Научное познание его формы и уровни

Науч позн- процесс, т.е. целостная развивающ-ся сист довольно сложн структуры, кот выражает собой единство устойчивых взаимосвязей м/у элементами данной системы. наука вкл в себя 4 необх компонента: Субъект науки, Объект науки, Предмет науки в широком смысле(Сист методов и приемов), Язык науки(ест и иск).

Уровни научного познания -эмпирический(описание, сравнение, измерение, анализ, индукция) и теоретический(понятий, теорий, законов и других форм мышления.).

Факт –важн элем-т эмпир исследования ,а) синоним понят «истина», реальное соб, рез-т - в противоп-сть вымышл-ому; б) особого рода предлож-ия, фиксир-щие эмпирич-ое знание. структ комп теор исслед-ия – проблема(форма теор зн, содерж-ем кот выступает то, что еще не познано человеком), гипотеза(форма теор зн, структурный элемент науч теор, содерж-ий предполож-ие, сформ-ное на осн фактов, истинное знач кот неопр-но и нужд-ся в док-ве.), теория(дает целостное предст-ие о закон-тях и сущ-ных связях опр-ой обл действ-сти – объекта данной теории). формы и методы: эмпир-ое исследование (научн факт, набл-ие, измерение, эксперимент); теор-ое иссл-ие (проблема, гипотеза, теория).

Философские проблемы развития научного знания

Поппер-ниспроверж. научн. теорий и замена их новыми.

Концепция науч зн П:

1. Принцип демаркации - отделение научного знания от ненаучного;

2. Принцип фальсификации- док-во путем опровержения;

3. Теория трех миров. (1. реальный, мир вещей; 2. сознание человека; 3. содержание мыслей).

Кун – наука развивается путем смены двух этапов: 1. «нормальная наука»; 2. научная революция. Центр понятие-парадигма-неск основоп-их теорий и образцов реш задач, с кот согласно научн сообщество. Переход с этапа на этап происходит тогда, когда парадигма не может объяснить накопившиеся вопросы.

Лакатос- разв науки предст-ет не как чередование отд-ых научн теорий, а как “историю рождения, жизни и гибели иссл-ких программ”.

Фейерабенд- сторонник тезиса о несоизмеримости теорий.принципы полиферации – размножения – научн теор и контриндукции.

Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

Кл наука-17-к19 в.особ-ти:1)стремление к заверш-ой системе зн,фиксир-ие истину в оконч-ом виде.2)метафизичность-взгляд на пр как на нечто неизменное.наука вытеснила религ в кач-ве гл ист позн мира.осн.черты кл науки: 1)натурализм-знание объктивности сущ-ия природы. 2)механистичность-предст-ие мира в кач-ве машины,четко функц-его на осн вечных и неизм-ых законов механики.3)метафизичность-природа как из века в век неизменное,кажд предмет или явл рассм-ся отд-но от др.истина не зависит от чело и она навсегда.

Некл наука-к19-80е гг 20в.- наука рациональности: теор эв-ции Дарвина, теор относ-ти, гипотеза Большого Взрыва.научн революция связана с именами Планк и Эйнштейн.неклас наука из-ла микромир,господствовала вероятностная причинность и статистический тип законов.Бор-идея дополнитльности(получение одной инф-ции связано с потерей инф о др величинах).истина зависит от методов и средств её достижения,т.е. от чел,истина-это авектор на углубленное понимание.

Постнекл наука-с 70х гг 20в.осн дисциплины-синергетика(о системах и хаосе, рассм-ет развитие открытых неравновесных систем), солитоника, нанонаука и др.появилась из за компьютеризации.принципы постнекл эпохи:1)переход от анализа к синтезу(объедин-ию знаний), 2)междисциплинарность. 3)принцип «все может быть».осн позиции:люди живут в принципиально нестационарной вселенной, в кот неразрывно связаны 3 понятия- случайность, необратимость и уникальность.сформ-сь представление о глобальном эволюционизме.

Культура и цивилизаця.

Понят "культ" и "цив-ия" обозн-ны важные точки роста позн.

Цив-ия - соц орг-ция жизни народа, Внешн культ, хар-ет уровень господства общ-ванадприродой и над самим собой. Чел цив-ный – культ-ный и уважает мнение др чел.

Культ – деят-сть, в кот чел реализует свою сущ-ть и субъективность. Культ чел не тот, кто много знает о жив, физ или генетике, а тот, кто осоз-ет и чувствует внутр форму, внутре нерв к-ры, ее стиль.Культ-ые и цивилизационные особ-сти народов придают знач-ое своеобразие истор-ому процессу. К и ц – это средства чел-ой самореализации. Между к и ц нет прямой зав-сти. Дост-ия цив-ции помогают развитию к.

Наши рекомендации