Информационное обеспечение дисциплины. .

ЛИТЕРАТУРА

1. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1-2. М., Политиздат, 1991.
2. Философия. Учебник для вузов. Под общ.ред. В.В.Миронова. – М., Норма 2005.
3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.
4. Введение в философию. В 2-х частях. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1989, 2003.
5. История философии в кратком изложении
6. Краткая история философии. Под ред. В.Г. Голобокова. М., Изд. АСТ, 2002
7. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995.
8. Философия социальных и гуманитарных наук: Учеб пособие/Лебедев С.А., ред.-М.: Академический проект,2006.
9. Философия. Учебник для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, Изд. Феникс, 1998.
10. Спиркин А.Г. Философия. М., Гардарики, 2001

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный образовательный портал.
2. http://www.philosophy.ru/ Философский портал (включает библиотеку, энциклопедии, словари, периодику )
3. http://www.philos.msu.ru/library.php Библиотека философского факультета МГУ
4. http://elibrary.ru/defaultx.asp Научная электронная библиотека.
5. http://filosof.historic.ru/ Философская библиотека.
6. http://www.i-u.ru/biblio/default.aspx Русский Гуманитарный Интернет-Университет (библиотека философской литературы).
7. http://ru.wikipedia.org/ Сетевая энциклопедия (включает философский раздел).
8. http://filosof.historic.ru/ Философская библиотека.
9. http://humanities.edu.ru/ Социально-гуманитарное и политологическое образование (включает раздел Философия).
10. http://anthropology.ru/ru/texts/index.html Web-кафедра философской антропологии (материалы по антропологической проблематике).
11. http://elibrary.ru/defaultx.asp Научная электронная библиотека.
12. http://www.countries.ru/library.htm Библиотека по культурологи.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ

Содержание
Лекция 1 Предмет, структура и функции философии. Мировоззрение, его структура и исторические типы. Особенности мифологии и религии. Природа и проблематика философского знания. Философия как самопознающее мышление. Философия и обыденное сознание. Специфика житейской мудрости. Феномен мудрости и хитрости. Основной вопрос философии. Философские направления и критерии типологизации философских учений. Структура философского знания как органического целого: онтология, гносеология, логика, диалектика, этика, эстетика, философская антропология, история философии, социальная философия, философские вопросы естествознания. Мировоззренческая, познавательная, методологическая, критическая, аксиологическая и гуманистическая функции философии. Проблема научности философии.
Лекция 2 Возникновение философии как специфической формы общественного сознания и духовного производства. Социально-экономические, духовные и субъективно-психологические предпосылки зарождения философской мысли. Значение феноменов сомнения и удивления для формирования философской рефлексии. Историко-философский процесс как смена типов мышления. Плюрализм философских учений. Природа философской традиции. Проблема самотождественности философии. Общие закономерности возникновения и своеобразие древневосточной философии как родины философской антропологии. Философские школы Древней Индии и Веды как общий источник и критерий их дифференциации. Важнейшие философские школы Древнего Китая: конфуцианство и даосизм.
Лекция 3, 4 Античная философия и этапы ее развития. Характерные черты древнегреческой философии: интенция от мифа к логосу, космоцентризм. Ранняя классика. Милетская школа о первоначалах бытия. Материализм и диалектика в учении Гераклита Эфесского. Пифагорейская школа: мистика, наука, философия. Элейская школа. Определение бытия как единого и неизменного. Апории Зенона и их значение. Атомистический материализм Левкиппа-Демокрита. Зрелая классика. Обращение к антропологической проблематике у софистов. Диалектический метод и этический рационализм Сократа. Платон и его учение об идеях («эйдосах»). Теория познания и этика Платона. Концепция идеального государства. Метафизика Аристотеля: бытие и его смысл, сверхчувственная субстанция, учение о четырех причинах. Систематизация логики как науки о формах человеческого мышления. Философская мысль эпохи эллинизма и ее ведущие направления: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Лекция 5 Средневековая философия. Истоки средневековой философии и изменение ее роли. Теоцентризм. Проблема соотношения разума и веры, сущности и существования. Библейские идеи философского значения (уникальности Бога, креационизма, смысла истории). Становление религиозной философии: патристика и ее представители. Средневековая схоластика. Проблема природы общих понятий (универсалий) в полемике номинализма и реализма. Философия Фомы Аквинского. «Естественная теология». Концепция «двойственности истины».
Лекция 6 Философия Возрождения и Нового времени. Возрождение как синтез античности и средневековья. Антропоцентризм. Истоки ренессанского философствования (Данте, Петрарка). Проблема человеческой индивидуальности и свободы (Пико делла Мирандола, Э. Роттердамский, М. Монтень и др.). Натурфилософия и диалектика Ренессанса (Н. Кузанский, Дж. Бруно, Г. Галилей, Телезио). Метафизика и гносеология Нового времени. Научная революция и ее влияние на философскую мысль XVII в. Ф. Бэкон как основоположник опытной науки. Критика схоластики и четыре типа ошибок («идолов») в познании природы. Индуктивный метод познания. Основные принципы рационалистического метода Р. Декарта. Метафизические системы Б. Спинозы, Г. Лейбница. Эмпирическая гносеология Дж. Локка и механистический материализм Т. Гоббса. Субъективный идеализм Дж. Беркли и агностицизм Д. Юма. Свободомыслие и воинствующий атеизм как характерные черты французского Просвещения.
Лекция 7 Русская философия XIX – начала ХХ вв. Особенности русской философской традиции как философии преимущественно не познающей, а размышляющей. Антропоцентризм, соотнесенность философской проблематики с судьбой народа и государства, теософичность. П.Я. Чаадаев как первый философ профессионального уровня. Философские воззрения славянофилов и западников. Евразийство: Л. Карсавин, С.Н. Трубецкой, Г.В. Вернадский. Материализм в учении В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Д. Писарева. Религиозно-философские концепции В. Соловьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Русский космизм, идея гармонии разума и природы (Н. Федоров, В. Вернадский). Экзистенциальная философия Н.А. Бердяева, учение об истории как испытании человеческой свободы. «Русская идея» как проблема идентификации национального самосознания и ее историческая судьба.
Лекция 8 Русская философия XIX – начала ХХ вв. Особенности русской философской традиции как философии преимущественно не познающей, а размышляющей. Антропоцентризм, соотнесенность философской проблематики с судьбой народа и государства, теософичность. П.Я. Чаадаев как первый философ профессионального уровня. Философские воззрения славянофилов и западников. Евразийство: Л. Карсавин, С.Н. Трубецкой, Г.В. Вернадский. Материализм в учении В. Белинского, А. Герцена, Н. Чернышевского, Н. Добролюбова, Д. Писарева. Религиозно-философские концепции В. Соловьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого. Русский космизм, идея гармонии разума и природы (Н. Федоров, В. Вернадский). Экзистенциальная философия Н.А. Бердяева, учение об истории как испытании человеческой свободы. «Русская идея» как проблема идентификации национального самосознания и ее историческая судьба.
Лекция 9 Современная западная философия. Социально-исторические предпосылки пересмотра классической традиции и формирования современной неклассической философии. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и А. Бергсон как представители «философии жизни». Позитивизм как философское направление, связанное с обновлением рационалистической традиции. Проблема соотношения философии и науки. Исторические формы позитивизма. «Критический рационализм» К. Поппера. Прагматизм как «философия практики». Абсолютизация момента полезности в процессе познания в учениях Ч. Пирса, У. Джеймса и Д. Дьюи. Проблема сущности и существования индивида в философии экзистенциализма религиозного (К. Ясперс, Г. Марсель) и светского (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер) направлений. Эволюция религиозной философии в ХХ в. Неотомизм как официальная теологическая доктрина современного католицизма, модернизированный вариант схоластики Фомы Аквинского.
Лекция 10 Субстанциально-атрибутивная модель мира. Категории онтологии. Бытие и его формы. Небытие. Ничто. Субстанция. Субстрат. Атрибут. Акциденция. Бытие мира как предпосылка его единства. Категория материи и ее онтологический и гносеологический аспекты. Отличие философского понятия материи от естественнонаучного представления о материи. И ее свойствах. Материя и ее атрибуты: движение, пространство, время, отражение. Движение как способ бытия материи. Формы движения материи в свете современной науки. Субстанциальная и реляционная концепции пространства и времени. Теория относительности А. Эйнштейна (общая и специальная) и ее значение для развития философских представлений о единстве материи, движения, пространства и времени. Проблема единства мира.
Лекция 11 Происхождение и сущность сознания. Отражение как всеобщее свойство материи. Эволюция форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Социальная природа сознания. Условия, предпосылки и факторы антропосоциогенеза. Работа Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Проблема происхождения мышления и речи. Язык как материальная форма мышления. Функции языка. Сознание как субъективная реальность. Структура сознания. Соотношение сознательного и бессознательного в психике человека. Теория психоанализа З. Фрейда о значимости бессознательного в психике и поведении человека. Активность сознания. Интуиция и установка. Сознание и самосознание. Рефлексия. Творческая сущность сознания. Моделирование сознания. Философский смысл вопроса об искусственном интеллекте.
Лекция 12 Проблемы теории познания.Специфика, формы и функции практики. Противоположность основных философских направлений в теории познания. Принцип отражения и принцип тождества мышления и бытия. Исторические формы агностицизма. Сенсуализм и рационализм в истории философской мысли. Диалектическая взаимосвязь чувственного и рационального познания и их формы. Отличие научного знания от повседневного (здравый смысл). Сциентизм и антисциентизм. Критерии научности. Структура и динамика научного знания. Уровни и формы научного познания. Понятие метода и методологии. Философия и наука. Методы научного познания, их специфика и классификация. Проблема истины в науке. Онтологический и гносеологический статус истины. Принцип корреспонденции и принцип когеренции. Свойства истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Истина и заблуждение. Гносеологические корни релятивизма. Критика идеалистических концепций истины. Принципы верификации и фальсификации (К. Поппер). Диалектика объективного и субъективного в практике. Специфика человеческой деятельности, ее отличие от активности животных и функционирования технических систем. Формы практики. Роль практики в познании. Базисная, детерминирующая, критериальная, целеполагающая функции практики.
Лекция 13,14 Диалектика как всеобщая теория развития и метод познания. Основные законы и категории диалектики. Диалектика как наука. Объективная и субъективная диалектика. Противоположность диалектики и метафизики как двух философских концепций связи и развития. Софистика и эклектика как основные формы метафизики. Движение и развитие. Формы развития. Противоречие как источник развития. Типы противоречия. Закон единства и борьбы противоположностей и его методологическое значение. Диалектика как концепция связи. Типы связей. Понятие закона в философии. Законы динамические и статистические. Категории качества, количества, меры. Проблема одно- и многокачественности. Скачок и его виды. Методологическое значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений. Диалектическое понимание отрицания и его отличие от метафизического. Закон отрицания отрицания как выражение основной тенденции развития. Элементы закона. Категории диалектики как всеобщие формы бытия и познания. Их классификация. Категории «общее», «особенное», «отдельное», «единичное». Диалектика сущности и явления. Диалектическое единство понятий «необходимость – случайность», «необходимость - свобода». Детерминизм и каузальность. Категории «причина» и «следствие». Категориальный анализ понятий «возможность» и «действительность». Вероятность как количественная сторона возможного. Принцип системности и его реализация в категориях «система», «элемент», «структура», «часть» и «целое», «содержание» и «форма». Типы целостности.
Лекция 15,16 Социальная философия марксизма и преимущества материалистического понимания истории. Общество как объект философского анализа. Формационная, цивилизационная и культурологическая парадигмы исследования истории. Различие между философским и социологическим подходами. Основные черты и ограниченность домарксистских концепций общественного развития. Проблема единства исторического процесса в многообразии концептуальных моделей (циклическая, линеарная, ковариантная, постмодернистская). Предпосылки возникновения философии марксизма, ее отношение к наследию немецкой классической философии. Единство материализма и диалектики. Идейно-теоретические предпосылки формирования материалистического понимания истории. Сущность революционного переворота, совершенного К. Марксом в науке об обществе. Категории «общественное бытие» и «общественное сознание» и их методологическое значение. Материальное производство как основа существования и развития общества. Понятие способа производства материальных благ и его структура. Диалектика производительных сил и производственных отношений. Общественное разделение труда и его исторические этапы. Современная НТР и ее роль в развитии материальной основы общества. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Специфика законов общественного развития и их классификация. Общество как динамичная, саморазвивающаяся, самодостаточная система. Влияние географической среды на развитие общества. Критика «географического детерминизма». Народонаселение как предпосылка и субъект исторического процесса. Исторические формы общности людей и закономерности их формирования. Формационный и деятельностный аспекты изучения истории. Общественно-экономическая формация как тип и стадия развития общества. Диалектическое единство принципов историзма и системности. Производственные отношения как критерий периодизации истории. Понятия базиса и надстройки. Материальные и идеологические отношения.Методологическое значение формационной теории для научного объяснения единства и многообразия исторического процесса. Проблема многоукладности ОЭФ. Типологический и генетический аспекты формационного анализа и их развитие в теории «постиндустриального общества». Формации как ступени прогресса. Проблема типологизации России.Деятельностно-революционный аспект социальной философии марксизма. Классовая борьба как движущая сила «предыстории». Социальная революция и ее типы. Революция и эволюция. Абсолютизация деятельностно-революционного аспекта научного анализа в базисной идеологической парадигме. Маркс об отчуждении человеческой сущности, причинах и условиях его преодоления. Становление человечества единым субъектом истории. Глобальные проблемы современности и перспективы человечества. Судьба марксизма в современном мире. Диалектическая противоречивость его социально-философской конструкции как алгоритм структурно-функциональной и концептуальной целостности. Кризисное состояние марксизма как результат формально-логического отождествления его идеологического и научного содержания.
Лекция 17 Проблема человека в философии. Диалектика бытия индивида в контексте жизни и смерти. Родовая сущность человека. Единство биологического и социального. Опредмечивание и распредмечивание как способ бытия индивида в истории. Человек как мера всех вещей. Природа как фактор бытия человека. «Первая» и «вторая» природа. Исторические этапы взаимодействия общества и природы. Право на жизнь и степень его реализации в историческом развитии общества. Факторы определения ценности человеческой жизни. Смертная казнь как высшая мера наказания: справедливое возмездие или трагическое недоразумение? «Право на смерть» как нравственно-гуманистическая дилемма, выходящая за рамки традиционных воззрений. Социально-этические аспекты суицида. Свобода выбора и проблема эвтаназии (активной и пассивной). Философско-методологическая аргументация: патернализм и антипатернализм. Современная танатология (учение о смерти) как одна из «горячих» точек естественнонаучного и гуманитарного знания. Проблема человеческого бессмертия в ее различных измерениях. Нравственные аспекты воспроизводства человека нетрадиционным способом (клонирование).

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1 Предмет, структура и функции философии.
Занятие 2 Возникновение философии как специфической формы общественного сознания и духовного производства.
Занятие 3,4 Античная философия и этапы ее развития.
Занятие 5 Средневековая философия.
Занятие 6 Философия Возрождения и Нового времени.
Занятие 7 Немецкая классическая философия.
Занятие 8 Русская философия XIX – начала ХХ вв.
Занятие 9 Современная западная философия.
Занятие 10 Субстанциально-атрибутивная модель мира.
Занятие 11 Происхождение и сущность сознания.
Занятие 12 Проблемы теории познания.Специфика, формы и функции практики.
Занятие 13,14 Диалектика как всеобщая теория развития и метод познания. Основные законы и категории диалектики.
Занятие 15,16 Социальная философия марксизма и преимущества материалистического понимания истории.
Занятие 17 Проблема человека в философии. Диалектика бытия индивида в контексте жизни и смерти.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

(адрес: http://www.mocnit.miet.ru/oroks-miet/srs.shtml - кафедра ________ - логин: u<номер студенческого билета>, пароль: <дата рождения> в формате ДД.ММ.ГГГГ)

Темы ЭМИРС Используемый ПП
СРС 1 Бытие и сознание  
СРС 2 Учение о развитии (Диалектика)  

Наши рекомендации