Новая теория индукции в основании новой науки по Ф. Бэкону.

  • Начало систематическому изучению И. было положено в нач. 17 в. Ф. Бэконом, который весьма скептически относился к неполной И., опирающейся на простое перечисление подтверждающих примеров.
    Этой «детской вещи» Бэкон противопоставлял описанные им особые индуктивные принципы установления причинных связей. Он даже полагал, что предлагаемый им индуктивный путь открытия знаний, являющийся очень простой, чуть ли не механической процедурой, «почти уравнивает дарования и мало что оставляет их превосходству...». Продолжая его мысль, можно сказать, что он надеялся едва ли не на создание особой «индуктивной машины». Вводя в такого рода вычислительную машину все предложения, относящиеся к наблюдениям, мы получали бы на выходе точную систему законов, объясняющих эти наблюдения.
    Программа Бэкона была, разумеется, чистой утопией. Никакая «индуктивная машина», перерабатывающая факты в новые законы и теории, невозможна. И., ведущая от единичных утверждений к общим, дает только вероятное, а не достоверное знание.

100. Что такое «идолы» по Ф. Бэкону?

  • Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями дол­жен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истин­ное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками" ("идолами") и определяет четыре их разновидности:
  • • призраки рода;
  • • призраки пещеры;
  • • призраки рынка;
  • • призраки театра.
  • Призраки рода и призраки пещеры - врожденные заблуждения людей, которые заключаются в смешивании природы познания с собственной природой.
  • В первом случае (призраки рода) речь идет о преломлении познания через культуру человека (рода) в целом — то есть чело­век осуществляет познания, находясь в рамках общечеловече­ской культуры, и это откладывает отпечаток на итоговый ре­зультат, снижает истинность знания.
  • Во втором случае (призраки пещеры) речь идет о влиянии личности конкретного человека (познающего субъекта) на процесс познания. В итоге личность человека (его предрассудки, заблуж­дения — "пещера") отражается в конечном результате познания.
  • Призраки рынка и призраки театра - приобретенные заблуждения.
  • Призраки рынка — неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.
  • Призраки театра — влияние на процесс познания существующей философии. Зачастую при познании старая философия мешает про­являть новаторский подход, направляет познание не всегда в нужное русло (пример: влияние схоластики на познание в средние века).
  • Исходя из наличия четырех основных препятствий познания, Бэкон советует максимально абстрагироваться от существующих "призраков" и получать свободное от их влияния "чистое знание".

101. Р. Декарт – основоположник методологии рационализма в философии Нового времени». «Мыслю, следовательно, существую».

  • Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик.
  • Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
  • • обосновал ведущую роль разума в познании;
  • • выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
  • • стал автором теории дуализма, чем попытался примирить мате­риалистическое и идеалистическое направление в философии;
  • • выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожден­ных идеях".
  • Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, осно­вополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бы­тия. В качестве такового философ выводит понятие субстанции.
  • Субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для сво­его существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством (отсутствие необходимости для своего существования ни в чем, кроме самого себя) обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего.

102. Суть «картезианского сомнения».

  • в мире существует много вещей и явлений, которые непо­нятны человеку (есть ли они? каковы их свойства? Напри­мер: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
  • • зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усом­ниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
  • • следовательно, сомнение реально существует, этот факт оче­виден и не нуждается в доказательствах;
  • • сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, -мыслит;
  • • мыслить может реально существующий человек;
  • • следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;

103. Метод познания по Р. Декарту – рационалистическая дедукция, его суть.

  • При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе.
  • Суть его идеи в том, что научный метод, который применяется в физике, математике, иных науках, практически не имеет приме­нения в процессе познания. Следовательно, активно применив научный метод в процессе познания, можно значительно продви­нуть вперед сам познавательный процесс (по Декарту: "превратить познание из кустарного промысла в промышленное производство"). В качестве данного научного метода предлагается дедукция (но не в строго математическом смысле — от общего к частному, а в философском).
  • Смысл философского гносеологического метода Декарта в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
  • Также Декарт при использовании рационалистическо-де­дуктивного метода предлагает применить следующие приемы исследования:
  • • допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разу­мом и логикой, не вызывающее никаких сомнений знание;
  • • сложную проблему расчленять на отдельные, более простые задачи;
  • • последовательно переходить от известных и доказанных во­просов к неизвестным и недоказанным;
  • • строго соблюдать последовательность, логическую цепь ис­следования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.

104. Кто в философии Нового времени развил идею о дуализме субстанций: протяженной (материальной) и мыслящей (духовной)?

  • Все сотворенные субстанции Декарт делит на два рода:
  • • материальные (вещи);
  • • духовные (идеи).
  • При этом выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
  • • протяжение — для материальных;
  • • мышление - для духовных.
  • Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком — протяжением
  • Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы.
  • Остальные свойства как материальных, так и духовных суб­станций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т. д.; модусами мышления — чувства, желания, ощущения.)
  • Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
  • Человек — единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

105. Социально-политическая философия Т. Гоббса. «Левиафан». «Война всех против всех».

  • Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии - помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.
  • Философ стал автором всемирно известной книги "Левиа­фан" ("Чудовище" — вышла в 1651 г. в период диктатуры Кром­веля), в которой обосновал теорию общества и государства. Суть Данной теории в следующем:
  • • человек обладает изначально злой природой;
  • • движущей силой действий человека являются личная выгода
  • и эгоизм, страсти, потребности, аффекты;
  • • указанные качества приводят к осознанию каждым челове­ком права на все;
  • • право каждого человека на все и пренебрежение к интересам других приводит к "войне всех против всех", в которой не мо­жет быть победителя и которая делает невозможной нормаль­ную совместную жизнь людей и экономический прогресс;
  • 90
  • • в целях совместного выживания люди заключили обществен­ный (совместный) договор, в котором ограничили свои при­тязания и "право всех на все";
  • • для предотвращения "войны всех против всех", подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для ре­гулирования жизни в обществе — государство;
  • • чтобы эффективно выполнять свои очень трудные функции, государство должно стать всесильным;
  • • государство — непоколебимое, многоликое, всесильное чудо-вище-"Левиафан", которое "пожирает и сметает все на своем пути" — сила, которой невозможно противостоять, но кото­рая необходима для поддержания жизнеспособности общест­ва, порядка и справедливости в нем.

106. Сенсуализм Д. Локка. «Нет ничего в уме, чего раньше до этого не было в чувствах». Идея «tabula rasa» («чистая доска»).

  • . Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистическую традицию английской фило­софии нового времени.
  • Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка:
  • • мир материалистичен;
  • • в основе познания может лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах");
  • • сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о "чистой доске", на которой записывается опыт — tabula rasa);
  • • источником опыта выступает внешний мир;
  • • цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
  • • идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии;
  • • идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

107. Монадология Лейбница. Монада (духовная единица бытия) – ключевое понятие философской системы Лейбница.

  • Основ­ные положения данной теории (монадологии) следующие:
  • • весь мир состоит из огромного количества субстанций,
  • имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и
  • Спинозы), а единую природу;
  • • данные субстанции называются монадами (в переводе с гре­ческого — "единое", "единица");
  • • монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является
  • материально-вещественным образованием;
  • • монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влече­нием, восприятием, представлением;
  • • по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерыв­но меняющее свое состояние;
  • • в силу непрерывности своего существования монада осозна­ет себя;
  • • монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").
  • Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
  • • "голые монады" — лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
  • 92
  • • монады животных — обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
  • • монады человека (души) — обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
  • • высшая монада — Бог.
  • Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и сте­пень свободы.

Наши рекомендации