Вклад русской эмиграции в философию, науку и технику
Мощная философская школа русской эмиграции сохранила честь русских мыслителей в мировой философии. После высылки в 1922 г. на Западе оказались философы Н. Бердяев, С. Франк, П. Сорокин, Б. Вышеславцев, И. Ильин, Н. Лосский, Ф. Степун, С. Булгаков, ставшие духовными пастырями русского зарубежья. Их работы, созданные за рубежом, продолжали лучшие традиции русской философской мысли.
Среди них работы Н. Бердяева «Смысл истории», «О назначении человека», «О рабстве и свободе человека», Б. Вышеславцева «Кризис индустриальной культуры», «Душа человека», «Свобода воли», «Характер русского народа», И. Ильина «Сущность и своеобразие русской культуры» и многие другие.
Русская философская мысль не только оказала влияние на развитие философии на Западе, но в ряде случаев опережала ее. Развитие русской философии за рубежом нельзя отделить от религиозного сознания философов. Многие из философов-эмигрантов (С. Булгаков, Г. Флоровский, С. Франк и др.) писали не только философские, но и богословские труды, в которых осмысливали роль религии и церкви в истории человечества и в современном мире.
Среди эмигрантов послереволюционной поры были ученые, представлявшие практически все научные направления. В Пастеровском институте в Париже работали ученик И. Мечникова С. Виноградский и ученик И. Павлова С. Метальников.
Большой вклад в развитие аэродинамики и самолетостроения внесли известные профессора Д. Рябушинский, И. Сикорский. Геолог Н. Меншиков совершил для Франции в Сахаре важные открытия подземных вод. В почвоведении были известны имена таких ученых, как В. Агафонова и В. Малышева. Признание за рубежом получили представители не только технических и естественных наук, но и гуманитарии. Так, византолог А. Грабер избран членом Австрийской, Болгарской, Английской, Датской, Норвежской, Сербской и Американской академий. Признанными авторитетами в области социологии были Н. Тимашев и П. Сорокин. В 1930 г. в разных странах находилось около 500 крупных российских ученых, в частности, агробиолог С. Виноградский, геолог Н. Андрусов, зоолог К. Давыдов, химик А. Титов. Третья волна эмиграции не создала подобного тому, что было создано в 1920-е – 1930-е гг. Рассматривая четвертый и пятый периоды, нельзя не отметить такие факты: в настоящие время в Израиле эмигранты этих волн составляют 95% среди специалистов военной промышленности, 40% – в медицине. В США советские инженеры занимают важные позиции в электронной промышленности, в строительстве, науке. Так, Р. Казаринов – известный специалист в области полупроводников, работает в фирме «Белл телефон», А. Каплин – авторитет в области оптоэлектроники – заведует кафедрой в университете Балтимора, физик А. Хачатурян – профессор в Беркли и т.д.
О вкладе ученых-эмигрантов в мировую науку свидетельствует присуждение Нобелевских премий: по экономике – С. Кузнецу (1971) и В. Леонтьеву (1973); по химии – И. Пригожину (1977).
Большой приток высококвалифицированной русской профессуры позволил поднять уровень высшего образования в Югославии. Там работали академики Г. Острогорский, профессора А. Соловьев, А. Погодин, С. Кульбакин. 10 русских ученых были избраны в Сербскую академию наук и искусств. В университетах Белграда, Загреба, Скопье преподавали 69 русских профессоров, 240 учителей работали в сербских и хорватских гимназиях и школах. Функционировали русские школы; в Белграде была основана Русская публичная библиотека, при которой создано общество русских писателей, председателями которого стали И. Бунин и В. Немирович-Данченко. Либерально-демократическая часть эмиграции в Белграде организовала Русский дом, во главе которого стояли П. Струве, граф И. Толстой. Русские врачи внесли заметный вклад в создание современной системы медицинского обслуживания в Болгарии.
Для того чтобы выжить, эмигрантами создавались различные организации. Только в Берлине было около 60 благотворительных организаций. В Чехословакии действовал православный приход и братство по погребению православных. Значительная благотворительная деятельность была проведена организациями российских земских и городских деятелей (Земгор), их организации существовали в Праге, Белграде, Париже. Большую роль в оказании помощи, духовной жизни играла православная церковь. В 1930–1940-е гг. возникли Толстовский фонд в США, «Общество помощи русским детям за рубежом» и другие организации. Они существуют до настоящего времени. Так, Толстовский фонд оказал в 1988 г. помощь более чем 3 тыс. человек.
Сегодня, несмотря на провозглашенную демократию и открытость российского общества, из страны уезжает интеллигенция, которую можно отнести к политическим безработным. Это такие известные в стране люди, как С. Хрущев (с 1989 г. занимается историческими изысканиями в Брауновском университете, а в апреле 1993 г. обратился к американским властям с просьбой выдать вид на жительство), Г. Трофименко – бывший аналитик в институте США и Канады; Ф. Бурлацкий – бывший редактор «Литературной газеты»; С. Микоян – бывший редактор журнала «Латинская Америка» и др.
Художественная эмиграция
Русская эмиграция послереволюционной поры делала все возможное для сохранения русской культуры.
В 1920-е гг. столицей русского зарубежья был Берлин. При известной свободе и не изжитых еще традициях культурных связей в берлинских издательствах широко публиковались как эмигрантские, так и советские авторы.
Этим занимались издательства Гржебина, «Эпоха», «Слово», «Геликон», «Грани», «Русское творчество», «Университетское издательство» и др. В то же время в Берлине выходят несколько русских газет и журналов – «Голос России», «Дни», «Время», «Грядущая Россия», «Накануне». Созданы Дом искусств и в 1923 г. клуб писателей.
Русская эмиграция во многом была продолжением России с её традициями, самосоздавалась по её образу и подобию. Работали гимназии, консерватории, воскресные школы, лицеи, приюты и интернаты. Возникали различные общественные организации, к примеру, такие, как национальная организация русских скаутов, русское студенческое христианское движение. Проводились дни русской культуры для юношества, образована Парижская академическая группа, Союз писателей, Общество охранения русских культурных ценностей и др. Большим культурным событием для всей эмиграции был отмечавшийся с 1925 г. день рождения А.С. Пушкина, который проходил как «День русской культуры». К нему готовились литературные альманахи, спектакли, проводились научные конференции.
Русские эмигранты в Париже посещали свои 30 церквей, устроили ряд музеев, библиотек, театров. Во Франции выходило 1571 периодическое эмигрантское издание на русском языке, 438 – на украинском, 84 – на белорусском и 35 – на других языках народов России. Всего за рубежом выходило 2230 газет и журналов.
Период становлениялитературы русского зарубежья 1920-х – 1930-х гг. имел ряд особенностей: 1. эмигранты писали, усердно убеждая читателей и прежде всего себя, что именно они представляют Россию; 2. на Западе взрыв антисоветских настроений и спрос на сочинения эмигрантов был велик. Только в 1921 г. на английский язык переведено 246 эмигрантских изданий, на немецкий – 168, на французский – 103 («Солнце мертвых» И. Шмелева – на 12 языков).
Как писал философ Ф. Степун, в литературе воцарился «культ русской березки». Кумиром эмигрантских поэтов становится Н. Гумилев. Об утере России с грустью и нежностью писали В. Ходасевич, Г. Иванов, И. Северянин, С. Черный.
Несмотря на трудности, это время наибольших удач в эмигрантской литературе. Много и плодотворно работали И. Бунин, Б. Зайцев, И. Шмелев, Д. Мережковский, А. Ремизов, Н. Тэффи.
В этот период в ряд наиболее заметных писателей зарубежья выдвинулись М. Осоргин («Сивцев Вражек»), М. Алданов (им написано около 40 романов, многочисленные воспоминания и эссе). Среди героев Алданова Маркс и Наполеон, Бакунин и Байрон, Бетховен и Петр III. По значимости как писателя его часто ставили после Бунина и Набокова.
Пиком признания русской эмигрантской литературы было присуждение в 1933 г. И. Бунину Нобелевской премии.
Это первый русский писатель, удостоенный такой награды. Литературными центрами русских писателей и поэтов были журналы «Современные записки», «Воля России». Жить писательским трудом могли лишь те, кто переводился на иностранные языки. Таких немного: Д. Мережковский, Р. Гуль, И. Бунин. Феномен В. Набокова, одинаково успешно работавшего на русском и английском языках, был исключением.
Иностранные читатели почти не знали русских поэтов. «Я попала в мир, где стихи никому не нужны, ни мои стихи, ни вообще стихи…» – сетовала М. Цветаева. Из послевоенной литературы следует отметить большое количество мемуаров: В. Набоков – «Другие берега», И. Бунин – «Воспоминание о Чехове», И. Одоевцева – «На берегах Невы» и др.
В 1960–1980-е гг. нашу страну были вынуждены покинуть талантливые писатели и поэты, среди них: В. Максимов, В. Некрасов, А. Солженицын, И. Бродский, В. Аксенов, В. Войнович, А. Зиновьев, С. Довлатов, Н. Коржавин и др. О высоком уровне их художественного творчества свидетельствует присуждение А. Солженицыну (1970) и И. Бродскому (1987) Нобелевской премии.
Большой вклад в мировую культуру внесли русские художники – Н. Рерих, династия Бенуа и др. Среди них было много талантливых театральных художников, иллюстраторов. К ним относятся А. Бенуа, К. Коровин, Л. Бакст, А. Серебряков, С. Жуковский, М. Добужинский и др. Одним из видных представителей модернизма был М. Шагал. Большое влияние на европейское искусство оказали художники-абстракционисты С. Поляков, А. Ланская, В. Кандинский. Не меньшую известность получил художник-жанрист Ф. Малявин. О влиянии русской художественной школы свидетельствует тот факт, что её представители были постоянными участниками самых престижных международных выставок. В последние десятилетия на Западе оказались такие художники, как Э. Неизвестный, М. Шемякин, В. Комар и А. Меламид и др.
В 1920-е гг. в эмиграции оказалась большая группа русских актеров и театральных деятелей, которые давали спектакли по всему миру, оказали влияние на развитие мирового сценического искусства, создавали свои театры (в 1923 г. в Берлине – «Русский романтический театр», в 1927 г. в Париже – «Русский интимный театр» и «Театр комедии и драмы» и т.д.). В театрах мира работали такие известные актеры, как И. Мозжухин, Е. Рощина-Инсарова, М. Чехов. Особенным успехом пользовался русский балет, начиная с «Русских сезонов» С. Дягилева. В балете блистали А. Павлова, В. Нижинский.
Продолжателем дела С. Дягилева стал С. Лифарь. Самым многогранным балетмейстером XX в. по праву считается Д. Баланчин. Уроженец Санкт-Петербурга, Баланчин окончил Петербургское театральное училище. Довольно рано отказался от карьеры танцовщика и увлекся искусством постановщика-хореографа. Бури, порожденные русской революцией, тяжелое экономическое положение и трудности эпохи гражданской войны вынудили его эмигрировать в начале 1920-х гг. из России. Начиная с 1925 г. Д. Баланчин поставил более ста хореографических произведений в самых различных жанрах. В Европе он сотрудничал с С. Дягилевым. В 1934 г. создает Школу американского балета, из выпускников которой формируются первые группы Баланчина. В одной из них – «Балле караван», созданной для латиноамериканского турне – была осуществлена в 1941 г. постановка «Кончерто барокко», ставшая впоследствии одним из самых популярных творений хореографа на многих сценах мира. В наши дни постановка причислена к произведениям современной классики. Влияние русского балета на Западе подпитывается притоком выдающихся советских исполнителей, таких как Р. Нуриев, Г. и В. Пановы, М. Барышников, А. Годунов.
Мировую известность приобрели русские композиторы,музыканты,певцы. Среди них А. Гречанинов, С. Рахманинов, С. Прокофьев, И. Стравинский, А. Глазунов, В. Горовиц, А. Боровской, Ф. Шаляпин, А. Вертинский, Г. Макарова, К. Кондрашин и др.
Подводя некоторые итоги, необходимо отметить, что в результате эмиграции наша страна понесла огромный интеллектуальный урон. До недавнего времени обращение к культуре русского зарубежья рассматривалось отрицательно и осуждалось. Сегодня, говоря о мировой или отечественной культуре ХХ столетия, нельзя не учитывать того вклада, который внесла в её развитие русская эмиграция. Изучение этого вклада необходимо как для восстановления исторической правды и справедливости, так и с точки зрения решения нынешних проблем России, перспектив духовного прогресса.