Сколько возлюбят; столько возлюбят, сколько познают

Боже мой и Господи мой, упование мое и радость сердца мое-
го, скажи душе моей, есть ли это радость, о которой Ты глаголешь
нам через Сына Твоего: «Просите и получите, чтобы радость ваша
была совершенна» (Ин. 16, 24)? Ибо нашел я некую радость со-
вершенную, и более нежели совершенную. Если все сердце, и весь
дух, и вся душа, и весь человек во всем своем составе исполнится ра-
достью этой, и тогда перельется через край радость. Итак, не радость
эта всецело войдет в радующихся, но радующиеся всецело войдут
в радость. Скажи, Господи, скажи рабу Твоему в глубине сердца его,
та ли эта радость, в которую войдут рабы твои, что войдут в радость
Господина своего (Мф. 25, 21)? Но радость эту, которою возрадуют-
ся избранные Твои, воистину «не видел глаз, не слышало ухо, и не
приходило то на сердце человеку» (Ис. 64, 4; 1 Кор. 2, 9). Еще не


сколько возлюбят; столько возлюбят, сколько познают - student2.ru

сказал я, Господи, и не помыслил, сколько возрадуются эти блажен-
ные Твои. Верно, столько возрадуются, сколько возлюбят; столько
возлюбят, сколько познают. О, сколь много познают они Тебя, Гос-
поди, в оное время и сколь крепко возлюбят Тебя! Воистину, не ви-
дел того глаз, не слышало ухо и не приходило то на сердце челове-
ку — сколько познают они и возлюбят Тебя в жизни той!

Молю Тебя, Господи! даруй мне познать Тебя, даруй мне возлю-
бить Тебя, дабы возрадоваться о Тебе. И если не смогу в жизни сей
познать и возлюбить, и возрадоваться в меру совершенства, пусть
буду я хотя бы преуспевать в этом делании, пока радость не станет
совершенной. Пусть мое познание Тебя здесь преуспевает, а там бу-
дет совершенно; пусть любовь моя к Тебе здесь возрастает, а там бу-
дет совершенна; пусть радость моя будет здесь велика упованием,
а там совершенна исполнением. Господи! через Сына Твоего Ты нам
повелеваешь, вернее же, советуешь просить и обещаешь, что мы по-
лучим просимое, чтобы радость наша была совершенна. Вот я про-
шу, Господи, как советуешь Ты нам через дивного Подателя сове-
тов; так да получу я то, что обещал Ты через Истину Твою, чтобы
радость моя была совершенна. Праведный Боже, я прошу! так да по-
лучу я, чтобы радость моя была совершенна. Меж тем пусть размы-
шляет о ней ум мой; пусть говорит о ней язык мой; пусть любит ее
сердце мое; пусть проповедуют ее уста мои. Да взалкает ее душа
моя, да возжаждет плоть моя, да возгорится все существо мое, доко-
ле не войду в радость Господина моего, который есть Ты, Боже Тро-
ичный и Единый, благословенный вовеки. Аминь.

сколько возлюбят; столько возлюбят, сколько познают - student2.ru

Об истине'

Предисловие

Три трактата, относящиеся к изучению Св. Писания, некогда
создал я в разное время, подобные друг другу в том, что имеют
форму вопроса и ответа; и лицо спрашивающего обозначается
именем ученика, отвечающего же — именем учителя. Четвертый,
который, правда, таким же способом издал я, небесполезен, как
представляется, для введения в диалектику и имеет заглавие
«О грамотном», — его не хочу к ним причислить, потому что он
относится к другой науке, чем эти три.

Один из этих трех — «Об истине», т. е. о том, что есть истина
и о каких вещах она обычно сказывается, а также о том, что есть
справедливость (iustitia). Другой же — «О свободе воли», что она
такое и всегда ли человек ее имеет; и сколько есть ее разновиднос-
тей (diversitates) в обладании или необладании правильностью во-
ли (rectitudinem voluntatis), для сохранения которой она была дана
разумной твари; и в этом трактате я показал только природную
крепость воли, потребную для сохранения полученной правильно-
сти, а не то, как для этого необходимо, чтобы ей споспешествовала
благодать (at gratia subsequatur). И третий — о том вопросе, кото-
рым спрашивается, в чем согрешил дьявол, не устояв в истине, ког-
да Бог не дал ему твердости, которой он не мог иметь иначе, как по-
лучивши от Бога; ибо если бы Бог дал, он ее имел бы, как имели
добрые ангелы, потому что им Бог дал. Каковой трактат, хотя я
и говорил там о стойкости (confirmatione) добрых ангелов, я оза-
главил «О падении Диавола», ибо то, что я говорил о добрых анге-
лах, было вспомогательно; то же, что написал о злых, было (прямо)
ответом на предложенный вопрос.

© И. Купреева, перевод, примечания, 1995

1 Печатается по изданию: Ансельм. Сочинения. С. 166-197. Перевод цитат
в примечаниях И. В. Купреевой.






Хотя названные трактаты не связаны никакой непрерывностью
стиля (dictaminis)', все же предмет их и общая для всех форма изло-
жения требуют, чтобы они переписывались все вместе и в том по-
рядке, в каком я их сейчас упомянул. Несмотря, значит, на то, что
некоторыми нетерпеливыми они были переписаны в другом поряд-
ке раньше, чем были завершены, я все-таки хочу расположить их
так, как здесь перечислил.

<...>

Наши рекомендации