Тема III. Эпистемологическая проблематика в философии. Теория познания и философия науки и научного знания.

1. Проблематика познания и знания.

1.1. Основной вопрос гносеологии. Что значит «знать»? Освоение мира практическое и духовное. Познание и действительность. Единство и многообразие видов знания и познания. Теоретическое знание и его отличие от веры, переживания, мнения. Становление гносеологической темы в западной традиции мысли. Epistémé и doxa. Формирование нормативной эпистемологии. Возможно ли истинное познание? Скептицизм и агностицизм. Всеобщие условия познания. Кто познает? Понятие субъекта познания. Понятие «эмпирического» и «Теоретического». Субъект эмпирический и теоретический (трансцендентальный). Источники познания. Сенсуализм и рационализм. Как мы познаем? Чувственность, рассудок, разум, воображение, интуиция. Опыт и интеллект. Чувственное созерцание и абстрактное мышление. Единство чувственного и рационального. Трансцендентализм как фундаментальная стратегия западноевропейского философского и научного познания. Классический рационализм и его «умеренные» историко-философские версии (Платон, Аристотель, Ф. Аквинский, Гегель, Маркс). Гносеология и принцип суверенности мышления (Декарт, Кант). Синтезирующая деятельность сознания. «Новый рационализм» (Гуссерль, аналитические философы, Г. Башляр, структуралисты).

1.2. Проблематика истины. Что есть истина? Взгляд на истину в исторической перспективе. Истина, заблуждение, ложь. Проблема критерия истинности. Гносеологическая корреспондентная теория истины и положительное решение вопроса об отношении знания и реальности. Истина как достоверность представления. Истина абсолютная и относительная. Объективная истина. Истина абстрактная и конкретная. «Кто мыслит абстрактно?» Истина «теоретическая» и «практическая. Онтологическая версия в трактовке истины. Истина как несокрытость (Парменид-Хайдеггер). Истина и понимание. Релятивизм в вопросе об истине. Регулятивная и прагматическая трактовка истины. Теория контекстуальности истины. Роль практики и прагматики в понимании истины.

1.3. Универсальные методы познания: абстрагирование, идеализация, анализ-синтез, индукция-дедукция, аналогия, моделирование. Историческое и логическое.

2. Научное познание, его сущность и методы. Философские проблемы науки.

2.1. Философский анализ науки. Взаимоотношение науки и философии. Философские проблемы науки. Философия как сфера предельных интерпретаций истин и оснований науки. Понятие методологии и ее роль в развитии научного знания. Философия как всеобщая методология научного познания.

2.2. Специфика научного познания. Рост самосознания науки и демаркация науки и метафизики. «Деструкция метафизики» (ранний позитивизм). Единство научного знания. Принципы детерминизма и каузальности. Исследование психологических и индуктивно-логических процедур опытного знания. Проблема эмпирического обоснования науки. Теоретическая нагруженность опыта. Инструментальный и онтологический смысл языка науки. Проблема научной рациональности. Сциентизм. Антисциентизм. Историзация философии науки. Соотношение науки и иных форм рациональности. Классическое и неклассическое истолкование научной рациональности. «Оправдание метафизики».

2.3. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровни познания. Наблюдение, эксперимент, описание, классификация. Понятие эмпирического факта. Объяснение, формализация, гипотеза. Теория. Становление научной теории и приращение научного знания. Научная картина мира. Научная парадигма. Научное предвидение. Революции в науке. Смена идеалов научной рациональности, научных картин мира и парадигм мышления. Понятие альтернативной науки. Модели развития научного знания (философия «критики опыта»; логический позитивизм; постпозитивизм). Конец «научной» философии науки?

3.Наука как социальный институт и ее место в жизни общества. Развитие науки и развитие общества. Наука как деятельность. Социальная детерминация научной деятельности. Наука и мировоззрение. Наука и религия. Наука и нравственность. Человек науки. Научное сообщество, особенности его функционирования. Этос науки. Наука в социокультурном измерении. Социальные функции науки. Наука и техника. Судьба техногенной цивилизации: цена прогресса. Сциентизм и технократизм. Технократическая утопия и тупики сциентизма. Возможна ли гуманизация науки?

Наши рекомендации