнее; парантапа — о царь, способный усмирять врагов; на — не; шакйате — получается; вистаратах — подробно; вактум — рассказать; варша-шатаих апи — даже за сто лет.
Шукадева Госвами сказал: О царь, покоритель своих врагов, слушай же мой подробный рассказ о династии Ману. Я постараюсь объяснить все как можно лучше, хотя полностью рассказать об этом невозможно и за сотни лет.
ТЕКСТ 8
параварешам бхутанам
атма йах пурушах парах
са эвасид идам вишвам
калпанте 'нйан на кинчана
пара-аварешам — всех живых существ как на низших, так и на высших уровнях существования; бхутанам — принявших материальные тела (обусловленных душ); атма — Сверхдуша; йах — который; пурушах — Верховная Личность; парах — трансцендентный; сах — Он; эва — на самом деле; асит — существовал; идам — эта; вишвам — вселенная; калпа-анте — в конце калпы; анйат — другое; на — не; кинчана — что-нибудь.
Трансцендентная Верховная Личность, Сверхдуша, пребывающая в сердцах самых разных живых созданий, продолжала существовать и в конце калпы, когда не было ни проявленного мироздания, ни чего бы то ни было другого.
КОММЕНТАРИЙ: чтобы яснее описать происхождение рода Ману, Шукадева Госвами начинает свой рассказ с периода, когда весь мир погружается в воды вселенского потопа и существует только Верховный Господь. Далее Шукадева Госвами поведает о том, как Господь один за другим творит объекты материального мира.
ТЕКСТ 9
тасйа набхех самабхават
падма-кошо хиранмайах
тасмин джаджне махараджа
свайамбхуш чатур-ананах
тасйа — Его (Верховной Личности Бога); набхех — из пупка; самабхават — возник; падма-кошах — лотос; хиранмайах — тот, что зовется хиранмайей (золотым); тасмин — в этом (золотом лотосе); джаджне — родился; махараджа — о царь; свайамбхух — самопроявленный (родившийся без матери); чатух-ананах — четырехголовый.
О царь Парикшит, из пупка Верховной Личности Бога вырос золотой лотос, на котором родился четырехголовый Господь Брахма.
ТЕКСТ 10
маричир манасас тасйа
джаджне тасйапи кашйапах
дакшайанйам тато 'дитйам
вивасван абхават сутах
маричих — великий праведник по имени Маричи; манасах тасйа — из его (Господа Брахмы) ума; джаджне — родился; тасйа апи — его (Маричи); кашйапах — Кашьяпа (родился); дакшайанйам — в лоне дочери Махараджи Дакши; татах — затем; адитйам — во чреве Адити; вивасван — Вивасван; абхават — появился; сутах — сын.
Из ума Господа Брахмы появился Маричи, а из семени Маричи родился Кашьяпа, матерью которого стала дочь Махараджи Дакши. Кашьяпа же в лоне Адити зачал Вивасвана.
ТЕКСТЫ 11 - 12
тато манух шраддхадевах
самджнайам аса бхарата
шраддхайам джанайам аса
даша путран са атмаван
икшваку-нрига-шарйати
дишта-дхришта-карушакан
наришйантам пришадхрам ча
набхагам ча кавим вибхух
татах — от него (Вивасвана); манух шраддхадевах — Ману по имени Шраддхадева; самджнайам — в лоне Самгьи (жены Вивасвана); аса — появился; бхарата — о лучший из династии Бхарат; шраддхайам — во чреве Шраддхи (жены Шраддхадевы); джанайам аса — породил; даша — десять; путран — сыновей; сах — он (Шраддхадева); атмаван — овладевший чувствами; икшваку-нрига-шарйати-дишта-дхришта-карушакан — Икшваку, Нригу, Шарьяти, Дишту, Дхришту и Карушаку; наришйантам — Наришьянту; пришадхрам ча — и Пришадхру; набхагам ча — и Набхагу; кавим — Кави; вибхух — великий.
О царь, о лучший из потомков Бхараты, у Вивасвана и его жены Самгьи родился Шраддхадева Ману. Шраддхадева, обуздавший свои чувства, зачал в лоне своей жены Шраддхи десять сыновей. Звали их Икшваку, Нрига, Шарьяти, Дишта, Дхришта, Карушака, Наришьянта, Пришадхра, Набхага и Кави.
ТЕКСТ 13
апраджасйа манох пурвам
васиштхо бхагаван кила
митра-варунайор иштим
праджартхам акарод вибхух
апраджасйа — не имевшего сыновей; манох — Ману; пурвам — прежде; васиштхах — великий праведник Васиштха; бхагаван — могучий; кила — воистину; митра-варунайох — для полубогов Митры и Варуны; иштим — жертвоприношение; праджа-артхам — чтобы родились сыновья; акарот — совершил; вибхух — великий.
Долгое время Ману был бездетным. Чтобы помочь ему обрести сына, великий святой Васиштха, обладавший духовным могуществом, совершил жертвоприношение, посвященное полубогам Митре и Варуне.
ТЕКСТ 14
татра шраддха манох патни
хотарам самайачата
духитрартхам упагамйа
пранипатйа пайоврата
татра — там (на этом жертвоприношении); шраддха — Шраддха; манох — Ману; патни — жена; хотарам — священника, совершавшего ягью; самайачата — должным образом попросила; духитри- артхам — чтобы родилась дочь; упагамйа — подойдя близко; пранипатйа — поклонившись; пайах-врата — давшая обет питаться одним молоком.
Во время этого жертвоприношения Шраддха, жена Ману, которая совершала тогда аскезу и питалась одним молоком, обратилась к жрецу, приносящему жертву. Она поклонилась ему и стала умолять о том, чтобы у нее родилась дочь.
ТЕКСТ 15
прешито 'дхварйуна хота
вйачарат тат самахитах
грихите хавиши вача
вашат-карам гринан двиджах
прешитах — тот, кому было велено исполнить жертвоприношение; адхварйуна — священником- ритвиком; хота — священник, который совершает подношение; вйачарат — исполнил; тат — то (жертвоприношение); самахитах — сосредоточенный; грихите хавиши — при зачерпывании топленого масла для первого возлияния; вача — с произнесением мантры; вашат-карам — мантру, начинающуюся словом вашат; гринан — декламирующий; двиджах — брахман.
Когда главный жрец велел исполнителю ягьи возлить масло в огонь, тот зачерпнул топленое масло. В этот миг он вспомнил о просьбе жены Ману и, повторяя слово вашат, возлил его в жертвенный огонь.
ТЕКСТ 16
хотус тад-вйабхичарена
канйела нама сабхават
там вилокйа манух праха
натитуштамана гурум
хотух — священника; тат — той (ягьи); вйабхичарена — нарушением; канйа — дочь; ила — Ила; нама — по имени; са — та; абхават — появилась; там — ее; вилокйа — увидя; манух — Ману; праха — сказал; на — не; атитуштаманах — радующийся; гурум — (своему) гуру.
Ману затеял жертвоприношение ради рождения сына, но, поскольку просьба жены Ману отвлекла жреца, у нее родилась дочь, нареченная Илой. Увидев дочь, Ману не очень обрадовался и потому обратился к своему гуру Васиштхе с такими словами.
КОМЕНТАРИЙ: У Ману не было детей, поэтому он был рад рождению даже дочери, которую назвал Илой. Однако позже он все- таки выразил сожаление о том, что вместо сына у него родилась дочь. Прежде бездетный, Ману порадовался рождению Илы, но эта радость была недолгой.
ТЕКСТ 17
бхагаван ким идам джатам
карма во брахма-вадинам
випарйайам ахо каштам
маивам сйад брахма-викрийа
бхагаван — о господин; ким идам — что это; джатам — рожденное; карма — результат деяний; вах — вас; брахма-вадинам — искушенных в повторении ведических мантр; випарйайам — ошибка; ахо — увы; каштам — печальная; ма эвам сйат — да не будет так; брахма-викрийа — противоположное действие ведических мантр.
Мой господин, ты и все остальные жрецы в совершенстве произносите ведические мантры. Как же могло случиться, что ягья принесла плоды прямо противоположные тому, о чем я просил? Это повергает меня в глубокую печаль. Ведические мантры не должны обманывать наши ожидания.
КОММЕНТАРИЙ: В нынешний век совершать ягьи запрещено, ибо никто не может правильно произносить ведические мантры. Только правильное чтение этих мантр приводит к исполнению желаний, ради которых совершалась ягья . Но мантра Харе Кришна не случайно называется маха-мантрой, величайшей, самой могущественной из ведических мантр. Ее повторение приносит человеку множество благословений. Шри чайтанья Махапрабху говорит:
Чето-дарпана-марджанам бхава-маха-давагни-нирвапанам
шрейах-каирава-чандрика-витаранам видйа-вадху-дживанам
анандамбудхи-вардханам прати-падам пурнамритасваданам
сарватма-снапанам парам виджайате шри-кришна-санкиртанам
Шикшаштака, 1
«Слава шри-кришна-санкиртане, которая очищает сердце от всей скверны, накапливавшейся годами, и гасит пожар обусловленной жизни, кладя конец череде рождений и смертей. Движение санкиртаны — величайшее благо для людей, ибо милостиво проливает на них свет трансцендентной луны. Оно — сама жизнь духовного знания, оно углубляет океан неземного блаженства и позволяет вкусить нектар, которого все мы так жаждем».
В наш век лучшей ягьей является санкиртана-ягья . Йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах (Бхаг., 11.5.32) . Разумные люди в наш век собираются вместе и поют маха-мантру Харе Кришна. Когда много людей вместе поют мантру Харе Кришна, это называется санкиртаной . Результат такой ягьи подобен облакам в небе. Во время засухи люди могут получить помощь, просто воспевая мантру Харе Кришна (йаджнад бхавати парджанйах) . В засуху харе-кришна-ягья может спасти все человечество, даровав дождь и пищу. Сейчас в Европе и Америке стоит засуха, но, если люди всерьез воспримут Движение сознания Кришны, если они перестанут совершать грехи и начнут вместе петь маха-мантру Харе Кришна, все их проблемы разрешатся без труда. Другие же ягьи совершать в наше время очень трудно, так как не осталось знатоков писаний, которые в совершенстве владели бы искусством произнесения мантр, и невозможно собрать все необходимое для проведения ягьи . Поскольку люди в наше время обнищали и поскольку они лишены ведических знаний и не умеют правильно произносить мантры, их единственным спасением является мантра Харе Кришна. Те, у кого есть разум, станут повторять эту мантру. Йаджнаих санкиртана-прайаир йаджанти хи сумедхасах (Бхаг., 11.5.32) . Но глупцы не в силах оценить благо, даруемое этой мантрой, и потому никогда не будут ее повторять.
ТЕКСТ 18
йуйам брахма-видо йуктас
тапаса дагдха-килбишах
кутах санкалпа-ваишамйам
анритам вибудхешв ива
йуйам — вы; брахма-видах — обладающие полным знанием Абсолютной Истины; йуктах — овладевшие собой и уравновешенные; тапаса — подвижничеством и покаянием; дагдха-килбишах — те, кто очистился от материальной скверны; кутах — откуда; санкалпа-ваишамйам — нехватка решимости; анритам — лживое обещание, обман; вибудхешу — среди полубогов; ива — как.
Все вы владеете собой, держите ум в равновесии и осознаете Абсолютную Истину. С помощью аскезы и обетов вы очистились от всей материальной скверны. Слова ваши, подобно словам полубогов, никогда не бывают напрасны. Как же получилось, что вы потерпели неудачу?
КОММЕНТАРИЙ: Из ведических писаний мы знаем, что благословения или проклятия полубогов непременно сбываются. Точно так же, если человек ведет аскетичный образ жизни, если он обуздывает чувства и ум и обретает знание об Абсолютной Истине, он полностью избавляется от материальной скверны. Слова и благословения такого человека, подобно словам полубогов, никогда не бывают напрасны.
ТЕКСТ 19
нишамйа тад вачас тасйа
бхагаван прапитамахах
хотур вйатикрамам джнатва
бабхаше рави-нанданам
нишамйа — услыхав; тат вачах — те слова; тасйа — его (Ману); бхагаван — могущественнейший; прапитамахах — прадед Васиштха; хотух вйатикрамам — нарушение, допущенное священником хотой; джнатва — поняв; бабхаше — сказал; рави-нанданам — Вайвасвате Ману, сыну бога Солнца.
Могущественнейший из прародителей человечества, Васиштха, услышав слова Ману, понял, что жрец допустил ошибку. Тогда он обратился к сыну бога Солнца с такими словами.
ТЕКСТ 20
этат санкалпа-ваишамйам
хотус те вйабхичаратах
татхапи садхайишйе те
супраджаствам сва-теджаса
этат — этот; санкалпа-ваишамйам — нежелательный результат; хотух — священника; те — твоего; вйабхичаратах — из-за невыполнения указаний; татха апи — но все же; садхайишйе — добуду; те — тебе; су-праджаствам — чудесное потомство; сва-теджаса — своей доблестью.
Эта неудача произошла из-за того, что один из твоих жрецов забыл о первоначальной цели ягьи. Но теперь я пущу в ход собственное могущество и одарю тебя хорошим сыном.
ТЕКСТ 21
эвам вйавасито раджан
бхагаван са маха-йашах
астаушид ади-пурушам
илайах пумства-камйайа
эвам — так; вйаваситах — исполненный решимости; раджан — о царь Парикшит; бхагаван — могущественнейший; сах — тот (Васиштха); маха-йашах — тот, чья слава велика; астаушит — вознес молитвы; ади-пурушам — Господу Вишну, Верховной Личности; илайах — Илы; пумства-камйайа — с желанием, чтобы она превратилась в существо мужского пола.
Шукадева Госвами сказал: О царь Парикшит, приняв такое решение, знаменитый и могущественный Васиштха стал возносить молитвы Верховному Господу Вишну, чтобы тот обратил Илу в мужчину.
ТЕКСТ 22
тасмаи кама-варам тушто
бхагаван харир ишварах
дадав илабхават тена
судйумнах пурушаршабхах
тасмаи — ему (Васиштхе); кама-варам — желанное благословение; туштах — довольный; бхагаван — Господь, Верховная Личность; харих ишварах — высший владыка; дадау — дал; ила — (девочка) Ила; абхават — стала; тена — этим (благословением); судйумнах — Судьюмна; пуруша-ришабхах — очаровательный мальчик.
Верховный Господь, высший повелитель, остался доволен Васиштхой и исполнил его желание. Так Ила превратилась в прекрасного юношу по имени Судьюмна.
ТЕКСТЫ 23 - 24
са экада махараджа
вичаран мригайам ване
вритах катипайаматйаир
ашвам арухйа саиндхавам
прагрихйа ручирам чапам
шарамш ча парамадбхутан
дамшито 'нумригам виро
джагама дишам уттарам
сах — он (Судьюмна); экада — однажды; махараджа — о царь Парикшит; вичаран — путешествующий; мригайам — ради охоты; ване — в лесу; вритах — сопровождаемый; катипайа — несколькими; аматйаих — министрами или приближенными; ашвам — на коня; арухйа — сев; саиндхавам — из Синдхупрадеши; прагрихйа — взяв; ручирам — чудесный; чапам — лук; шаран ча — и стрелы; парама-адбхутан — удивительные, необычные; дамшитах — одетый в броню; анумригам — за животными; вирах — герой; джагама — последовал; дишам уттарам — на север.
О царь Парикшит, однажды благородный Судьюмна в сопровождении советников и приближенных, верхом на лошади, приведенной из Синдхупрадеши, отправился в лес на охоту. В богатых доспехах, с луком и стрелами, он блистал своей красотой. В пылу охоты Судьюмна не заметил, как оказался в северной части леса.
ТЕКСТ 25
сукумара-ванам мерор
адхастат правивеша ха
йатрасте бхагаван чхарво
рамаманах сахомайа
сукумара-ванам — в лес Сукумара; мерох адхастат — у подножья горы Меру; правивеша ха — вошел; йатра — где; асте — находился; бхагаван — самый могущественный (полубог); шарвах — Господь Шива; рамаманах — предающийся удовольствиям; саха умайа — с Умой (своей женой).
Тот лес, раскинувшийся на севере, у подножья горы Меру, называют Сукумарой. В нем Господь Шива всегда развлекается с Умой. Судьюмна вошел в этот лес.
ТЕКСТ 26
тасмин правишта эвасау
судйумнах пара-вира-ха
апашйат стрийам атманам
ашвам ча вадавам нрипа
тасмин — в том (лесу); правиштах — вошедший; эва — только; асау — этот; судйумнах — царевич Судьюмна; пара-вира-ха — способный полностью подчинить себе своих врагов; апашйат — увидел; стрийам — женщину; атманам — себя; ашвам ча — и коня; вадавам — кобылу; нрипа — о царь Парикшит.
О царь Парикшит, как только Судьюмна, доблестный покоритель врагов, оказался в том лесу, он заметил, что принял облик женщины, а конь его превратился в кобылу.
ТЕКСТ 27
татха тад-анугах сарве
атма-линга-випарйайам
дриштва виманасо 'бхуван
викшаманах параспарам
татха — также; тат-анугах — друзья Судьюмны; сарве — все; атма-линга-випарйайам — перемену своего пола; дриштва — увидя; виманасах — опечаленные; абхуван — стали; викшаманах — глядящие; параспарам — друг на друга.
Все его спутники тоже превратились в женщин. Глубоко опечаленные этим, они лишь молча переглядывались.
ТЕКСТ 28
шри-раджовача
катхам эвам гуно дешах
кена ва бхагаван критах
прашнам энам самачакшва
парам каутухалам хи нах
шри-раджа увача — Махараджа Парикшит сказал; катхам — как; эвам — так; гунах — свойство; дешах — место; кена — кем; ва — или; бхагаван — о могущественнейший; критах — сделано; прашнам — на вопрос; энам — этот; самачакшва — ответь; парам — очень сильно; каутухалам — стремление; хи — на самом деле; нах — наше.
Махараджа Парикшит спросил: О могущественный брахман, почему это место обладало такой силой, и кто наделил его этой силой? Будь добр, ответь на мой вопрос, я горю желанием услышать от тебя об этом.
ТЕКСТ 29
шри-шука увача
экада гиришам драштум
ришайас татра сувратах
дишо витимирабхасах
курвантах самупагаман
шри-шуках увача — Шри Шукадева Госвами сказал; экада — однажды; гиришам — Господа Шиву; драштум — увидеть; ришайах — великие праведники; татра — туда (в тот лес); су-вратах — наделенные большой духовной силой; дишах — все направления; витимира-абхасах — полностью свободные от мрака; курвантах — делающие; самупагаман — прибывали.
Шукадева Госвами ответил: Великие святые, которые строго соблюдали все заповеди и сиянием своим затмевали все вокруг, как- то раз пришли к Господу Шиве в этот лес.
ТЕКСТ 30
тан вилокйамбика деви
виваса вридита бхришам
бхартур анкат самуттхайа
нивим ашв атха парйадхат
тан — их (всех этих праведников); вилокйа — увидев; амбика — мать Дурга; деви — богиня; виваса — обнаженная; вридита — застыдившаяся; бхришам — очень; бхартух — мужа; анкат — с колен; самуттхайа — встав; нивим — грудь; ашу атха — поспешно; парйадхат — прикрыла одеждой.
При виде великих святых богиня Амбика, которую они застали обнаженной, необычайно смутилась. Она спешно поднялась с колен мужа и постаралась прикрыть свою грудь.
ТЕКСТ 31
ришайо 'пи тайор викшйа
прасангам рамаманайох
нивриттах прайайус тасман
нара-нарайанашрамам
ришайах — великие праведники; апи — однако; тайох — их; викшйа — увидев; прасангам — любовное общение; рамаманайох — наслаждавшихся; нивриттах — отказавшиеся; прайайух — сразу же отбыли; тасмат — оттуда; нара-нарайана-ашрамам — в ашрам Нары и Нараяны.
Увидев Господа Шиву и Парвати, предающихся любовным усладам, великие святые немедленно повернулись и ушли в ашрам Нары-Нараяны.
ТЕКСТ 32
тад идам бхагаван аха
прийайах прийа-камйайа
стханам йах правишед этат
са ваи йошид бхавед ити
тат — тогда; идам — это; бхагаван — Господь Шива; аха — сказал; прийайах — своей дорогой жены; прийа-камйайа — ради удовольствия; стханам — место; йах — который; правишет — войдет; этат — в это; сах — тот (человек); ваи — конечно; йошит — женщина; бхавет — станет; ити — таким образом.
Тогда, чтобы успокоить свою жену, Господь Шива сказал: «Отныне любой мужчина, который войдет сюда, сразу же обратится в женщину».
ТЕКСТ 33
тата урдхвам ванам тад ваи
пуруша варджайанти хи
са чанучара-самйукта
вичачара ванад ванам
татах урдхвам — с тех пор; ванам — лес; тат — тот; ваи — особенно; пурушах — мужчины; варджайанти — избегают; хи — однако; са — она (женщина, в которую превратился Судьюмна); ча — и; анучара-самйукта — сопровождаемая подругами; вичачара — переходила; ванат ванам — из одного леса в другой.
С тех пор ни одно существо мужского пола не заходило в тот лес. Теперь же царь Судьюмна и его спутники, превратившись в женщин, бесцельно бродили по его чащам.
КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад-гите» (2.22) говорится:
васамси джирнани йатха вихайа
навани грихнати наро 'парани
татха шарирани вихайа джирнанй
анйани самйати навани дехи
«Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные».
Тело подобно одежде, и здесь мы видим подтверждение этому. Судьюмна и все его спутники были мужчинами, или, иначе говоря, их души были покрыты оболочкой мужской плоти, но потом они превратились в женщин, словно сменив одежду. Душа же осталась прежней. Сейчас с помощью операции люди могут превратить мужчину в женщину, а женщину — в мужчину, но это никак не влияет на душу. Тело может меняться — в этой жизни или в следующей, — но душа остается той же самой. Человек, постигший душу и то, как она переселяется из одного тела в другое, не придает большого значения телу, ибо знает, что оно — всего лишь одежда. Пандитах сама-даршинах . Такой человек прежде всего видит душу, неотделимую частицу Верховного Господа. Поэтому его называют сама-дарши, мудрым человеком.