Диалектика взаимосвязи индукции и дедукции и ее роль в решении проблем эрозии почв при орошении
Задача орошаемого земледелия, как науки – разработка теории и обобщение опыта передовой практики по эффективному использованию поливных земель, устойчивому повышению их плодородия, величины и качества сельскохозяйственных культур. Но повышение урожайности не должно наносить урон земле и всей окружающей среде. Проблемы охраны почв от ирригационной эрозии и рационального использования водных ресурсов при орошении огромных площадей земель приобретают на современном этапе все большую актуальность.
Интенсификация земледелия вызвала освоение под орошение склоновых эрозионно-опасных земель, что создало предпосылки для развития ирригационной эрозии и недопустимых потерь поливных вод. На таких территориях ежегодно теряются десятки и сотни тонн почвы с гектара и недобирается значительная часть урожая. Кроме того, сток поливной воды, который часто составляет более половины поливной нормы полива, приводит к загрязнению окружающей среды твердыми и растворенными продуктами смыва.
Для рационального использования водных ресурсов и эрозионно-опасных земель при орошении важно определить оптимальное взаимоотношение человек – вода – почва, т.е. такое сочетание природо - техногенных факторов, при котором технология полива будет одновременно водно - оберегающей и противоэрозионной.
Решить эту задачу можно только на основе познания закономерностей проявления стока и смыва и умелого управления ими в различных природо – техногенных условиях.
В научных исследованиях при решении проблем эрозии почв при орошении применяют в основном те же методы, что и в других отраслях: полевые, вегетационные, лабораторные, лабораторно-полевые исследования, математическое моделирование, производственная проверка и так далее. И все же в проведении этих научных исследований имеются существенные особенности, вытекающие из специфики поливного земледелия. На точность результатов влияют и наличие оросительной сети, и недостаточная выравненность поверхности поля, и различия в интенсивности дождевания, и многое другое. Вот почему методические требования при решении проблем эрозии почв должны быть предельно строги. Разнообразие условий, в которых развивается земледелие, вызывает и разнообразие методов его изучения. К.А. Тимирязев утверждал: «Нигде, быть может, ни в какой другой деятельности не требуется взвешивать столько разнообразных условий успеха, нигде не требуется таких многосторонних сведений, нигде увлечение односторонней точкой зрения не может привести к такой крупной неудачи, как в земледелии».
Одним из основных объектов изучения земледельческой науки является урожай сельскохозяйственных растений. Урожай – сложный комплекс объективной действительности, одна сторона которой – явление – выступает в виде количества и качества массы урожая (в объеме и весе его), например, у зерновых культур – это зерно, у льна – долгунца – волокно, у картофеля – это клубни, и другая в виде качества продукции, получаемой из зерна, волокна, клубней.
Человек наблюдает и исследует явление урожая в процессе формирования и становления – во время роста и развития растений, начиная от прорастания семян, появления всходов и кончая уборкой. Вторая сторона – сущность урожая – познается путем осмысливания видимой, ощущаемой стороны урожая – явления в разных его формах. Познать урожай – это значит вскрыть его многообразие, его сущность и установить причинность, вызвавшую его появление в данном, конкретном виде.
Научное исследование при решении проблем эрозии почв при орошении, как процесс познания, сводится к следующему: исходя из задач разработки почвосберегающих технологий полива и перспективы развития сельскохозяйственного производства определяют цели исследования и намечают подлежащие исследованию вопросы.
На основании научных достижений и передового опыта для обоснования изучаемого явления и его дальнейшего исследования разрабатывают научное предположение – гипотезу, составляют программу и схему исследования, устанавливают методы исследования. Затем проводят само исследование, которое включает в себя воспроизведение в определенных условиях изучаемого явления, закладку опыта, наблюдение за ходом процесса изучаемого явления и за теми условиями, которые сопутствуют ему, оценку отдельных проявлений и в целом всего явления, обработку полученных данных и установление их достоверности. Данные исследования окончательно обобщают, из них делают выводы, а затем разрабатывают и составляют рекомендации для их внедрения в производство с учетом зональных особенностей. Научное исследование ирригационных эрозий почв невозможно без таких приемов познания как дедукция и индукция, которые выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и с другими методами научного познания, наблюдения и эксперимент, анализ и синтез, аналогия, моделирование и т.д.
Особенно большое познавательное значение дедукции проявляется в том случае, когда в качестве общей посылки выступает не просто индуктивное обобщение, а какое-то гипотетическое предположение, например, новая научная идея. В этом случае дедукция является отправной точкой зарождения новой теоретической системы. Созданное таким путем теоретическое знание предопределяет дальнейший ход эмпирических исследований и направляет построение новых индуктивных обобщений. В данном случае диалектика взаимосвязи индукции и дедукции. Отмечая тесную взаимосвязь индуктивных и дедуктивных методов познания, Ф.Энгельс писал, что «Индукция и дедукция связаны между собой столь же необходимым образом, как синтез и анализ. Вместо того, чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться применять каждую на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускаешь из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг друга».
Можно привести множество примеров применения дедукции в земледелии. Так академик А.Н. Костяков создал теорию водного баланса оросительных систем, разработал теорию режима орошения культур и техники полива, которые успешно используются теперь во многих хозяйственных действиях для выращивания различных сельскохозяйственных культур (Применение дедуктивного метода познания очевидно: от общего к частному).
Однако не следует считать, что выводы каждого опыта имеют значение только для посевов того растения, с которым был поставлен опыт. Рост и питание разнообразных сельскохозяйственных растений определяются общими основными закономерностями. В настоящее время достаточно хорошо известны особенности возделывания важнейших сельскохозяйственных культур, чтобы можно было установить, в какой мере результаты опыта с одним растением можно переносить на другие растения, т.е. от частного – к общему. Любая наука, любое научное исследование начинается с эмпирического исследования – наблюдения над соответствующими объектами с целью их описания, классификации, выявления устойчивых свойств, отношений, зависимостей.
Первые обобщения в науке обязаны своим существованием простейшим индуктивным умозаключениям путём простого перечисления повторяющихся признаков, т.е. популярной индукции. Например, методом различия в сельскохозяйственном производстве проверяют эффективность удобрений. Другой пример: метод сопутствующих изменений указывает, что любой процесс количественных изменений имеет свои критические точки. Так, при внесении поливной нормы её полезность растёт лишь до определённого предела, за границей которого вода становится вредным фактором /снижается урожай, заболачиваются, засоляются почвы, наблюдается ирригационная эрозия почв/.
С точки зрения индукции для определения изменения плодородия почв можно рассматривать частные факторы: уклоны поверхности, поливные режимы, размеры капель дождя, его интенсивность, впитывающая способность почв и т.д. Но, углубляясь в изучение этих факторов, нельзя остановиться на каком-то одном их них, а с точки зрения дедукции рассматривать их в совокупности. И, зная в общем, закономерности формирования плодородного слоя почв, мы можем влиять на ирригационную эрозию почв изменением отдельных факторов. В любых рассуждениях индуктивные обобщения строятся с участием дедуктивных выводов.
Мы рассмотрели диалектику взаимосвязи индукции и дедукции и её роль в решении проблем ирригационной эрозии почв. Научное познание, как уже отмечалось ранее включает не только индуктивное обобщение и дедуктивное выведение, но и иные средства, такие как анализ, абстрагирование, приводящее к введению в науку новых понятий, и т.п.; индукция не может претендовать на роль единственного метода получения нового знания. Дедукция дает возможность вводить частные эмпирические законы, полученные с применением индукции, из более общих известных или предположительных законов, объясняя тем самым менее общие законы более общими. Это позволяет систематизировать научные знания.
Все методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии. Их конкретная систематизация определяется особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования.
Итак, в научном исследовании, в том числе и при решении проблем эрозии почв при орошении, успех обеспечивается умелым сочетанием всех форм и методов познания.