Сократ, Платон и Аристотель
Почему эти имена всегда упоминаются вместе.
Есть две причины: они связаны отношениями учитель-ученик
Они все решают одну проблему и передают эстафету друг другу.
Сократ задаёт задачку, Платон пытается её решить, но спотыкается на последнем шаге, и Аристотель ставит точку.
Что требуется для уважения древним грекам.
Ты должен быть свободным, т.е. не рабом.
Ты и твои ближайшие родственники должны быть уроженцами этого города.
Если кто-нибудь из них из другого города, тебя назовут метэком.
Ты должен быть таким как все и не выделяться.
«Лучшая репутация для женщины – когда о ней не говорят ничего». (Перикл)
Чего хочет Сократ.
Он очень любит свои Афины (и в этом его трагедия) и согласен быть как все.
Но порядочным человеком он согласен считать только того, кто понимает, почему он так делает, а не обезьянничает.
Какое решение принимает Сократ.
Ты должен определить сущность того сообщества, к которому принадлежишь (его идею).
Понять основное противоречие этой идеи, и тогда ты можешь совершать разные поступки, оставаясь самим собой.
Как звучит знаменитый вопрос Сократа.
Если идея не живёт ни в воде, ни в огне (ни в кожаной куртке прикольного пацана), то где она живёт?
На вопрос Сократа будет отвечать его ученик Платон (Аристокл).
Идея живёт на небе, откуда на время залетает в человеческие головы.
Гениально! Платон первым понял, что идея не живёт ни в голове, ни в совокупности голов.
На какие вопросы Платон ответить не смог.
Зачем она влетает в человеческие головы?
Как она это делает?
На вопросы Платона отвечает Аристотель.
Он начинает с понятия «субстанция».
Он первым использует этот термин.
Субстанцией у него становится вещь, которая состоит из материи и формы.
Что такое форма?
Это та же платоновская идея, сдёрнутая с неба и запрессованная в вещь, которая состоит из материи и формы.
Что такое материя. Три определения.
Материя без формы есть ничто.
Материя содержит в себе форму, поэтому она – возможность.
Материя соединяется с формой, поэтому она есть форма.
Четыре причины Аристотеля: материальная и формальная, действующая и целевая.
Материальная и формальная создают жизнь (мир), действующая и целевая превращают жизнь в трагедию.
Как работает философия Аристотеля.
Есть мальчик по имени Саша Македонский. Как мальчик, он ничего из себя не представляет, поэтому неинтересен.
Материя без формы есть ничто.
Но у этого мальчика есть задатки царя, а это уже интересно.
Форма, которая живёт в Саше, заставляет Сашу искать того, кто научит его быть царём.
Аристотель знает, каким должен быть настоящий царь, и может научить этому Сашу. Саша нужен ему.
Когда Саша и Аристотель соединятся в Царе, Греция станет страной, где человека будут ценить за личные качества, а не по мету рождения матери.
Уроки Аристотеля, или что такое Царь
Царь – это единство материи и формы.
Как материя, ты ничем не отличаешься от своих подданных, поэтому ты прост.
Как форма – ты носитель идеи общности и всеобщности, поэтому ты велик.
Поскольку материя и форма ???, то ты прост в своём величии и велик в своей простоте.
Аристотель хотел, чтобы Саша был Царём.
Саша вырос и стал восточным деспотом.
Аристотель присоединился к заговорщикам, убившим Александра, и сам покончил с собой.
Философия Средних веков.
Отношения человека и Бога в античные и Средние века.
В Античности люди и боги живут внутри огромного пульсирующего шара, который называется Космос и Порядок.
Боги следят за тем, чтобы люди не нарушали законы Космоса, но сами зависимы от них.
Если существуют законы, то моя судьба предопределена, но я буду действовать так, как будто я свободен, поэтому я – трагический герой.
Трагедия начинается там, где выбранный человеком путь обязательно приведёт его к гибели, но свернуть с этого пути он не может, потому что это будет означать измену самому себе (см. компьютерную игру «тетрис»).
В Средние века Бог находится над Космосом и одновременно внутри него, как в своём творении.
Если я хочу соединиться с Богом (а я этого хочу), то я тоже должен быть творцом.
Основные формы философии и мастерства в Средние века.
Патристика, схоластика, мистика, пантеизм.
Что такое патристика.
Это взаимодействие нескольких элементов.
Задача, которая не имеет аналогов решений.
Мастер, который возьмётся за её решение и решит её.
Этот человек должен быть блестящим знатоком своего дела.
Он должен быть крайне честолюбивым.
Он должен верить, что в решающий момент Бог придёт ему на помощь и будет действовать его руками.
Ученик мастера, который копирует образ своего учителя.
Деятельность ученика и создаёт патристику, что в переводе означает «через Отца».
Что такое схоластика.
Она рождается из патристики, поэтому они похожи, но разница есть.
Здесь задача уже решена и можно делать по шаблону.
В патристике учитель и ученик талантливы от Бога, в схоластике они хорошо обучены.
Схоластика значит «школьные».
В схоластике ученик копирует схему действия.
Что такое мистика.
Мышление – это идеальная схема действия с предметом сообразно особенностям самого предмета.
Эти схемы найдены человечеством в процессе его исторического развития, а передаются с помощью наглядных пособий.
Схема идеальна, а пособие материально, поэтому точная передача схемы невозможна.
Хороший (талантливый) ученик должен прорваться через объяснения и понять, о чём ему говорил учитель, когда говорил не совсем об этом.
Тот короткий миг, когда ты отбросил пособие, потому что понял схему, и делает тебя мистиком.
Мистики не действуют, но их бездействие и есть действие.
Мистика бывает высокая и низкая.
В низкой мистике человек действует с пособием и достигает успеха, потому что пособие содержит в себе схему.
В Средние века говорили, что в низкой мистике человек действует с помощью Дьявола, которому надо отдать душу.
Сегодня говорят о сломанном мышлении, которое уже не восстановится.
Аврелий Августин – выдающийся представитель поздней западной патристики.
Главный вопрос: доказать, что три лица Бога есть один Бог (три равно одному).
Какие проблемы Августин подарил мировой философии.
Проблема истории («О Граде Божьем»).
Проблема истины («Исповедь»).
Что такое история.
Это такое движение к цели, при котором цель одновременно находится в будущем и настоящем.
Настоящее здесь самостоятельной ценности не имеет. Оно обретает её благодаря причастности к будущему.
Тема личности.
Августин стал первым философом, которого интересует то, что в человеке не меняется ни с возрастом, ни с обстоятельствами.
Фома Аквинский – выдающийся представитель поздней Античной схоластики.
В каждом обществе есть люди, которые думают и ведут себя иначе, их называют диссидентами (инакомыслящими).
У всех диссидентов есть своя субкультура. В 13-ом веке диссиденты увлекались Аристотелем, противопоставляя его Библии.
Фома Аквинский предложил согласовать учение Аристотель и Библию и тем самым решить проблему диссидентов.