Материализм и идеализм: их сущность и разновидности
МАТЕРИЯ
Материальное бытие предстает в таких видах как физические энергетические поля, физическое вещество, биотелесные организмы, человеческие тела и прочие вещественные носители информации.
Перейдем к идеальному бытию[1]. Простейшие формы идеального – это элементарные смыслы, значения, значимости, символы.
Самое простое в психике – это психическое содержание элементарных психофизиологических процессов. Высшие формы известного нам идеального – это творения искусства, научные достижения, возвышенная вера, нравственные идеалы.
Религиозная философия различает посюстороннее и потустороннее идеальное.
То, какая форма бытия считается наиглавнейшей и изначальной, делит философов на материалистов и идеалистов.
Их также отличает понимание развития бытия.
Вообще говоря, существуют три фундаментальные философско-мировоззренческие позиции в понимании бытия:
Научный материализм(диалектический материализм, «философский реализм») стремится объяснить мир из него самого («causa sui»)[2]. Большое значение придается универсальному эволюционизму. С ним научный материализм связывает принципы самодвижения, саморазвития, самореализации.
Согласно материалистической версии, мир представляет из себя постепенное восхождение от чего-то более простого (исходно – от простейших форм материального) к чему-то все более сложному и совершенному.
На материальной основе постепенно возникают живая материя и информационные процессы, появляются все более сложные идеальные формообразования.
Можно выделить такие уровни бытия:
физическая реальность,
биологическая реальность,
социокультурная реальность,
психическая реальностьмышления и переживаний(с такой ее удивительной разновидностью, как виртуальная реальность),
а также пока недоступные научному познанию более совершенные типы реальности.
В философии им соответствуют эмпирически доступная реальность, трансцендентальная реальность (ее рассматривает метафизика)и трансцендентная реальность (ее рассматривают религиозная ффия и религия).
Объективный идеализм. Объективное – это то, что не зависит от человеческого сознания или человеческой воли.
В этом смысле объективные идеалисты считают окружающий мир объективным, но порожденным некой высшей волей, высшим разумом (Богом).
Итак, мир материальный порожден и управляется этой высшей духовной силой. Платон даже считал, что посюсторонний материальный мир – это проекция потустороннего высшего мира (миф о пещере).
Хайдеггер, рассматривая предельные основания человеческой жизни, выделяет объективное Бытие и Я-Бытие. Проверить
Субъективный идеализм считает, что достоверно мы можем судить только о своем духовном мире[3]. То, каков внешний мир на самом деле, согласно субъ. идеалистам, недостижимо и непостижимо. Аллегория Эдингтона (мир – проекция внутреннего мира).
«Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие».
Именно экзистенциализм заострил проблему: не только «быть», но и прежде всего «существовать» (а, следовательно, становиться Другим, Инаковым).
Материализм (научный) | Идеализм (а – объективный, б - субъективный) |
1. Исходной (но не высшей) первоосновой являются материальные процессы | 1.а) Первоосновой является некая высшая сила б) Первоосновой являются переживания, мысли и прочие психические процессы |
2. Материальный мир объективен и абсолютен | 2. а) Высшая сила объективна и абсолютна. б) Не существует ничего объективного; абсолютен только сам субъект. |
3. Материальный мир первичен по отношению к сознанию и психике | 3. а) Материальный мир вторичен по отношению к Высшей воле. б) Он вторичен по отношению к сознанию и психике |
4. Материя находится в движении (изменении, развитии), а двигаться может не иначе как в пространстве и времени; неизменность – временное состояние для любых материальных объектов. | 4.а) Высшим состоянием являются не изменение и развитие, а неизменность.Бог находится в абсолютном покое, вне времени и пространства. б) Можно судить об изменении и развитии лишь психических процессов; человек оперирует лишь субъективными представлениями о пространстве, времени и движении. |
5. Материальная природа не сотворима и не уничтожима (не может превратиться в абсолютное ничто или из него возникнуть). | 5. а) Все материальное сотворимо и уничтожимо Высшей силой[4] б) Существование всего субъективно и полностью зависит от воли, воображения, переживаний и ментальной деятельности. |
µ Материя – синоним объективной реальности, независимой от сознания.
Материя – не то, из чего построены (как из какого-то материала) все тела и процессы, а сами эти тела и процессы.
Фундаментальные свойства материи (в диалектическом материализме):
1) Материя объективна (не зависит ни от какого сознания)
2) абсолютна (т.е. она зависит только от себя самой); она самопричина и самоцель (т.е. в себе самой содержит и причину своего развития и его цель).
3) Материя первична по отношению к сознанию (эволюция).
4) Материя доступна («открыта») для познания.
5) М. находится в движении, а двигаться может не иначе как в Р и Т (хотя временно может оставаться неизменной).
6) М. структурно организована.
7) Материальные объекты непосредственно или опосредованно взаимодействуют друг с другом. 8) М. существует только в конкретных формах (а не вне их). Яблока вне конкретных яблок не существует (точнее, оно существует, но только как абстрактное понятие)
9) Бесконечно многообразна и не может быть сведена к одной или нескольким конкретным формам (число конкретных материальных форм бесконечно, причем среди них нет предпочтительных)
10) Не сотворима и неуничтожима (не может бесследно исчезать или возникать из ничего).
µ Материя и вещество. Вещество и поле.
µ Общественное бытие и общественное сознание.
Тестовые упражнения
1. Категория философии, обозначающая то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого
–*субстанция
2. Существующее независимо ни от чего другого
– *субстанция
– сознание
– интенция
– атрибут
– модус
3. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину,
– мир
– истина
– сознание
– природа
– *материя
4. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общий признаков
–*понятие
5. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений
– абстракция
– интеграция
– *понятие
– конкретизация
– опредмечивание
6. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей
–*абстракция
7. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному
–*абстрактное
8. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному
–*конкретное
9. Философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие
– *свойство
10. Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования
–*вещь
11. Понятие, характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство
–*система
Материальное бытие предстает в таких видах как физические энергетические поля, физическое вещество, биотелесные организмы, человеческие тела и прочие вещественные носители информации.
Перейдем к идеальному бытию[5]. Простейшие формы идеального – это элементарные смыслы, значения, значимости, символы. Самое простое в психике – это психическое содержание элементарных психофизиологических процессов. Высшие формы – это творения искусства, научные достижения, возвышенная вера, нравственные идеалы.
Религиозная философия различает посюстороннее и потустороннее идеальное.
То, какая форма бытия считается наиглавнейшей и изначальной, делит философов на материалистов и идеалистов.
Их также отличает понимание развития бытия.
Вообще говоря, существуют три фундаментальные философско-мировоззренческие позиции в понимании бытия:
Научный материализм(диалектический материализм, «философский реализм») стремится объяснить мир из него самого («causa sui»)[6]. Большое значение придается универсальному эволюционизму. С ним научный материализм связывает принципы самодвижения, саморазвития, самореализации.
Согласно материалистической версии, мир представляет из себя постепенное восхождение от чего-то более простого (исходно – от простейших форм материального) к чему-то все более сложному и совершенному.
На материальной основе постепенно возникают живая материя и информационные процессы, появляются все более сложные идеальные формообразования.
Можно выделить такие уровни бытия:
физическая реальность,
биологическая реальность,
социокультурная реальность,
психическая реальностьмышления и переживаний(с такой ее удивительной разновидностью, как виртуальная реальность),
а также пока недоступные научному познанию более совершенные типы реальности.
В философии им соответствуют трансцендентальная реальностьи трансцендентная реальность.
Объективный идеализм. Объективное – это то, что не зависит от человеческого сознания или человеческой воли.
В этом смысле объективные идеалисты считают окружающий мир объективным, но порожденным некой высшей волей, высшим разумом (Богом).
Итак, мир материальный порожден и управляется этой высшей духовной силой. Платон даже считал, что посюсторонний материальный мир – это проекция потустороннего высшего мира (миф о пещере).
Хайдеггер, рассматривая предельные основания человеческой жизни, выделяет объективное Бытие и Я-Бытие. Проверить
Субъективный идеализм считает, что достоверно мы можем судить только о своем духовном мире[7]. То, каков внешний мир на самом деле, согласно субъ. идеалистам, недостижимо и непостижимо. Аллегория Эдингтона (мир – проекция внутреннего мира).
«Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие».
Именно экзистенциализм заострил проблему: не только «быть», но и прежде всего «существовать» (а, следовательно, становиться Другим, Инаковым).
Материализм (научный) Идеализм (а – объективный, б - субъективный)
1. Исходной (но не высшей) первоосновой являются материальные процессы 1.а) Первоосновой является некая высшая сила
б) Первоосновой являются переживания, мысли и прочие психические процессы
2. Материальный мир объективен и абсолютен 2. а) Высшая сила объективна и абсолютна. б) Не существует ничего объективного; абсолютен только сам субъект.
3. Материальный мир первичен по отношению к сознанию и психике 3. а) Материальный мир вторичен по отношению к Высшей воле. б) Он вторичен по отношению к сознанию и психике
4. Материя находится в движении (изменении, развитии), а двигаться может не иначе как в пространстве и времени; неизменность – временное состояние для любых материальных объектов. 4.а) Высшим состоянием являются не изменение и развитие, а неизменность.Бог находится в абсолютном покое, вне времени и пространства.
б) Можно судить об изменении и развитии лишь психических процессов; человек оперирует лишь субъективными представлениями о пространстве, времени и движении.
5. Материальная природа не сотворима и не уничтожима (не может превратиться в абсолютное ничто или из него возникнуть). 5. а) Все материальное сотворимо и уничтожимо Высшей силой[8]
б) Существование всего субъективно и полностью зависит от воли, воображения, переживаний и ментальной деятельности.
µ Материя – синоним объективной реальности, независимой от сознания.
Материя – не то, из чего построены (как из какого-то материала) все тела и процессы, а сами эти тела и процессы.
Фундаментальные свойства материи (в диалектическом материализме):
1) Материя объективна (не зависит ни от какого сознания)
2) абсолютна (т.е. она зависит только от себя самой); она самопричина и самоцель (т.е. в себе самой содержит и причину своего развития и его цель).
3) Материя первична по отношению к сознанию (эволюция).
4) Материя доступна («открыта») для познания.
5) М. находится в движении, а двигаться может не иначе как в Р и Т (хотя временно может оставаться неизменной).
6) М. структурно организована.
7) Материальные объекты непосредственно или опосредованно взаимодействуют друг с другом. 8) М. существует только в конкретных формах (а не вне их). Яблока вне конкретных яблок не существует (точнее, оно существует, но только как абстрактное понятие)
9) Бесконечно многообразна и не может быть сведена к одной или нескольким конкретным формам (число конкретных материальных форм бесконечно, причем среди них нет предпочтительных)
10) Не сотворима и неуничтожима (не может бесследно исчезать или возникать из ничего).
µ Материя и вещество. Вещество и поле.
µ Общественное бытие и общественное сознание.
Материализм и идеализм: их сущность и разновидности
Сначала рассмотрим, что такое материальное и идеальное бытие.
Материальное бытие предстает в таких видах как физические энергетические поля, физическое вещество, биотелесные организмы, человеческие тела и прочие вещественные носители информации.
Перейдем к идеальному бытию[9]. Простейшие формы идеального – это элементарные смыслы, значения, значимости, символы. Самое простое в психике – это психическое содержание элементарных психофизиологических процессов. Высшие формы – это творения искусства, научные достижения, возвышенная вера, нравственные идеалы.
Религиозная философия различает посюстороннее и потустороннее идеальное.
То, какая форма бытия считается изначальной и наиглавнейшей и изначальной, делит философов на материалистов и идеалистов. Их также отличает понимание развития бытия.
Вообще говоря, существуют 3три фундаментальные философско-мировоззренческие позиции в понимании бытия:
Научный материализм(диалектический материализм, «философский реализм») стремится объяснить мир из него самого («causa sui»)[10]. Большщуюое рользначение играетпридается принцип универсальногому эволюционизмуа, с которым научный материализм связывает принципы самодвижения, саморазвития, самореализации. Согласно его материалистической версии, мир представляет из себя постепенное восхождение от чего-то более простого (исходно – от простейших форм материального) к чему-то все более сложному и совершенному. На материальной основе постепенно возникают живая материя и информационные процессы, появляются все более сложные идеальные формообразования.
Можно выделить такие уровни бытия: физическая реальность, биологическая реальность, социокультурная реальность, психическая реальностьмышления и переживаний(с такой ее удивительной разновидностью, как виртуальная реальность),а также пока недоступные научному познанию более совершенные типы реальности. В философии им соответствуют трансцендентальная реальностьи трансцендентная реальность.
Объективный идеализм. Объективное – это то, что не зависит от человеческого сознания или человеческой воли. В этом смысле об.ъективные идеалисты считают окружающий мир объективным., Нно порожденным его первоосновой и демиургом они объявляют некуюой высшуюей волюей, высшийм разумом (Богаом). Итак, Ммир материальный порожден и управляется этой высшей духовной силой. Платон даже считал, что посюсторонний материальный мир – это проекция потустороннего высшего мира (Ммиф о пещере) (посюстор.мат.мир – проекция потуст.высшего мира).
Хайдеггер, рассматривая предельные основания человеческой жизни, выделяет объективное Бытие и Я-Бытие. Проверить
Субъективный идеализм считает, что достоверно мы можем судить только о своем духовном мире[11]. То, каков внешний мир на самом деле, согласно субъ. идеалистам, недостижимо и непостижимо. Аллегория Эдингтона (мир – проекция внутр.мира). «Бытие только тогда и есть, когда ему грозит небытие».
Именно экзистенциализм заострил проблему: не только «быть», но и прежде всего «существовать» (а, следовательно, становиться Другим, Инаковым).
Материализм (научный) Идеализм (а – объективный, б - субъективный) |
1. Исходной (но не высшей) первоосновой являются материальные процессы 1.а) Первоосновой является некая высшая сила |
б) Первоосновой являются переживания, мысли и прочие психические процессы |
2. Материальный мир объективен и абсолютен 2. а) Высшая сила объективна и абсолютна |
б) Не существует ничего объективного; абсолютен только сам субъект. |
3. Материальный мир первичен по отношению к сознанию и психике 3. а) Материальный мир вторичен по отношению к Высшей воле |
б) Он вторичен по отношению к сознанию и психике |
4. Материя находится в движении (изменении, развитии), а двигаться может не иначе как в пространстве и времени; неизменность – временное состояние для любых материальных объектов. 4.а) Высшим состоянием являются не изменение и развитие, а неизменность.Бог находится в абсолютном покое, вне времени и пространства. |
б) Можно судить об изменении и развитии лишь психических процессов; человек оперирует лишь субъективными представлениями о пространстве, времени и движении. |
5. Материальная природа не сотворима и не уничтожима (не может превратиться в абсолютное ничто или из него возникнуть). 5. а) Все материальное сотворимо и уничтожимо Высшей силой[12] |
б) Существование всего субъективно и полностью зависит от воли, воображения, переживаний и ментальной деятельности. |
µМатерия – синоним объ.ективной реальности, независимой от сознания. М. – не то, из чего построены (как из какого-то материала) все тела и процессы, а сами эти тела и процессы. Фундаментальные свойства материи (в диалектическом материализме):
1) М объективна (не зависит ни от какого сознания)
2) абсолютна (т.е. она зависит только от себя самой); она самопричина и самоцель (т.е. в себе самой содержит и причину своего развития и его цель).
3) первична по отношению к сознанию (эволюция)
4) доступна («открыта») для познания
5) находится в движении, а двигаться может не иначе как в Р и Т (хотя временно может оставаться неизменной).
6) структурно организована
7) Все мат.объекты непосредственно или опосредованно взаимодействуют друг с другом (?)
8) Существует только в конкретных формах (а не вне их). Яблока вне конкретных яблок не существует (точнее, оно существует, но только как абстрактное понятие)
9) Бесконечно многообразна и не может быть сведена к одной или нескольким конкретным формам (число конкретных материальных форм бесконечно, причем среди них нет предпочтительных)
10) Несотворима и неуничтожима (не может бесследно исчезать или возникать из ничего).
µМатерия и вещество. Вещество и поле. µОбщественное. бытие и общ.ественное сознание.
Тестовые упражнения
12. Категория философии, обозначающая то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого
–*субстанция
13. Существующее независимо ни от чего другого
– *субстанция
– сознание
– интенция
– атрибут
– модус
14. Объективная реальность, данная нам в ощущениях, по В.И. Ленину,
– мир
– истина
– сознание
– природа
– *материя
15. Мысленное образование, обобщающее некоторый класс предметов посредством фиксации их общий признаков
–*понятие
16. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений
– *понятие
– абстракция
– интеграция
– конкретизация
– опредмечивание
17. Форма познания, основанная на мысленном выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от его частных свойств и связей
– *абстракция
18. Философская категория, обозначающая существенные свойства при отвлечении от его частных свойств, противоположность конкретному
– *абстрактное
19. Философская категория, обозначающая непосредственно данное, чувственно воспринимаемое целое, противоположность абстрактному
– *конкретное
20. Философская категория, выражающая отношение данной вещи к другим вещам, с которыми она вступает во взаимодействие
– *свойство
21. Предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования
– *вещь
22. Понятие, характеризующее множество элементов, образующих определенную целостность, единство
– *система
[1] Идеальное характеризует отношение между материальными объектами, при котором один объект "выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически - очевидных ситуациях".
Однако человеческий смысл, тоже являясь идеальным, возникает только тогда, когда одной из сторон отношения является человек или его свойства.
[2] «Материалист» в обыденном языке – это любитель овладевать прежде всего материальными ценностями и получать плотские удовольствия. Оно не совпадает по значению с аналогичным философским понятием, которое исходит из материалистического принципа объяснения мира.
[3] Еще Беркли в своем «Трактате о началах человеческого знания» писал: «Вы можете, если это так уже вам хочется, употреблять слово “материя” в том смысле, в каком другие люди употребляют слово “ничто”»; существовать значит быть воспринимаемым.
[4] Например, согласно ряду религиозных учений, Бог сотворил мир и может его уничтожить.
[5] Идеальное характеризует отношение между материальными объектами, при котором один объект "выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически - очевидных ситуациях".
В то время как человеческий смысл, тоже являясь идеальным, возникает только тогда, когда одной из сторон отношения является человек или его свойства.
[6] «Материалист» в обыденном языке – это любитель овладевать прежде всего материальными ценностями и получать плотские удовольствия. Оно не совпадает по значению с аналогичным философским понятием, которое исходит из материалистического принципа объяснения мира.
[7] Еще Беркли в своем «Трактате о началах человеческого знания» писал: «Вы можете, если это так уже вам хочется, употреблять слово “материя” в том смысле, в каком другие люди употребляют слово “ничто”»; существовать значит быть воспринимаемым.
[8] Например, согласно ряду религиозных учений, Бог сотворил мир и может его уничтожить.
[9] Идеальное характеризует отношение между материальными объектами, при котором один объект "выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого другого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его изменениях, во всех его эмпирически - очевидных ситуациях".
В то время как человеческий смысл, тоже являясь идеальным, возникает только тогда, когда одной из сторон отношения является человек или его свойства.
[10] «Материалист» в обыденном языке – это любитель овладевать прежде всего материальными ценностями и получать плотские удовольствия. Оно не совпадает по значению с аналогичным философским понятием, которое исходит из материалистического принципа объяснения мира.
[11] Еще Беркли в своем «Трактате о началах человеческого знания» писал: «Вы можете, если это так уже вам хочется, употреблять слово “материя” в том смысле, в каком другие люди употребляют слово “ничто”»; существовать значит быть воспринимаемым.
[12] Например, согласно ряду религиозных учений, Бог сотворил мир и может его уничтожить.