Государственный контроль за экономической концентрацией

Порядок и случаи контроля предусмотрены гл.7 закона о защите конкуренции, а также соот.регламентами ФАС:

1. Регламент, утв.Приказом ФАС от 20.09.2007г. № 294 с изм. – порядок согласования сделок, в порядке ст.28 закона о защите конкуренции.

2. Регламент, утв.Приказом ФАС от 20.09.2007 № 293 – порядок согласования создания и реорганизации коммерческих орг-ций в порядке ст.27 закона о защите конкуренции.

3. Регламент, утв.Приказом ФАС от 28.12.2007г. № 457 – осуществление контроля за эконом.концентрацией, осущ-мой группой лиц (ст.31 закона о защите конкуренции).

Направления контроля:

1. Гос.контроль за созданием и реорганизацией коммерческих орг-ций (ст.27 закона о защите конкуренции)

2. Гос.контроль за сделками с акциями, долями, основными производственными средствами, нематериальными активами, их правами в отн-и коммерческих орг-ций (ст.28 закона о защите конкуренции)

3. Гос.контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хоз.субъектов (ст.35 закона о защите конкуренции)

Виды контроля:

1. Предварительный: осущ-ся в форме подачи ходатайства в антимонопольный орган о дачи согласия на совершение сделки или действия

2. Последующий: осущ-ся в форме подачи уведомления в антимонопольный орган после совершения сделки или действия

Критерии для предварительного контроля:

- стоимость активов лиц, участвующих в действии (в реорганизации)

- суммарная выручка таких организаций превышает 10 млрд руб.

- наличие в составе лиц, участвующих в сделке, действии, субъекта, включенного в реестр

- стоимость активов лица, в отношении которого совершаются сделки или приобретаются права в порядке ст.28 закона о защите конкуренции

- если стоимость активов фин.орг-ции превышает величину, установленную Правительством РФ.

Критерии для последующего контроля – ст.30 закона о защите конкуренции.

Случаи для предварительного и последующего контроля перечислены в ст.27,28,29 закона о защите конкуренции.

Порядок осуществления контроля предусмотрен ст.32 закона о защите конкуренции.

Специфика – субъекты контроля:

1-заинтересованные лица в совершении сделок

2-лица, обязанные подать ходатайство или уведомление в антимонопольный орган

По общему правилу обязанным лицом являются: приобретатели акций, долей, имущеста, прав, и вновь созданные организации в порядке ст.27 закона о защите конкуренции. Ответственность за неподачу ходатайства или уведомления– ст.19.8 КОАП.

Ст.32 устанавливает исчерпывающий перечень документов и сведений, предоставляемых с ходатайством и уведомлением. Формы предоставление сведений и документов установлены антимонопольным органом.

Виды решений, принимаемых по результатам контроля по согласованию сделок и действий:

1. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства (формальное основание – предоставление искаженных или недостоверных сведений)

2. Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства (2 условия: 1-если действия либо сделка может повлечь ограничение конкуренции, 2-необходимость получения доп.информации; сначала первое основание, и только уже потом второе; также если по первому условию все ясно, то можно и не запрашивать доп.информацию, т.е. иногда не обязательно выполнение второго условия)

20.11.2012

3. Решение о продлении срока рассмотрения ходатайства с выставлением требований, направленных на восстановление конкуренции. Примерный перечень требований содержится в п.5 ст.33 закона о защите конкуренции:

Статья 33. Принятие антимонопольным органом решения по результатам рассмотрения ходатайства, выдача антимонопольным органом предписания лицу, представившему уведомление

5. В целях обеспечения конкуренции условия, предусмотренные пунктом 3 части 2 настоящей статьи, в том числе могут содержать:

1) порядок доступа к производственным мощностям, инфраструктуре или информации, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации;

2) порядок предоставления другим лицам прав на объекты охраны промышленной собственности, которыми распоряжается заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации;

3) требования к заявителю, а также к иным лицам, участвующим в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации, о передаче имущества другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами, об уступке прав требований и (или) обязательств указанных заявителя и (или) иных лиц другому лицу, не входящему в одну группу лиц с указанными заявителем и (или) иными лицами;

4) требования к составу группы лиц, в которую входит заявитель, а также иные лица, участвующие в слиянии коммерческих организаций, присоединении к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, создании коммерческой организации.

Срок исполнения таких требований не может превышать 9 мес. После исполнения данных требований заявитель предоставляет документы, подтверждающие исполнение этих требований, и антимо.орган в 30-дневный срок принимает соот.решение.

4. Решение об удовлетворении ходатайства с вынесением предписания, направленного на предотвращение ограничения конкуренции. Предписание выдается в порядке ст.23 закона.

5. Решение об удовлетворении ходатайства. Сделка, в отношении которой вынесено положительное решение антимон.органа, должна быть совершена в течение 1 года.

Последствия невыплнения требований по гос.контролю. В основе ст.34 закона о защите конкуренции:

1. Подача антимон.органом иска о ликвидации или принудит.реорганизации вновь созданной организации (если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.)

2. Обращение антимон.органа с иском о признании сделки недействительной (если такие сделки привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.)

3. Возбуждение антимон.органом дела об админ.правонарушении в соот. со ст.19.8 КоАП: Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля

Наши рекомендации