Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.)

Стихийная диалектика древних философов (Гераклит, Платон и др.).

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (Гегель и др.).

Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и др.).

Стихийная диал др фил-в:Противоположностями Гераклит считал ж и м, вечное и приходящее, золото и солому.Зинон Элейский поставил проблему движения – «изобретатель диалектики».Платон считал, что диал - это движение и покой, тождество и различие.Диал Аристотеля была не только объективной, но и методом, который мог рассуждать о противоречии.Идеалистическая диал нем класс фил-ии:Представит: Фихте, Кант, Гегель. Кант доказывал, что природа развивается во времени и подвержена изменениям. Гегель выделил учение о противоречии, как источник развития, движения, силы развития.Марксистко-материалистическая диал:Диал – наука о всеобщей связи и наиболее общих изменениях.Ее появление связано с естественно-научым развитием:Теория Дарвина (диалектика как учение о наиболее общих формах связи между организмом и средой, живой и неживой природой).Клеточная теория (Шванн, Швеннер).Закон сохранения и превращения энергии (взаимосвязь количества и качества).

29. Принципы и законы диалектики.

Принципы диал: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития — становление и разрешение противоречий; взаимосвязь колич и кач изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности. Законы диалектики:Зак единства и борьбы противоположностейуказывает наисточник развития (любой предмет обладает противоположностями, кот в процессе взаимодействия приводят к противоречию, а противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета); зак перехода количественных изменений в качественные и обратноуказывает на механизмы развития (проявляется в том, что колич изменения приводят к кач, а кач - к колич);зак отрицания отрицанияраскрывает направление движения и преемственность в развитии(показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя стороны старого).

30. Философские категории, их мировоззренческое и методологическое значение в

анализе экономических процессов.

Категории – это осн. ср-во выраж фил.знания, отраж наиб общие св-ва и отнош реальн.В соотв с принц универс. связи выдел гр катег, без исп-ния кот-х нельзя раскрыть содерж катег. др групп, а также категориально-понятийное сод-ние научн систем: Отношение – фил.кат-рия, выраж. способ бытия объектов, как взаимообусл и взаимосв.Связь выраж отн-ние, при кот налич, отсутств одних объектов явл. услов налич, отс, измен др.Взаимосвязь-отнош, при кот не только нал, отс или изм. одних объектов явл. усл налич …др, но и наоборот, измен во 2 гр объектов вызыв из. в 1 гр. Действие-ф к, выраж. формы взатмосв объектов, при кот. измен одних объектов направл на изм. др. Взаимод– ф к, выраж. всеобщую форму взаимосв объектов, сост вих взаимообусл изм-нии. Группа ф к, образ на основе принц структ-ти: Единичное – ф к,выраж. св-ва и связи, присущ отд предм и остут. у др. предм. Общее – ф.к., выраж св-ва и связи, присущ опред. множ-ву предметов. Особенное – ф.к., обознач. связи и отн-ния, кот отлич отд предм или классы предм др от др. Часть-ф.к., обознач. предметы, образ. др, бол сложные. Целое – ф.к., обознач, предмет.вкл в себя в кач сост. частей др предм. Система–ф.к., обознач. сов-ть эл-тов, нах. в устойч. связях др с др и образ опред. целост. Элемент – ф.к, обозн сост часть системы. Структура – обозн сов-ть устойч связей эл-тов, обеспеч целост системы и сохр её осн. св-в при внеш и внутр. измен. Содерж – обозн. сов-ть эл-тов, образ.вещь, взаимод-ий эл-тов и рез-тов вз-вий. Форма – обозн. сов-ть относ.устойч отн-ний и связей эл-тов, образ. предмет.Гр кат-ий, выраж. особ-ти проц развития: Прич и следствие.Причина есть взаим-вие, следствие – рез-т взаим-вия.Необходим-это то, чего нельзя обойти. Случайн-то,что мож быть, а мож и не быть, мож произой так, но мож по-др.Возможн-ф кат,обозн сов-ть предмет,явл,кот ещё не стали наличным бытием,но предпос их возник уже им в действ.Развит-бесконеч процесс реал-ции одних возможн и возникн новых возмож.Вероятность - это колич. мера возможн,хар-ет те пределы, в кот сущ возможн.Сод-ние этих кат-рий опред-ет общие принципы прогнозных оценок реал проц, ориентир на взвеш подход в выборе напр-ний преобраз предметно-практич деят, в опред-нии хар-ра и пределов риска в эк-ке.

31. Пространственно-временная организация бытия. Основные научно-философские

концепции пространства и времени.

Материя не сущ. вне пр-ва и времени, точно так же пр-во-время не сущ. вне материи. Налич у объектов границ,их располож по отнош к др объектам трансформир в протяж-ть как основ св-во пр-ва; явная выделен-ть в объектах их кач сост, бол или мен быстр смена этих сост – в длит-ть как осн. св-во времени. Пр-во – форма сущ материи, выраж протяжён, структурн, сосущ и взаимод эл во всех матер. системах.Время –форма сущ-ния материи, выраж. длит-ть сущ-ния и смену сост в изм-нии и развитии всех матер. систем. Предст-ния о св-вах матер объектов форм-лись в русле 2 осн. концепций пр-ва-времени. Согласно субстанциальн конц(Демокрит,Эпикур,Джоржано Бруно,Г.Галилея. Клас.вар-И.Ньютон), пр-во и время – особые субст. сущности, независ одна от др, от налич материал объектов, происх в них проц и их взаимод. Согл реляцион конц(Аристотель,Р.Декарт,Г.Лейбниц;А.Эйнштейн), простр-во и время рассм-ся как особые отнош между объектами и проц и вне их не сущ-щие.В выраж в науч. форме субстанц и реляц конц пр-во и время рассм как независ от чел объектив реал-ти – преимущ как реал физич. пр-во и реал физич время. Выработанные в русле этих конц представл о пр-ве и времени назконцептуальным пр-м-временем. Однако помимо этого сущ реал биологич. и соц. пр-во-время и ещё один способ их воспроизвед – перцептуальное пр-во-время. Особ-ти биолог.пр-время также завис от матер. процессов, происход. в живых системах. Биолог.время опред-ся характером и последовательностью биохим. и физиолог. процессов, происходящих в живых организмах на разных уровнях. В отличие от концепт. простр-время оно выражает не универс-ные характ-ки форм сущ-ния материи,а преимущ-но вовлечены в человеч. деят-ть и составл. среду его обитания.

32. Философия природы. Идея коэволюции общества и природы.

1)Природа как объективная реальность,её место в мироздании, явл 1 из основных аспектов фил природы. Природа как объективная реальность-реальность,сущ всегда(минимум 20 млр лет назад-сегодняшние дни).

Наряду с природой в качестве единой материальной субстанции выступал Бог/мировая душа/мировой дух/единое.

Почти всегда понимается как колыбели чел-ва. Вопросы о роли чел-ка для природы и наоборот привели к возникновению «антропного принципа» в происхождении и понимании Вселенной(физ.законы были заложены на начальном этапе разв.Вселенной => появл разумного чел-ка неизбежно)

2) Природа как среда обитания и деятельности чел-ка.

В результате осмысления природы как объективной реальности и ключевых ориентаций по отн.к прир.как ср.обитания выделилось 4 осн. типа по отношению к ней: 1)практически-преобразовательное 2)познавательное 3) ценностное 4) охранительное =>диахронистический анализ отн. Чел-ка к природе.

1)АГРАРНЫЙ (ЦЕННОСТНЫЙ)

2)ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ

3) ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ

33. Учение о человеке в структуре философского знания.

Антропология

1)теоцентризм (человек создан Богом, его нельзя оценить самого по себе, независимо от Бога.)

2)натуроцентризм — (чел-к это биологическое сущ-во, сформировался в античности , биологический ур-нь сущ. Чел-ка играет определяющую роль по отношению к его индивид,соц и общ процессам, Демокрит, поддерживался прагматизмом)

20 в — идея принципиального несовершенсва биолог. Природы организма. чел-ка к совр.жизни (Герен : чел-к плохо приспособлен к жизни в окр, среде) . Культура — то что помогает компенсировать

3) социоцентризм . Главное в человеке — то , что он часть общества. Только в обществе человек становиться человеком. У истоков Аристотель.Чел-к — полит. Животного.

Для каждого из этик подходов сущ-ет рационалистический(сущность чел-ка связана с разумом) и иррационалистический подход(с др. аспектами чел-кой психики)

Во всех этих подходов сущность человека связывается с чем-то внешним, по отношению к нему. Признаётся, что есть более высокая реальность, чем чел-к.

4)Антропоцентризм — сущность чел-ка в нём самом, в его самопознании. Любые внешние возд не могут полностью определить чел-ка(Сократ,Кант)Всё что угодно может быть употреблено,лишь чел-к — это самоцель.

5)Переход от сущность к его существованию(экзестенциализм) — подлинное бытие(жизнь,в кот.была проявлена индивидуальность и неподлинное бытие(жизнь по шаблону). Давление манн(Хайдагер)

Понятие чел-к в философск.антропологии употребляется в 3 смыслах

1) собират.смысл . Чел-ий род в целом

2)индивид

3) как обозначение данного конкретного человека(индивидуальность , личность)

34. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии

личности.

Социал-ия - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общ-ва, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, кот регулируют её взаимоотношения с общ-м. Первые элементарные сведения чел получает в семье. Ценность семьи как соц института долгое время недостаточно учитывалась. Принижение роли семьи принесло большие потери, кот осле обернулись крупными издержками в трудовой и общ-полит жизни. Мощным инструментом социал-ии личности выступают СМИ - печать, радио, телевидение. Ими осуществляется обработка общественного мнения, его формирование. Социал-ия личности предполагает, что объектом исследования становится весь комплекс общественно значимых качеств чела. Они охватывают всю сов-ть черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты и т.д. Важное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в сознании и поведении людей. Образова́ние — целенаправленный процесс и рез-т воспитания и обучения в интересах чела, общ-ва, гос-ва, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных гос-ом образовательных уровней. Уровень общего и спец образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общ отношениями. В шир см сл, образование — процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности… В техническом см образование — это процесс, посредством кот об-во через школы, колледжи, универы и др институты целенаправленно передаёт своё культурное от одного поколения другому. Образование позволило челу разорвать связь с Природой, вкот объём познание и длительность жизни взаимосвязаны. В наст вр чел посредством обр-ия использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыд поколений. Обще́ние — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум 3 разл процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна чел деят-ть. Функции общения по их целям: контактная (установление контакта, то есть готовности к приёму и передаче сообщений и поддержании взаимосвязи); информационная (приём и передача сообщений в ответ на запрос); побудительная (целевая стимуляция активности); координационная (взаимная координация и согласованность в совместной деятельности); функция понимания (адекватное понимание смысла, взаимопонимание в целом); эмотивная (обмен эмоциями); функция установления отношений (фиксация своего места в социуме); функция оказания влияния (изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера).

35. Сознание человека как предмет философского анализа. Генезис сознания.

Фил-ия фиксирует созн как особого рода релаьность в его целостности и выясняет отношение созн как особой формы Бытия к Бытию в целом. «Что есть созн?», «Какова его сущность?», «Откуда берется сознание?» - фил уровень ?? о сознании. Сознание- это высшая форма психического отражения. Отражение в сознании обладает следующими признаками: 1.обобщенное, 2.целенаправленное; 3.в речевой (символической форме); 4.возможность предварительного мысленного построения действий и предвидения результатов действий; 5.самоконтроль и саморегулирование; 6.выделение себя из внешнего мира. Сознание – субъективный образ объективной реальности. Восприятие – основа сознания. Ориентироваться в мире челу помогают 5 чувств. На сег день фил-ы уверены только в том, что созн реально сущ-ет, оно имеет идеальную природу.Фил-ия, созн вкот явл важным процессом, предлагает разл подходы: 1)физикализм (самост сознания нет, тк оно порождение материи; объяснить сущность созн можно с пом физики); 2)солипсизм (созн любого индивида явл единств достоверной реальностью, а материальный мир – порождение созн); 3)объективный идеализм (созн связано с материей, но явл первопричиной); 4) умеренный материализм (созн – уникальное проявление материи, кот позволяет ей отражать саму себя). Сущ неск точек зр о происхожд созн: космическая (созн не зависит от материальных носителей, созн – дар космоса или Бога, оно неделимо), биологическая (созн присуще всем живым орган, тк оно явл порождением живой природы), человеческая (созн присуще только челу, а животн обладают только инстинктами).

36. Структура сознания. Общественное и индивидуальное сознание.

Созн-е – высшая форма псих отражения; субъект образ объект реальности. В структ созн входят: 1Сознание имеет сложную структуру, включающую в себя:

- элементы подсознания, бессознательного;

- собственно сознание, состоящего из: а)феноменов чувственного восприятия (ощущения, восприятия, представления), эмоций;б)абстрактного мышления (понятия, суждения, умозаключения), в)языка как ядра второй сигнальной системыг)памяти; способности воспроизводить информацию.д) самосознания;е) ценностно-целевых установок. Общественное сознание – единство двух нераздельных сторон одного и того же процесс: отражение и активно-творческое преобразование. Общ созн познает общ бытие, дает ему духовную характеристику, прогнозирует его и преобразовывает. Функции: 1)познават (познание, накопл инф-ии о мире, общ-ве, челе); 2)целеполагающая (выдвиение целей, создание проектов будущего, идеалов); 3) ценностно-ориентированная (оценка явленя действительности, в кот выражается значение их для чела); 4) коммуникативная (обеспечение общения людей, их взаимопонимания, согласованности их действий).Общ созн пребывает в сист «Чел-Деят-ть-Общение-История-Язык-Культ». Эта сист наход в пост развитии. Общ созн оказывает огр влияние на кажд индивида. Оно надличностно, но не внеличностно. Общ созн – не колич сумма инд созн, а их качеств преобразование, дух реальность. Индивид созна отд людей – инд особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентаций. В инд созн чела проявляются особенности его жизни и хар-а темперам, уровень его дух культ и др. все это формирует неповторимый дух мир отд людей. Инд созн не явл абсолютно независимым от него, оно формируется и развивается на основе общ созн. В созн отд людей присутствуют представления, взгляды и предрассудки, кот они усвоили, живя в общ-ве.

37. Проблема познаваемости мира (гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм)

Пробл познаваем мира явл 1 из важн в фил-ии. Она стояла как центральная в Др Гр, в ср века и Новое вр, остро встала в нашем столетии. На всем протяжении развития фил-ии в ней сталкивались разл подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм.Скептицизм – это фил познание, сторонники кот не отрицают возм-ть познания мира, но сомневаются в возможности истинного познания. (представ Перо, С.Эпирс). Скептики считают, что наше знание – это субъективное состояние (точно мы ничего не знаем, поэтому ничего нельзя отрицать или утверждать). Скептицизм возник в к 4 в до нэ,предст: Пиррон. Истина непостижима, а мудрость состоит в том, чтобы воздерживаться от всякого суждения – и отрицания, утверждения. В средневек фил-ии скептицизм был средством утвержд религ веры. В 18 в скептицизм переродился в агностицизм: сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально касалось богов,а затем уже природных вещей. Древнегр фил-ф Протагор сомневался в существовании богов. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “чел есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, чел вообще не способен постичь. Древнегр фил-ф Пиррон считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Пиррон считал, что чел стремится к счастью. Счастье жеслагается из 2 компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости.Он не отвергает возможности познания мира, но не идет дальше признания познаваемости явлений. Противоположен агностиц гносеол оптимизм. Предст: Демокрит, Платона, Аристот, Ф. Аквинского, Н. Кузанского,Ф. Бекона, Р. Декарта, Шеллинга, Гегеля.По мнению представ, нет в мире объекта, котбыл бы неподвластен чел познанию (начало–Нов Время). Агностицизм ограничивает чела в его стремлении к познанию действительности. Сторонники гносеол оптимизма не отвергают сложности познания, сложности и трудности выявления сущности вещей. Вместе с тем у разных его представ имеются разл аргументы,доказывающие несостоятельность агностицизма. Одни из них опираются при этом на ясность и отчетливость мысли об объектах и их сущности, другие – на общезначимость получаемых результатов, 3и – на невозможность существование чела без адекватного отражения законов объект мира, 4ые указывают на практику как на ведущий критерий при определении достоверного знания о сущности вещей.

38. Предмет и основные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная деятельность, знание).

Чел постоянно нуждается в знаниях. Совр этап развития общ-ва рассматривается как переход от инд общ-ва к постинд, или информ. В инф общ-ве ценность знания увелич. В этих условиях возникает проблема познания. Наиболее общие вопросы познания разрабатываются разделом фил-ии, кот назыв гносеологией (от греч. gnosis — знание + logos — учение), или теорией познания. Предмет гносеол – всеобщие предпосылки, сущность, формы и пути познания, его возможности, отнош знаний к реальности и условия их истинности. Теор позн отвечает на ??, что такое позн, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познават проц, что такое истина и каков ее критерий и тд. В фил-ию термин “теория познания” ввел шотл фил-ф Дж. Феррьер в 1854 г. Важнейшим ср-м познания явл наука. Выделяют след принципы научного познания:общефилософские, принц спец научного мышления и пр-ы спец научных теорий. Если рассматривать проц научного познания в целом, то в кач-ве его элементов выделяют субъект и объект познания.Субъект познания— это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. Субъектом м б чел и разл соц группы. Объект познания- это то, на что направлена практ и познават деят-ть субъекта. Объекты - независимо существующие от чела вещи, явления, процессы. Познават деят-ть— творч активность чела, направленная на адекватное воспроизведение прир, соц и дух реальности в форме знаний. Знание –рез-т познават деят-ти, выражающий в знаковой форме объективные св-ва и связи объектов прир, соц и дух реальн.

39. Основные формы чувственного и рационального познания.

Чувств познание - познават проц, в рез-е кот строится образ конкр предмета посредством 5 осн чувств чела — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Формы чувств позн: ощущение, восприятие и представления. Ощущ – это отражение отд св-в предметов или явл. Из отдельных ощущ складывается воспр целого предмета. Воспр – это отражение свойств предм и явл в целом. Представл-чувств образ предмета, кот возникает в сознании в отсутствие этого предм. В представл больш роль играют память, воспоминания и воображение чела. Представл - восприятие предмета в его отсутствие. Чел может представлять, тк чувств образы возникают не в орг чувств, а в коре гол мозга. Поэтому присутствие предмета не необходимо для возникновения чувств образа. Однако чувств познания недостаточно для познания закономерностей существования мира. Рацион позн, основанное на абстрактном мышлении, позволяет челу выйти за ограниченные рамки чувств. Формы рац познания: понятие, суждение, умозаключение. Понятие - мысль, кот отражает предметы, явл и связи между ними в обобщенной форме. Оно схватывает не отдельные признаки предмета, а его сущность. Суждение -это отрицание или утверждение ч-л при пом понятий. В суждении между 2 понятиями устанавливается связь. Умозаключение— рассуждение, в ходе кот из посылок выводится вывод.

40. Познание как творчество. Роль воображения и интуиции в познавательном

Познание можно определить как творч проц. Тв-во проявляется и движении познающей мысли, и в продуктах труда, в материальной и духовной культуре. Познание реальн мира - всегда тв-во. Всякое открытие требует таланта и тв-ва. И даже само применение разнообразных приемов, облегчающих путь к открытию, явл творч проц-м. огр роль в познании игр вообр и инт. Вообр – творч деят-ть на основе комбинирующей способности мозга. Без вообр чел не смог бы ничего создать, тк прежде чем осущесвить ч-л, нужно это вообразить. Если эта вторч способность развивается вместе с развитием произв сил, то воображение становится действительностью. К примеру, продуктом воображения явл худ книги. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Инт трактовали как нечто таинственное и чуть ли не сверхъест. В инт тесно смыкаются мышление, чувство и ощущение. Она сближает научное познание с худож тв-ом и наоборот. С пом интуиции открываются новые знания, изобретается что-то, возникают шедевры. Инт связана с длит работой над проблемой, часто она имеет место тогда, когда кажется, что всё «перебрали». В механизме инт немалую роль играет бессознательное, на уровне которого возникают отдельные звенья логич цепи. Важную роль в инт играют наличие "подсказки". Так, наблюдение паутины между ветками дало толчок для рождения идеи подвесного моста

41. Познание и практика.Практика –спсобо включения чела в природный и соц мир путем целесообразного преобразования предметов, проц и явл этого мира. Формы практики: 1)Материальное пр-во (труд) - преобразование природы, ест бытия людей; 2) Соц действие - преобразование общ бытия, изменение существующих социальных отношений революциями, реформами, войнами; 3) Научный эксперимент - активная деят-ть, в процессе кот исследователь искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать интересующие его свойства объект мира. Практика носит общ-ый хар-р, те она объедин людей, их устремления и цели в целое. Практ и позн тесно связаны. Позн – проц получ и накопл знаний обществом. Практика имеет познават стороу, а позн – практ. Для начала практ деят-ти челу необх хотя бы миним знания о предмете, кот он преобразует в практ. Осн функции практики в системе научн позн: 1)выступает как источник познания; 2)явл движущей силой; 3)явл основой познания; 4)практ явл критерием истинности. Функции позн по отнош к практ: 1)информативно-отражательная (позн перераб осходные данные и производит понятие, гипотезы, теории и тд); 2)проектно-конструктивная (позн вырабатывает идеальн планы таких новых типов чел деят-ти, кот не мгут возникнуть без науки); 3)регулятивная (позн регулир практ). Практ и позн взаимосвязаны.

42. Понятие истины и ее критерии.

Истина – содержание знаний чела, представляющие собой адекватное воспроизвед реальности. в сооств с осн формами, в кот осуществляется чел познание, были выделение чувств и лог критерии истины. Чусвтв крит – наблюдаемость того, что утверждается в полученном знании. Средствами наблюдения д б подтверждено само существование изучаемого объекта (проц, явл), его св-ва, хар-р отношений с др объектами, тенденции развития. Лог крит связан с требованием непротиворечивости. Непротиворечивость - недопущение прямо противопол утверждений об 1 и том же предмете в 1 том же отношении и в 1 и то же время. Критерием истинности чел знаний явл практика, кот не может подтвердить или опровергнуть знания полностью, но задает тот диапазон ситуаций и параметров, в пределах кот степень истинности знаний проявляется достаточно определенно.

Наши рекомендации