Последовательность работы. Тематика контрольных работ по дисциплине
Тематика контрольных работ по дисциплине
«Управление человеческими ресурсами (УЧР)»
(Это и вопросы для подготовки к экзамену)
1. Характеристика научных школ управления персоналом.
2. Понятие «персонал» и его структура в организации.
3. Факторы, влияющие на управление человеческими ресурсами.
4. Концепции управления персоналом.
5. Системный подход к управлению персоналом организации и формирование системы управления им.
6. Принципы и методы построения системы управления человеческими ресурсами.
7. Основные цели по управлению персоналом организации.
8. Оргструктура кадровой службы организаций разных сфер деятельности.
9. Кадровое, нормативно-методическое, правовое, информационное обеспечение системы управления человеческими ресурсами.
10. Стратегия управления персоналом организации.
11. Кадровая политика организации и ее направления.
12. Кадровое планирование в системе работы с персоналом: задачи, место, направления, информация.
13. Механизм формирования корпоративной культуры.
14. Принципы управления человеческими ресурсами в условиях рынка.
15. Современные методы управления человеческими ресурсами.
16. Задачи, внешние и внутренние факторы, учитываемые при проведении менеджмента в области персонала.
17. Комплексный подход к отбору персонала.
18. Методы определения количественной потребности в персонале.
19. Характеристика качественной потребности в персонале.
20. Источники и пути привлечения персонала в организацию. Их преимущества и недостатки.
21. Методы отбора персонала.
22. Аутстаффинг, аутсорсинг и лизинг персонала.
23. Оценка эффективности процесса поиска и подбора кадров.
24. Управление текучестью кадров.
25. Испытательный срок. Введение в должность.
26. Виды и организация управления адаптацией персонала.
27. Формирование кадрового резерва в организации.
28. Понятие и основные тенденции развития персонала.
29. Цели и виды обучения персонала: переподготовка, первичная подготовка, повышение квалификации.
30. Цикличная модель обучения персонала.
31. Формы и методы обучения персонала.
32. Формирование эффективного коллектива.
33. Особенности повышения профессионального мастерства менеджеров.
34. Понятие, виды и модели деловой карьеры, основные этапы ее планирования.
35. Управление деловой карьерой работников организации.
36. Деловая оценка персонала: задачи, показатели, методы, организационная процедура.
37. Методы определения величины оценки персонала.
38. Понятие и виды аттестации персонала.
39. Методики оценки кадрового потенциала организации.
40. Принятие решения о проведении аттестации.
41. Подготовка и проведение аттестации.
42. Поведенческие ошибки при проведении аттестации.
43. Классификация и сущность мотивов и стимулов трудовой деятельности.
44. Управление конфликтами в организации, способы их разрешения.
45. Теория Маслоу в контексте управления персоналом.
46. Лояльность сотрудников.
47. Кадровый аудит.
48. Управление высвобождением персонала организации.
49. Оценка деятельности подразделений управления персоналом.
50. Характеристика экономической и социальной эффективности совершенствования управления персоналом
Контрольная работа
Вопрос – выбирается из перечисленных вопросов к зачету по последней цифре номера зачётной книжки перед дробью (например, № 849/09; можно выбрать один из вопросов 9, 19, 29, 39, 49).
Методические советы по подготовке контрольной работы
Назначение контрольной работы.
Контрольная работа – письменная работа по выбранным вопросам. Она является действенной формой самостоятельного исследования проблем УЧР на основе изучения текстов лекций, специальной литературы, а личных наблюдений, конкретных исследований и практического опыта.
Последовательность работы.
Планирование работы.
Оно включает составление календарного плана научного исследования. Календарный план исследования включает следующие элементы:
а) выбор и формулирование проблемы, разработка плана исследования и предварительного плана работы;
б) сбор и изучение исходного материала, поиск литературы;
в) анализ собранного материала, теоретическая разработка проблемы;
г) сообщение о предварительных результатах исследования;
д) литературное оформление исследовательской проблемы;
е) обсуждение работы (на семинаре, в студенческом научном обществе, на конференции и т.п.).
Каждый элемент датируется временем начала и временем завершения.
План работы характеризует его содержание и структуру. Он должен включать в себя: введение, 2-3 вопроса, в которых раскрывается содержание проблемы (каждый вопрос может иметь подвопросы); заключение, где обобщаются выводы по теме и даются практические рекомендации.
Поиск и изучение литературы.
Для выявления необходимой литературы следует обратиться к библиотечным каталогам (алфавитному, тематическому, систематическому, к различным монографиям, периодическим и справочным изданиям). Помощь в поиске окажут также библиографы своей и городской библиотек, преподаватель. Подобранную литературу следует зафиксировать согласно ГОСТу по библиографическому описанию произведений печати.
Подобранная литература изучается в следующем порядке:
а) знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
б) исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала (при конспектировании необходимо указывать автора, название работы, место издания, издательство, год издания, страницу);
в) обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания реферата.
Для разработки контрольной работы достаточно изучение 3-4 учебников и учебных пособий и информации из Интернета.
Обработка материала.
При обработке полученного материала автор
- систематизирует его по разделам будущей контрольной работы, сопоставляет данные, составляет план-проспект каждого вопроса;
- выдвигает и обосновывает свои гипотезы; определяет свою позицию, точку зрения по рассматриваемым проблемам;
- уточняет объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
- формулирует определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования; окончательно уточняет структуру контрольной работы.
Оформление контрольной работы.
При оформлении реферата рекомендуется придерживаться следующих правил:
- не нужно писать всего, что можно сказать о проблеме (автор может «утонуть» в материале), нужно писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
- писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис - обоснование - вывод);
- писать ярко, образно, живо, не только вскрывая истину, но и отражая свою позицию, пропагандируя полученные результаты;
- писать грамотно, осмысленно, соблюдая правила грамматики, не злоупотребляя наукообразными выражениями.
Объем контрольной работы составляет обычно 10-12 страниц, набранных на компьютере размером шрифта 12 (15-20 тыс. знаков, включая пробелы). Все ссылки на источники тщательно оформляются: в подстрочнике указывается автор, название работы, место, издательство и год издания, страница (например: Емельянов В.В., Никитин П.С. Философская культура молодого специалиста. – М.: Высшая школа, 1987. – С.18.). В конце работы списком по алфавиту приводится использованная литература, описанная, как указано выше. Оглавление может быть или в начале работы или в конце ее; при этом в оглавлении указываются только те вопросы и подвопросы, которые есть в тексте.
Критерии оценкиконтрольной работы:
а) актуальность проблемы, полнота и глубина ее разработки;
б) научная грамотность разработки и самостоятельность исследования;
в) связь теории с практикой, с проблемами, которые предстоит решать будущему специалисту;
г) наличие правильных теоретических выводов и практических рекомендаций;
д) новизна подхода к проблеме.
Образец оформления титульного листа.
|