Роль науки в развитии техники, этика и социальная ответственность ученого
Понимание роли науки в развитии техники напрямую связано с представлением о том, что есть техника. Существуют различные определения техники, но среди их множества можно выделить два главных, которые взаимосвязаны по своему содержанию и социальному статусу. Во-первых, техника определяется как искусство, мастерство, умения, способность человека к созидательной деятельности. Во-вторых, техника понимается как совокупность искусственно созданных механизмов, система орудий труда, машин, служащих цели осуществления человеком продуктивной деятельности. Фундаментальное свойство техники выражается в принципе преобразования. Техника есть то, при помощи чего человек преобразует природу, самого себя и общество. Основная социальная функция техники заключается в конструировании и реконструировании предметной реальности.
Развитие современной техники в двух, отмеченных выше значениях, в первую очередь зависит от развития науки. Наука является основополагающим фактором совершенствования навыков, умений, профессионального мастерства в процессе подготовки специалистов в высших учебных заведениях. Технические новшества во втором значении понятия техники так же базируются на развитии научно-технических знаний. Благодаря разработке новейшей ресурсо- и энергосберегающей техники, созданию новых конструктивных материалов, высокопроизводительных машин, средств связи и т.д., общество стремится экономно использовать природные ресурсы, сокращать вредные выбросы в окружающую среду, экономить время и силы для производства необходимых благ. Научные знания, являющиеся источником создания новой, конкурентоспособной техники, приобретают первостепенное значение в определении перспектив развития общества. В настоящее время особенно важное значение имеют информационная техника и технология, нанотехника, биотехнологические направления научно-технического прогресса, генетическая инженерия и другие.
Биотехнология, генетическая инженерия, электронно-вычисли-тельная, информационная техника являются приоритетными в социально-экономическом развитии Республики Беларусь и повышении благосостояния ее народа. В этой связи актуальными для Беларуси являются и соответствующие направления развития науки.
Вместе с тем, воздействие науки и техники на благополучие и здоровье людей, экологические условия жизни, состояние природной среды, перспективы человеческой цивилизации и решение проблем социально-экономического развития общества является противоречивым, несет с собой не только блага, но и разрушения. К тому же достижения науки и техники напрямую используются для уничтожения людей в войнах. Поэтому существует проблема предупреждения возможных последствий практического применения научных знаний и создаваемой на их основе техники, а также возрастает роль социальной ответственности ученых производящих знания, создающих технику и участвующих в принятии решений о их применении с той или иной целью.
В связи с постоянным возрастанием роли науки в жизни общества, зависимости от нее перспектив существования цивилизации, сохранения природных условий жизни людей и т.п. в самом научном сообществе и в отношении к науке со стороны общества в целом складывается совокупность моральных норм, регулирующих исследовательскую деятельность ученых и различные аспекты системы их отношений, что получило название этики науки. Термин « этика науки» употребляется также в значении предмета философии науки и общего науковедения, изучающего закономерности этического регулирования научной деятельности.
Как совокупность моральных норм, регулирующих поведение ученых этика науки включает, в свою структуру следующие аспекты: 1) отношение к научному знанию, главными характеристиками которого является творческая свобода в познавательной деятельности и ответственность за истинность, и объективность полученных знаний, сформулированных научных положений и выводов; 2) отношение ученых друг к другу, в котором первостепенное значение имеет свобода выбора общения, научной коммуникации, а также ответственность в плане поддержания духа доброжелательности, объективности, непредвзятости, критичности и т. д. в оценке научных достижений другого; 3) отношение к обществу и государству, выражающееся в праве заниматься научной деятельностью в соответствии со своими способностями, участвовать в разработке актуальных проблем науки, имеющих первостепенное значение для благосостояния общества и государства сообщать о важных результатах своей деятельности, добиваться их признания, оценки и применения в различных социальных, государственных проектах, право пользоваться поддержкой общества и государства, а также отвечать за продуктивность, эффективность исследовательской деятельности, актуальность, истинность полученных знаний, предвидеть последствия практического применения полученных результатов, отстаивать приоритет народа и государства в конкретных научных достижениях; 4) отношение к самому себе, включающее свободу выбора средств и методов, способов организации творческой работы, направления деятельности, способствующих самореализации, обеспечению личной продуктивности в исследовательской деятельности, творческого, профессионального роста, что должно быть сопряжено с ответственностью за достоверность полученных знаний, их актуальность, общественную значимость, включать критическую, объективную самооценку своего вклада в науку, совершенствование личных морально-деловых качеств.
Часть 2. Практикум
Задачистудента: усвоить знания и научиться объяснять содержание понятия науки, характерные особенности ее как системы знаний, как деятельности и социального института; уметь раскрыть специфику научного познания, его уровни, методы и формы; сформировать представления о содержании понятия «методология», ее уровнях и роли в научном познании; уметь объяснить роль науки в развитии техники и усвоить суть социальной ответственности ученого.
План семинарского занятия
1. Понятие науки. Наука как система знания, как деятельность и социальный институт. Специфика научного познания.
2. Структура научного познания. Основные формы научного знания.
3. Понятие метода и методологии научного познания. Эмпирические, теоретические, общелогические методы научных исследований.
4. Роль науки в развитии техники и социальная ответственность ученого.
Темы рефератов
1. Исторические формы взаимосвязи философии и науки.
2. Наука и формы вненаучного познания.
3. Функции науки в жизни современного общества и социальная ответственность ученого.
4. Научные революции в истории развития науки. Научно-техническая революция.
Основная литература
1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие / В. Ф. Берков. – М.: Новое знание, 2004. – 336 с.
2. Бучило, Н. Ф. Философия: учеб. пособие / Н. Ф. Бучило, А. Н. Чумаков, – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Пер СЭ, 2003. – 447 с.
3. Голубинцев, В. О. Философия для технических вузов / В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. – Ростов-н/Д. «Феникс», 1995. – 512 с.
4. Калмыков, В. Н. Основы философии: учеб. пособие / В. Н. Калмыков. – Минск: Вышэйшая школа, 2000. – 430 с.
5. Лукашевич, В. К. Философия и методология науки. Учеб.пособие / В. К. Лукашевич. – Минск: Соврем. шк., 2006. – 320 с.
6. Сачков, Ю. В. Научный метод / Ю. В. Сачков. – М.: Эдиториал УРСС. – 2003. – 159 с.
7. Спиркин, А. Г. Философия: учеб. / А. Г. Спиркин. – 2-е изд. –М.: Гардарики, 2004. – 735 с.
8. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1995. – 576 с.
9. Философия: учеб. пособие / В. К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В. К.Лукашевича. – М.: БГЭУ, 2001. – 431 с.
10. Философия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. – 624 с.
Дополнительная литература
1. Яскевич, Я. С. Ценностные ориентиры современной науки и перспективы цивилизационного развития / Я. С. Яскевич, Л. Ф. Кузнецова, А. В. Барковская. – Минск: НТОО «Тетра Системс», 1996. – 103 с.
2. Глебкин, В. В. Наука в контексте культуры / В. В. Глебкин. – М.: Фирма Интерпракс, 1991. – 190 с.
3. Границы науки: о возможностях альтернативных моделей познания. – М.: ИНИОН, 1991. – 47 с.
4. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания / отв. ред. И. Т. Касавин. – М., 1990. – 464 с.
5. Знание за пределами науки / сост. и общ. ред. И. Т. Касавина. – М.: Республика, 1996. – 445 с.
6. Идеалы и нормы научного исследования / В. С. Степин [и др.]. – Минск: Изд-во БГУ, 1981. – 431 с.
7. Наука в культуре / под ред. В. Н. Поруса. – М.: Эдиториал УРСС, 1998. – 380 с.
8. Наука: возможности и границы / под ред. Е. А. Мамчур. – М: Наука, 2003. – 292 с.
9. Наука и альтернативные формы знания: межвуз. сб. / под ред. Б. В. Маркова. – СПб: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 1995. – 256 с.
10. Стеклова, И. В. Наука среди форм познания / И. В. Стеклова // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – №1. – С. 94–105.
11. Степин, В. С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В. С. Степин, Л. Ф. Кузнецова. – М.: ИФРАН, 1994. – 274 с.
12. Фролов, И. Т. Этика науки / И. Т. Фролов, Б. Г. Юдин. – М.: Политиздат, 1986. – 398 с.
Словарь основных терминов
Методология науки – 1) учение о принципах построения, формах и способах научного познания; 2) совокупность методов исследования, используемых в той или иной науке. Различают три уровня методологии, связанной с научным познанием: философскую, общенаучную, частнонаучную.
Наука– сфера познавательной деятельности людей, направленной на производство и систематизацию объективных знаний о реальности.
Научный метод – совокупность принципов, правил, норм, способов, регламентирующих познавательную деятельность, обуславливающих ее эвристические возможности и содержание получаемых знаний.
РАЗДЕЛ V
СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ