По сути, аристотелевский перводвигатель – неподвижный (в смысле телесного движения) трансцендентный миру ум, в бесконечном акте теоретической мысли созерцающий сам себя

Уровень 2

1.АПОРИЯ (Зенон Элейский)(от греч. aporia — затруднение, недоумение) — трудноразрешимая проблема, связанная с противоречием между данными опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны апории, сформулированные древнегреческим философом Зеноном Элейским.

В апории «Ахилл» говорится о том, что быстроногий Ахилл не способен догнать медлительную черепаху, т. к., пока он пробежит разделяющее их расстояние, она проползет немного, пока он будет пробегать этот отрезок, она еще немного отползет, и т.д.

Апория «Дихотомия» говорит, что, прежде чем пройти весь путь, движущееся тело должно пройти его половину, а до этого — половину половины и т.д.; процесс такого деления бесконечен, поэтому тело вообще не может начать двигаться или, если оно уже движется, движение не может окончиться.

2.МАЙЕВТИКА (Сократ)(греч. maieutike, букв, повивальное искусство) -предложенное Сократом искусство извлекать скрытое в человеке правильное знание с помощью искусных наводящих вопросов.

Смысл майевтики Сократа — в противопоставлении внешнего софистического знания и внутреннего философского, которому научить нельзя, но можно открыть в себе самом. Помощником в этом и является Сократ, ремесло которого не учительство (ибо сам он “ничего не знает”), а нечто вроде повивального искусства, которым занималась его мать Фенарета, отличие лишь в том, что Сократ помогает не рождению ребенка, а рождению мысли, и делает это в диалоге с помощью вопросов и ответов.

3.ИДЕИ (Платон) -модели вещей, с которыми мы имеем дело. Они вечны, неизменны, беспредельны. Они их сущность. И доступны они лишь понимающему уму.

Все сущее Платон делит на две сферы: с одной стороны, вечные и самосущие идеи (общие понятия) и, с другой, проходящие, текущие и несамостоятельные вещи чувственного мира.

ДЕМИУРГ (Платон, «Тимей»)- «творец и родитель Вселенной», производящий и упорядочивающий физический мир в соответствии с идеальной моделью (т.е. миром идей).

Речь не идет о творении «из ничего»; роль Демиурга сводится к тому, чтобы привести мир видимых вещей, пребывающих в «нестройном и беспорядочном движении», «из беспорядка в порядок», привести каждую вещь «к согласию с самой собой». Демиург ведет все к благу, поскольку само благо, творение происходит благодаря уму; мир, «живое существо, наделенное душой и умом», родится «с помощью божественного провидения», по замыслу вечносущего бога.

МАТЕРИЯ (Платон)– «начало иного» - изменчивого, текучего, непостоянного; нечто “темное и дремучее”, о чем мы можем лишь догадываться путем “незаконного умозаключения”; место и среда, в которой возникают и гибнут эмпирические вещи, “матерь”, “кормилица” и “восприемница”, тот “воск”, на котором запечатлеваются оттиски вечно сущего (т.е. идей); эти оттиски и составляют наш эмпирический мир.

Материя непреходяща, ибо не возникает и не погибает; но в то же время она и не существует, ибо совсем непричастна к бытию. Она не тождественна себе, ибо не обладает никакими свойствами, сущностью или смыслом, и потому же она — не изменчива, ибо в ней нечему изменяться.

4.АНАМНЕСИС (Платон) - (от греч. anamnesis — припоминание) — идея-метафора, в соответствии с которой путь к истинному познанию лежит через воспоминание души о ее пребывании в более реальном и совершенном мире.

МИФ О ПЕЩЕРЕ -знаменитая аллегория, использованная Платоном в трактате «Государство» для пояснения своего учения об идеях. Для Платона пещера представляет собой чувственный мир, в котором живут люди. Подобно узникам пещеры, они полагают, что благодаря органам чувств познают истинную реальность. Однако такая жизнь — всего лишь иллюзия. От истинного мира идей до них доходят только смутные тени. Философ может получить более полное представление о мире идей, постоянно задавая себе вопросы и ища на них ответы. Однако бессмысленно пытаться разделить полученное знание с толпой, которая не в состоянии оторваться от иллюзий повседневного восприятия.

МИФ О КОЛЕСНИЦЕ: Платон в диалоге «Федр» говорит, что наша душа состоит из 3 частей.

Душа = колесница, возница = разум, она управляет белым конем = сила, страсть и черным конем = аффективность. Задача возничего – направлять коней и регулировать соотношение этих двух душевных сил. 1 часть – страстная, яростная, волевая. 2 часть – вожделеющее начало. 3 часть – разумная часть.

5.ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ (Аристотель)Существует четыре вида причин, действующих в природе.

Первая причина – материальная. Это то, из чего произошла вещь, материал. Понятие о материи не предполагает вещественности, она есть основа, в которой происходят изменения. Аристотель часто говорит о материи как о субстрате или «под-лежащем».

Вторая причина – формальная, т.е. форма или образец вещи, её суть. Эта причина отождествляет вопросы «что есть?» и «почему есть?»

Третья причина – причина действующая, т.е. то, откуда идёт начало изменения (так, причина ребёнка – отец, и вообще производящее – причина производимого).

Четвёртая причина – целевая (причина прогулки – улучшить здоровье). Причина в этом случае устанавливается позже следствия (здоровье, которое приписывается прогулкам, отмечается уже после ходьбы пешком). Эта причина противоположна третьей, ибо показывает точку завершения движения, то, к чему движение приведёт.

ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ- центральноепонятие космологии и теологии Аристотеля. В «Метафизике» перводвигатель выступает как трансцендентный «бог» и ценностное «начало», от которого «зависят вселенная и природа».

Формально учение о Перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом. С помощью понятия П. Аристотель стремился объяснить целесообразность природы и обосновать вечность мира. В «Физике» (8-якн.) понятие «Перводвигатель» постулируется в связи с анализом движения, или процесса: поскольку всё движимо чем-то, а бесконечная последовательность движущее-движимое невозможна, то по необходимости должно существовать «первое движущее», которое само абсолютно неподвижно.

По сути, аристотелевский перводвигатель – неподвижный (в смысле телесного движения) трансцендентный миру ум, в бесконечном акте теоретической мысли созерцающий сам себя.

6.ПОЛИТИЯ- форма государственного управления, в которой, по мнению Аристотеля («Политика»), правит большинство в интересах общей пользы. Данная форма государства соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков.

7.ЭНТЕЛЕХИЯ- в философии Аристотеля: способ бытия вещи, сущность которой вполне реализована, форма, осуществляющаяся в материи; активное начало, превращающее возможность в действительность, актуальность и тем самым исчерпывающее возможность или потенциальность; энергия; пример - душа человека, распоряжающаяся формированием, изменениями и деятельностью его тела.

8.АКАДЕМИЯ- школа Платона, основана ок. 387 до н.э.

Школа Платона создана по его личной инициативе как частный кружок единомышленников, составивших своего рода неофициальный политический клуб и вместе чтущих память отмеченного божеством учителя философии Сократа; в ней по инициативе и по образцу, данному Платоном, начинают писать диалоги (с обязательным участием Сократа), полемизируют с др. сократиками. софистами и риторами, ведут диспуты и занимаются математикой.

ЛИКЕЙ (ПЕРИПАТЕТИКА) - или Лицей (греч. Λύκειον), – пригород Др. Афин с гимнасией, посвященной Аполлону, где преподавал Аристотель в последние годы своей жизни. Название это является также обозначением всей аристотелевской школы, которая называлась перипатетической школой.

В Лицее Аристотель читал лекции двух типов: более трудные, специальные – для своих ближайших учеников по утрам и более общие, популярные – для широкого круга слушателей по вечерам. Перипатетики после Аристотеля просуществовали в течение всей античности, упорно отстаивая идеи своего учителя, на манер академиков – учеников Платона, к-рые занимались философией в др. афинском пригороде – Академии.

САД- Учебное заведение, созданное Эпикуром. Оно находилось в саду, поэтому и получило такое название. «Входи спутник. Здесь тебе будет хорошо. Здесь удовольствие – высшее благо»

9.КАНОНИКА (КРИТЕРИИ) - эпистемологияЭпикура; содержала правила познания и определяла критерии истины.. Эпикур и его школа принимали 3 демокритовских критерия истины (разум, ощущение и практика), но основным считали ощущение, тогда как Демокрит – разум.

Эпикур писал, что существуют отпечатки или образы, подобные по виду телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию. Если эти образы, исходящие от тел и состоящие из тончайших атомов, сохраняют порядок, который имеют в телах, и прямо попадают в органы чувств людей, то образуют у них адекватные чувственные восприятия. Если же такие истечения, носясь в воздухе, переплетаются друг с другом, а лишь затем проникают в органы чувств, то у людей образуются фантастические представления. Таково, напр., представление о кентавре, вызванное смешением истечений от человека и коня. На основе чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе - общие представления или понятия, названные Э. «пролепсис»:«Пролепсис есть воспоминание о том, что часто являлось извне».

10.АПАТИЯ - термин стоицизма, обозначающий способность мудреца, руководствующегося стоическим нравственным идеалом, не испытывать радости оттого, что вызывает наслаждение у обычных людей, и не страдать от того, что страшит обычного человека. У мудреца, достигшего апатии, нет аффектов и страстей, он руководствуется только разумным нравственным законом.

АТАРАКСИЯ - в философии Эпикура и его школы (а также у скептиков) — состояние душевного покоя, невозмутимости, к которому должен стремиться человек, в особенности мудрец.

Атараксия является предварительным условием достижения счастья и заключается в избавлении от страха перед богами, смертью и загробным миром, от чувства беспокойства перед непонятным в природе; она предполагает ограничение потребностей, умеренность в наслаждениях, отход об общественных и государственных дел.

11.ПИРРОНИЗМ— скептицизм, сомнение во всем; учение древнегреческого философа Пиррона из Элиды, основателя античного скептицизма. Пиррон первым из греческих мыслителей провозгласил принцип эпохе («воздержание от суждений») основным методом философии (по учению Пиррона, человек ничего не может знать о вещах, поэтому следует воздержаться от суждений о них). Скептическое сомнение у Пиррона не самоцель, а средство обретения душевного покоя. Термины «пирроновский» и «скептический» употреблялись скептиками римской эпохи как синонимы.

Для достижения счастья (эвдемонии) необходимо задаться тремя вопросами: Каковы вещи по природе? Как мы должны к ним относиться? Что для нас из этого проистекает? Ответы: Вещи не- или безразличны, неустойчивы и не допускают о себе определенного суждения; наши ощущения и представления о них не могут считаться ни истинными, ни ложными. Поэтому надо освободиться от всех субъективных представлений, «не склоняться» ни к утверждению, ни к отрицанию, оставаться «непоколебимыми» и обо всем рассуждать: «это ничуть не более так, чем не так», или «это и так, и не так», или «это ни так, ни не так». Из такого отношения к вещам проистекают сначала афасия (состояние, при котором о вещах «нечего больше сказать»), а затем атараксия – безмятежность; в некоторых свидетельствах также апатия и «тишина» (γαλήνη, собств. «штиль», полное отсутствие волнения).

Тропы (tropoi)- способы, путем которых достигается воздержание от истины; аргументы против возможности достоверного знаний.

10 тропов: «первый основывается на разнообразии живых существ, второй — на разнице между людьми, третий — на различном устройстве органов чувств, четвертый — на окружающих условиях, пятый — на положениях, промежутках и местностях, шестой — на примесях, седьмой — на соотношениях величин и устройствах подлежащих предметов, восьмой — на относительности, девятый — на постоянной или редкой встречаемости, десятый — на [различных] способах суждения, обычаях, законах, баснословных верованиях и догматических предположениях».

Эпохэ - воздержание от принятия догматических философских доктрин.

12. ЕДИНОЕ(Плотин)- верховное начало сущего, трансцендентное ему, как «то, что по ту сторону бытия». «Выше сущего стоит Первоединый... второе место после него занимает сущее и ум, а третье – душа».

Ум - ближайшее к Единому бытие, тождественное с ним по единству, но отличается от него по множеству: Плотин называет ум «всеединством», поскольку он содержит в себе целокупность сущего.

Мировая душа - отдельные души у Плотина оказывались аспектами мировой души, дерзостно отвернувшейся от ума и обратившейся к опеке созданного через ее посредство чувственного мира. И хотя душа у Плотина не является принципом зла, но именно она провоцирует высшее к переходу в низшее как подлежащее ума, в ходе какового перехода и возникает принцип зла – материя как таковая.

Космос (греч. κόσμος, лат. mundus) – понятие древнегреческой философии и культуры, представление о природном мире как о пластически упорядоченном гармоническом целом.

Последовательность Ум – Душа – Космос, т.е. вся сфера бытия, у Плотина оказывалась только проявлением, осуществлением первого начала: Ум – осуществление Единого в вечности, Космос – во времени, Душа – равно принадлежит тому и другому.

Эманация – философское понятие, разработанное в неоплатонизме и означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип развития эманация – нисхождение, дробление, рассеивание – противоположна восхождению, совершенствованию и обретению простоты и единства.

13. КРЕАЦИОНИЗМ—религиозное учение о сотворении мира богом из ничего. Характерен для теистич. религий — иудаизма, христианства, ислама.

Волюнтаризм — направление в философии (и теологии), рассматривающее волю (Бога) в качестве высшего принципа Бытия. Пример – Августин (вне религиозной философии – Шопенгауэр).

Провиденциализм —религиозноепонимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божеств. плана «спасения» человека. П. присущ всем теистич. религиям — иудаизму, христианству, исламу.

Эсхатология – в религиозных мировоззренческих системах учение о конечных судьбах человеческой личности и всего сущего в «вечности».

Следует различать индивидуальную эсхатологию, т.е. учение о посмертных судьбах единичной человеческой души, и универсальную эсхатологию, т.е. учение о цели и назначении космической и человеческой истории, об исчерпании ими своего смысла, об их конце и о том, что за этим концом последует.

Сотериология - в религ. мировоззрении учение о «спасении», т.е. предельно желат. состоянии человека, характеризующееся избавлением от зла – как морального ("порабощенности греху"), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. С. выступает как конечная цель религ. усилий человека и высшее дарение со стороны бога.

14. ДВА ГРАДАу Августина созданы двумя родами любви: град земной — любовью к себе, доведенною до презрения к богу, а град небесный — любовью к себе, доведенною до презрения к самому себе (один из них составляется из людей, желающих жить в мире по плоти, другой — из желающих жить также по духу). Первый затем полагает славу свою в самом себе, последний — в господе. Судьбы градов: небесный – спасение и рай, земной – ад. Тем не менее, никто при жизни не знает, к какому именно граду «приписан» Богом.

15. АПОЛОГЕТЫ(от греч. ảπολογία – защита, оправдание) – отцы Церкви и христианские авторы 2-5 в., отстаивавшие христианство перед императорской властью и опровергавшие предрассудки образованного языческого общества, а также боровшиеся в своих сочинениях против язычества. Пример - Тертуллиан, Ориген.

Аргументы апологетов в пользу истинности христианства: 1) высокая нравственность христиан (заповедь любви к ближнему); 2) предсказания пророков о Христе; 3) внутреннее единство между Ветхим и Новым Заветом: христианство древнее язычества, так как Моисей древнее греческих поэтов и философов; 4) чудеса Христа, противоположны чудесам магов, действовавших с помощью силы демонов.

Каппадокийцы(великие каппадокийцы) –наименование трех великих отцов Церкви 2-й пол. 4 в.: Василия Великого, его младшего брата Григория Нисскогои его сподвижника и друга Григория Богослова (Назианзина), уроженцев Каппадокии, области в Малой Азии. Выразили смысл христианского догмата о триединстве Бога в понятиях греческой философии, разработав формулу «одна сущность – три ипостаси» (вошла в т.н. Никео-Цареградский символ веры, принятый на II Вселенском соборе и получивший признание как единственное истинное исповедание веры).

Ареопагетики — религиозно философское сочинение, дошедшее под именем Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия).

Свод сочинений, известный под общим названием «Ареопагитики», включает в себя четыре трактата — «О божественных именах», «Мистическое богословие», «О небесной иерархии», «О церковной иерархии», десять писем и несколько гимнов.

16. Богопознание, богословие, (теология) может быть либо утвердительное («катафатическое»), когда о Боге утверждается нечто относящееся не к его сущности, а к исходящим от него энергиям; либо отрицательное («апофатическое») — возводящее к сущности Бога путем отрицания всего того, что к ней не относится (Дионисий Ареопагит).

17. ТОМИЗМ– философское течение, основывающееся на учении Фомы Аквинского; реже этим термином обозначается сама философия Фомы.

Сверхразумные истины — это истины, которые не познаются обычным путем, они постижимы только с помощью веры.

Инструментальные истины - научные истины, второстепенные и вспомогательные.

Часть истин Откровения носит сверхразумный характер (догматы троичности, первородного греха и др.), другие являются рационально постижимыми (существование Бога, бессмертие души и др.). Откровенное (сверхразумное) и естественное знание не могут противоречить друг другу, поскольку и то, и другое является истинным.

18. Теория двойственной истины (теория “двух истин”) — учение о философии и теологии как о двух аспектах единой истины или же о двух самостоятельных истинах.

1. Фома Аквинский: согласно его концепции, ставшей классической в католическом вероучении, философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично — по предмету. Когда же религиозное учение не согласуется с философским выводом, первое следует признать сверхразумным; либо надлежит искать ошибку в обосновании второго.

2. Критикуя томизм, У. Оккам и другие номиналисты 14 в. воспроизводят радикальную установку на полное размежевание философии и науки, с одной стороны, религии и теологии — с другой, утверждая чисто иррациональный характер богословия, чьи догматы должны опираться исключительно на тексты Священного Писания.

19. Онтологическое доказательство бытия Бога (Ансельм Кентерберийский).

Всякий, кто говорит: "Бога нет" (атеист или упрямый глупец из Псалма), знает, что речь идет о наивеличайшем из всего мыслимого существе. Значит, если атеист говорит и думает о Боге, то нельзя не признать, что Бог существует в его интеллекте в момент мысли, по крайней мере. Отрицая, он хочет сказать, что Бога нет вне его интеллекта, то есть в реальности. Вот здесь и ловушка. Если принимается определение Бога как превосходящего все мыслимое и отрицается его бытие вне ума, то это значит, что в реальности есть нечто большее, чем Бог. Очевиден тупик мысли. Иначе говоря, либо Бог есть то, больше чего нельзя помыслить, тогда невозможно полагать его существующим в уме и несуществующим в реальности. Либо мы допускаем как мыслимое нечто большее, чем Бог, тогда отрицающий не понимает предмета своего отрицания и утверждения.

20. Бритва Оккама — методологический принцип, сформулированный средневековым англ. философом и логиком У. Оккамом.«Б. О.» может рассматриваться как одна из первых ясных формулировок принципа простоты, требующего использовать при объяснении определенного круга эмпирических фактов возможно меньшее количество независимых теоретических допущений (иначе - принцип экономии мышления): «Сущности не следует умножать без необходимости» (выучить наизусть!).

Наши рекомендации