Так складывалась и утверждалась классическая концепция истины: истина есть соответствие знаний действительности
15Основные философские подходы к пониманию общества.
Выбор того или иного способа объяснения общества зависит от исходной мировоззренческой установки.
Натуралистический – общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы.
Например, теория этногенеза русского историка Л.Н. Гумилева связывала развитие общества с ритмами космического излучения. Социобиология связывает развитие общества со спецификой человека как природного существа, с его генетическими, расовыми и половыми особенностями. К.Э. Циолковский и другие космисты рассматривали развитие человечества как ступень в эволюции космоса.2. Идеалистический.а) Объективно-идеалистические учения источником развития общества считают Абсолютную идею (Гегель), божественное провидение (религиозная философия).б) Субъективно-идеалистические учения могут связывать развитие общества с волей великих личностей или деятельностью масс людей, одушевленных теми или иными идеями, верованиями.3. Теории, основанные на анализе межчеловеческих связей и отношений.
16 Категории бытия ,ее смысл и содержание в философских системах. Содержание проблемы бытия включает в себя размышления о мире, o существовании, о жизни и смерти, о рождении и исчезновении. Мир обладает бытием. Он есть. Бытие мира — предпосылка его единства. Ибо мир сначала должен быть, прежде чем можно будет говорить о его единстве. Он выступает как совокупная реальность и единство природы и человека, материального бытия и человеческого духа.
Бытие — это философская категория, означающая реальность. Оно сводится к предметно-вещественному миру. Можно вычленить различные его формы--1) бытие вещей, процессов и состояний природы;2) бытие человека в мире природы;3) бытие духовного, идеального;4) индивидуализированное и внеиндивидуавизированное (объективированное) духовное бытие;5) социальное бытие (индивидуальное и бытие общества).Философский смысл бытия проявляется и в противоречии конечного и бесконечного (всякое бесконечное состоит из конечных составляющих частей); в противоречии общего и отдельного, целого и части.Итак, бытие — общее понятие, самое общее, которое образовываете» путем отвлечения от различий между природой и духом, индивидом и обществом. Мы ищем общее между всеми явлениями и процессами реальности и находим его. Результат этих поисков ~ бытие, то, что эти явления и процессы реально существуют.
17 Личность ,как специфический феномен, ее роль в обществе.--- Личность - это интегральное понятие, характеризующее чел-ка в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое.Под личн-ю понимают социальные качества, приобретенные индивидом в процессе социализации. Социальная роль личности - это совокупность выполняемых ею социальных функций, обусловленных положением человека и реализуемых в процессе его жизнедеятельности. Соц-я изучает проблемы лич-ти через ее социализацию, механизмы социального деят-ти, проблемы социального поведения, типы личности и т.д. На совр. этапе повышенное внимание к личн-ти объясняется:-· личность является субъектом сложных и противоречивых процессов в обществе;--· общество в своей политике не может не учитывать многообразие интересов и потребностей людей;--· личность отражает достигнутый уровень развития общества;с бурным развитием СМИ, появлением новых социальных и псих-х технологий возрастает опасность манипулирования личностью.Исходным при определении социальной роли личн-ти в общественном прогрессе явл-ся положение Маркса – как общ-во производит чел-ка, так и чел-к производит общ-во. Каковы лич-ти таково и общ-во.
18 Проблемы смысла жизни и смерти в философии и культуре---В пределах коммуникативной философии возникает онтологический по своей природе "двойной регулятивный принцип ответственности", который, заключается усталость, что люди в современных условиях должны действовать так, чтобы обеспечить выживание человеческого рода. Философствование по поводу жизни и смерти, конечно же, не является чем-то новым. Более того, в истории трудно найти философа, который игнорировал бы эту проблему. Еще Гераклит, как известно, заявлял, что жизнь и смерть фактически одно и то же. Платоновский тезис, что сама философия есть лишь подготовка к смерти и умение умирать, в различных вариациях и бесчисленное количество, раз воспроизводился другими авторами.Тема смерти является ведущей в любой религии, поскольку именно с позиций ее неизбежности выявляются смысл и ценности земного существования человека. Достаточно вспомнить о реинкарнации, колесе смерти-жизни и карме во многих восточных религиозно-философских системах. В христианском понимании сама смерть есть переход к новой вечной жизни. Отсюда вытекают и определенные формы ответственного отношения человека к жизни:- "космическая" ответственность, т.е. ответственность за сохранение жизни на планете Земля;- "экологическая" ответственность, как ответственность за сохранение разных форм жизни;- "общечеловеческая" ответственность, как ответственность за сохранение жизни человеческого рода.
19 Понятие культуры, ее различные интерпретации. Функции культуры.----- Культура как форма деятельности предназначена для сохранения и развития своего собственного содержания, т.е. человека. Предназначение культуры , ее «обязанность» или роль , которую она играет в человеческой жизни, выражены в ее функциях . Все функции осуществляются ради человека как общественного существа. Познает ли он мир или пытается защитить природу, верует ли он в Бога или разделяет высокие идеалы гуманизма — все это он делает ради себя самого.
Понятие «культура» (лат.— возделывание, обрабатывание) изначально связано с «хорошим делом», не только с тем, что сделано, но и как, и зачем . Культура — это своего рода призма, сквозь которую преломляется и высвечивается для нас все сущее; творческий принцип жизни личности и общества в целом; это не просто умение, доведенное до уровня искусства, но и нравственно санкционированная цель.
Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению и составляют культуру .
Исходной формой и первоисточником развития культуры является человеческий труд , способы его осуществления и результаты .К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда , вовлеченные в водоворот общественного бытия. Это -общественный транспорт, пути и средства общения, промышленное оборудование, техника, сооружения и т. п. Материальная культура — показатель уровня практического овладения человеком природой. Совокупность материальных ценностей принято называть материальной культурой, которые играют основную роль .К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, и быт, уровень образования, состояние просвещения, медицинского обслуживания, искусства, нравственные нормы поведения членов общества (этикет), уровень развития потребностей и интересов людей. Духовная культура отлагается в «вещной» форме. Предметная культура (т. е сам факт ее существования) — ее внешняя видимость. Разумеется, культура не может существовать без этой видимости, но она и не сводима к ней, как: не сводима психика человека к его телу. Но видимый мир культуры – это одна из ее частей и всего лишь только встреча с ней. А внешность, как мы знаем, бывает обманчива, и мы не можем по ней со всей уверенностью судить о внутреннем мире. Личностная культура - запечатлена в вещах. По вещи можно судить об уровне интеллектуального, эстетического, нравственного развития ее создателя, об отношениях между людьми, о характере эпохи
20 Структуры общественного сознания. Формы и уровни--Общественная психология -- это эмоционально-переживательное отношение людей к своему положению в обществе, выраженное в форме соответствующих чувств и эмоций. Как и обыденное сознание, общественная психология формируется стихийно в процессе повседневной практической жизни. Реальное положение людей в обществе в значительной мере определяет их душевное состояние. Нужда, лишения и тяготы борьбы за выживание порождают стихийную страстную ненависть, озлобливают людей по отношению друг к другу, нивелируют нравственные ценности. Обществом можно манипулировать путем психологического воздействия на массы. В этом и состоит одна из функций массовых митингов и выступлений, суггестивно действующих на людей ораторов. Формы общественного сознания включают в себя политическую идеологию, правовое сознание (право), мораль (нравственность), религию, науку, искусство (эстетическое сознание), философию и представляют собой различные способы духовного освоения действительности. Основные критерии их разграничения:-1. По предмету отражения. Например, политическое сознание отражает отношение к власти, отношения между классами, нациями, государствами. В религиозном сознании отражается зависимость человека от сверхъестественных, божественных сил.2. По средствам отражения. Например, наука отражает действительность в понятиях, гипотезах, теориях идр., искусство -- в художественных образах, религия -- в церковных догматах, и т. д.3. По особенностям своего развития. Например, для науки характерным является прогресс познания, однако в искусстве прогресс не может служить основным показателем его развития.4. По выполняемым ими социальным функциям. Например, наука имеет функции познавательную и практическую -- как источник средств изменения природы, общества и самого человека; искусство выполняет эстетическую, познавательную и воспитательную функции.
21 Цивилизация и культура в интерпретации Н.А.Бердяева--Никола́й Алекса́ндрович Бердя́ев ( , — русский религиозный и политический философ, представитель экзистенциализмa. В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н. А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры» . В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе» . На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации» , «цивилизация пытается осуществить жизнь» , реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни»
Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д. , культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев
22 Творчество ,как высшее проявление самореализации личности Принципы интерпретации творчества(философский,социологический,культурологический аспект)
Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её “необходимое, существенное, неотъемлемое
свойство” . Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагаеторигинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в
сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области. Творчество – это исторически эволюционная форма активности людей, выражающаясявразличны видах деятельности и ведущая к развитию личности Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его
важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой – творчество.Однакоэтот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. .Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую..деятельность.свойство…Именно.преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.
Проблема жизни и смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.--- В жизни каждого нормального человека рано или поздно наступает момент, когда он задается вопросом о конечности своего индивидуального существования. Человек - единственное существо, которое осознает свою смертность и может делать ее предметом размышления. Но неизбежность собственной смерти воспринимается человеком отнюдь не как отвлеченная истина, а вызывает сильнейшее эмоциональные потрясения, затрагивает самые глубины его внутреннего мира.
Поиском ответа на этот вопрос занимались и занимаются и мифология, и различные религиозные учения, и искусство, и многочисленные философии. Но в отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные его решения. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках, она апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия.