С концентрацией ума на нем
36. Счет методом Дордже выполняется следующим образом:
Сохраняя спокойствие тела и ума, концентрируй внимание на каждом вдохе и выдохе, не отвлекаясь ни на что другое.
Считай [про себя] от одного и двух до двадцати одной тысячи шестисот дыханий. Это дает точное знание числа выдохов и вдохов [в сутки] (3).
(3) Емкость легких у тибетских, живущих на высоте 12 000 - 15 000 футов над уровнем моря, намного больше, чем у среднего европейца. Так как содержание кислорода в воздухе на высоте соответственно ниже, чем на меньших высотах, тибетцы, живущие на высоких плато, вдыхают гораздо больше воздуха, чем мы, что позволяет вводить в организм достаточно кислорода. Природа таким образом приспособила их к этим условиям. Требуется провести исследования, чтобы определить, отличается ли их дыхание по частоте от нашего. Однако тибетские гуру, как и индийские, считают, что в нормальных условиях число дыханий составляет около 21 600 в сутки, 900 в час и 15 в минуту. Цель счета -- сделать дыхание равномерным и ритмичным и таким образом осуществить перестройку организма на принципах йоги.
37. Затем нужно проследить, когда начинается вдох [через сколько секунд после выдоха] и каким путем входит в легкие воздух. Нужно установить, поступает воздух в организм несколькими путями или через одну часть тела.
38. С помощью этой практики ум сосредоточивается на вдохе и выдохе [и становится ритмичным, подобно дыханию]. Таким образом раскрывается природа процесса дыхания (1).
(1) Так как и Тибете ученик обычно недостаточно ясно представляет себе процесс дыхания, ему дается задание наняться его изучением.
39. Затем, сосредоточив ум на процессе дыхания, нужно следить за тем, как воздух проходит от носа [через ноздри] в нижнюю часть легких, как возникает вдох [как входит воздух] и как долго он удерживается там [перед выдохом] (2).
(2) Необходимо помнить, что по учению йот [данная жизнеобеспечивающая часть вдыхаемого воздуха -- не кислород, который поступает в кровь через легкие, а прана, от которой зависят, как говорилось выше, все психофизические процессы организма.
40. С помощью этого метода определяется цвет каждого вдоха и выдоха, их продолжительность и продолжительность паузы (3).
(3) О вдыхаемом воздухе, который чистый и прозрачный, говорится, что он чистого цвета, а цвет выдыхаемого воздуха, как нечистого и непрозрачного, называется нечистым.
41. Затем, наблюдая за состоянием пяти главных элементов [из которых составлено тело,-- земли, воды, огня, воздуха и эфира], каждого в отдельности, а не в их совокупности, следует отмечать увеличение или уменьшение числа вдохов и выдохов (4).
(4) Обычная созерцательная практика приводит к познанию роди пяти элементов в устроении и функционировании различных органов те ли и в проявлении и сосредоточении праны и других жизненных сил в организме. Чисто физические составляющие представляют элемент земли, жидкости тела -- элемент воды, животным теплом представлен огонь, газообразными компонентами -- воздух, а более тонкой психической жизненной инертен (иди праной) эфир. С помощью этой практики йог доджей ясно увидеть, как циркулируют кровь и прана, как функционирует каждый орган, как возникает и исчезает каждая мысль. Даже знакомство с описанными выше элементарными упражнениями вплоть до этого пункта убеждает европейского читателя в том, что йога есть наука, требующая для ее овладения не только высокого интеллекта и силы духа, но также глубокого знания тела с тем, чтобы мудро контролировать и правильно использовать все его органы и функции.
42. А теперь, визуализируя каждый выдох как слог АУМ [или ОМ] белого цвета и каждый вдох как слог ХУМ синего цвета, а промежуток между ними как слог АХ красного цвета, определяют [интуитивным, а не рациональным путем] продолжительность каждого этапа дыхательного процесса (1).
(1) Как сердце и легкие функционируют без участия сознания, таким же автоматическим должен быть контроль йога за дыханием. До пункта 40 включительно описываются подготовительные упражнения, то есть методы, менее радикальные по своему действию. Однако все они необходимы для подготовки начинающего к овладению этой более высокой ступенью. Здесь АУМ есть Символ Духовной Силы Будды. Его белый цвет символизирует чистоту. Трансмутированный таким образом в мистический звук АУМ и очищенный воздух выходит из организма заряженным психической энергией сострадания и любви. Поэтому, как верят многие тибетцы, вдыхание воздуха, выдыхаемого великим йогом, излечивает от болезней и освобождает от плохой кармы.
ХУМ - символ воплощенной жизненной силы Божественных Существ, включая Будд и Бодхисаттв, должен визуализироваться как жизненная сила Гаутамы Будды. Когда вдох, трансмутированный в слог ХУМ, прекратится и наступит его удержание, ХУМ должен быть трансмутирован в слог АХ который символизирует принцип речи, или речь Будды как Божественный Звук, или вибрацию Вселенной. Тогда всякое слово йога будет передавать всем, кто его слышит, духовные блага и силу истины. Синий цвет слога ХУМ, как и синий цвет бесконечного небесного пространства, символизирует нерушимость и вечность, а красный цвет слога АХ -- Божественную Любовь.
43. Затем с помощью горшкообразной формы выводят весь отработанный воздух, совершая для этого три движения. Медленно вдыхают наружный воздух через нос. Поступивший воздух заключают в горшкообразную форму и удерживают его так, как можно дольше.
44. То, что называется умом (которым так трудно управлять ввиду его неспособности нормально функционировать отдельно от процесса дыхания, заставляющего его постоянно переключаться с одной мысли на другую), дисциплинируется с помощью этой практики и освобождается от этой зависимости (1).
(1) В тибетском оригинале трудно понять смысл этого абзаца. Его можно перефразировать следующим образом. Обычно продолжительность существования мысли равна продолжительности одного дыхательного акта (вдоха и выдоха). С каждым новым дыхательным актом изменяется мысль. Но когда путем успешного применения этих методов эта очень трудная задача дисциплинирования ума выполнена, зависимость ума от дыхания прекращается Какими бы ни были усилия сохранить мысль без изменения, с каждым новым дыхательным актом обычно происходит изменение мысли, пусть даже небольшое, или вытеснение ее совершенно новой мыслью. Цель этих упражнений - приучить ум функционировать независимо от дыхания и таким путем освободить его от влияния мыслительных процессов. Мысли возникают в уме под влиянием раздражителей. Если удалить или нейтрализовать раздражители, то мыслительные процессы прекратятся, и ум придет в естественное состояние. Об этой взаимосвязанности ума и дыхания подробно говорится в Упанишадах.