Метафора сновидения в познании виртуальной реальности
Для бодрствующих существует
один общий мир, а из спящих каждый
отворачивается в свой собственный.
Гераклит
В 1991 году в Москве В.Я.Друком — психологом, поэтом и режиссером был создан Институт сновидений и
1 Виртуальная реальность // Бизнес-уик. Издание на русском языке, 1993, № 1. С. 29—31; фон Швебер Л. Виртуальная реальность — это реально? // Персональный компьютер сегодня, 1995, № 6.С. 60—62;
Толкин Дж. Дерево и лист. М., 1991. С. 23, 71.
виртуальных реальностей. Непосредственной задачей его сотрудников стала разработка «теории реальностей восприятия», или виртуальных реальностей, к которым были отнесены реальность сновидения, посмертного существования, реальность литературных и художественных произведений, различные реальности, построенные наукой (например, физическая реальность), а также реальности, выявленные парапсихологией. Реальность сновидений стала одним из главных предметов исследований, о чем говорит выход в свет впервые на русском языке книги Н.Малколь-ма «Состояние сна».
Исследуем, что для понимания природы виртуальной реальности может дать метафора сновидения. Человек, погруженный в компьютерную реализацию виртуальной реальности, оказывается во власти мифа. И сон, и компьютерный виртуал — сфера онтологически неукрепленных форм. Сон имеет сферой действия пространство и время еще до конца не определенные, где отсутствует космический порядок. Здесь человек может впервые почувствовать себя мастером превращений, трикстером. Такой трикстер вбирает в, себя всех других, благодаря бесчисленным, доступным только ему превращениям, на чем и основана его власть.
Но уже в архаических представлениях обнаруживается связь между сном и хтоническим. Так Гермес (Тот) не только истолкователь воли богов, но и проводник душ умерших в Тартар. Для гомеровских снов наиболее характерная форма та, которая описывается как существо, обладающее личной автономией. Сон проникает в комнату, принимает человеческий образ, встает у изголовья заснувшего, передает ему свое сообщение. Это сообщение бывает как правдивым, так и ложным. В «Одиссее» есть эпизод, где рассказывается о воротах роговых и слоновой кости. Через ворота слоновой кости к людям проникают лживые сны, через роговые — правдивые и пророческие.
Согласно Вергилию, Эней прижизненно оказался в царстве мертвых, и опыт этого прикосновения к смерти с тех пор вошел в его жизнь. В Елисейских полях, по ту сторо-
ну Геркулесовых столпов, Эней узрел будущее величие Рима, великолепие Августа, видел всю мощь грядущей империи. Для него стали современниками даже те люди, которые в его мире еще не родились. Здесь заключена поразительная мифологическая идея о том, что в смерти все — современники. Но Эней возвращается через ворота слоновой кости. Почему? Х.Борхес справедливо считал, что для Вергилия мир подлинный был миром платоновских парадигм. Эней выходит через ворота слоновой кости, поскольку уходит в мир снов, который мы называем явью.
Но здесь есть еще один мотив. Всякое соприкосновение с подземным миром имеет своим первейшим и страшным следствием безумие, т. е. распад под действием хаотических сил структуры макро- и микрокосмоса. Энею открыто священное место, где он должен основать Город, но после посещения Елисейских полей герой становится хтоническим существом, безумие владеет им, он совершает убийства. Превращения также означают хтонизацию существ (смертных и бессмертных) в силу их недостаточной онтологической укорененности, что свидетельствует о продолжающемся давлении со стороны первобытного хаоса, который, проникая на поверхность мира, производит в нем необратимые опустошения1.
Нельзя забывать, что описываемый тип виртуальной реальности — ключ к хтоническому внутри нас. Здесь уместен вопрос: насколько активизация архаической психики может быть опасна для душевного здоровья личности?
Поскольку в виртуальной реальности образы внутреннего мира ничем не отличаются от образов внешнего, то при отсутствии специальных меток человеку легко запутаться — во внешнем или внутреннем мире произошло событие. Иногда мы не можем разобраться, на самом ли
1 Сон — семиотическое окно. XXVI-e Випперовские чтения (Москва, 1993). М., 1994. С. 10; Борхес Х.Л. Письмена бога. М., 1992. С. 405;
Евзлин М.С. Космогония и ритуал. М., 1993. С. 49, 183; Топоров В.Н. Эней человек судьбы. М., 1993. Ч. 1. С. 51.
деле было, или нам приснилось нечто. Часто путают реальности дети. Они искренне рассказывают о пережитом во сне как о произошедшем в мире пробуждения. Даже Чжуан-цзы, знаменитому древнекитайскому мудрецу, однажды приснилось, что он весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он Чжуан-Чжоу. Но вдруг проснулся, удивился и не мог понять: снилось ли Чжоу, что он бабочка, или бабочке снится, что она Чжоу. Такое состояние Чжуан-цзы называл превращением вещей, будучи твердо убежден, что между ним, Чжоу, и бабочкой непременно существует различие.
Декарт также приходил в изумление от отсутствия верных признаков, посредством которых можно было бы отличить бодрствование от сна. Но все же, по мнению Декарта, существенная разница состоит в том, что наша память никогда не в состоянии так связать и соединить наши сны друг с другом, как она обыкновенно связывает все, переживаемое нами при бодрствовании. Если человек воспринимает вещи, относительно которых знает место и время их появления, и если в состоянии связать без всякого перерыва их восприятие с течением всей остальной жизни, то он должен быть окончательно уверен, что воспринимает их бодрствуя, а не во сне. Это и есть знаменитый принцип когерентности.
Лейбниц считал, что наилучший признак реальности явлений, который один уже достаточен, есть успех в предсказании явлений будущих из прошлых и настоящих, покоится ли это предсказание на основании или гипотезе, приводивших до сих пор к успеху, или же на привычно наблюдаемых свойствах. Ведь даже если бы сказали, что вся эта жизнь не более, чем сон, а наблюдаемый мир не более чем фантазма, то можно было бы ответить, что этот сон или эта фантазма были бы достаточно реальны, если бы мы, хорошо пользуясь разумом, никогда не обманывались им; таким же образом из них мы распознали бы, какие явления должны рассматриваться как реальности и, напротив, какие противоречат тем, которые рассматриваются как реальные; таким же образом мы определяли бы
то, ложность чего мы можем объяснить из его причин и то, что есть только кажущееся.
Лейбниц точно заметил, что признаки реальных явлений, даже вместе взятые, пусть даже они имеют максимальную вероятность или порождают моральную достоверность, не являются демонстративными, не дают метафизической достоверности такой, что противоположное ей заключает в себе противоречие. Но если мы предназначаемся вечности, и если вся эта жизнь, пусть даже она включала бы многие тысячи лет, под углом зрения вечности выглядит наподобие точки, то насколько же малым для такой значительной истины будет допустить кратковременный сон, отношение которого к вечности гораздо меньше, чем отношение сна к жизни. Ведь ни один здравомыслящий человек не назвал бы Бога обманщиком, если бы ему довелось кратковременно наблюдать в душе какое-нибудь весьма отчетливое и согласованное сновидение. Таков окончательный вывод Лейбница!.
Сновидение как философская, психологическая и художественная проблема влилась в культурную среду нашего столетия. Одновременно стала понятна невозможность абсолютно достоверного (демонстративного) знания о реальности. Неполнота нашего знания о мире должна компенсироваться многообразием дополнительных языков описания.
Рассуждая о различии сна и яви, Н.Малкольм показал, что это вопрос о границе между ними. Человек может быть введен в заблуждение сновидением, когда он просыпается, но не когда спит. Просыпаясь с определенным ощущением и пребывая в сомнении относительно того, принадлежит ли он еще сновидению или уже реальности, человек действительно может рассуждать, согласуются ли его ощущения с тем, что он помнит и воспринимает в настоящий момент. Эта связь имеет осмысленное применение в вопросе:
1 Лейбниц Г. Соч.: в 4-х т. М., 1984. Т. 3. С. 111-113; См. также:
Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950. С. 337, 406-407; Мудрецы Китая. СПб., 1994. С. 138.
8 — 2327
«Снился ли мне сон?», но никак не в вопросе: ^Снится ли мне сон?».
То же относится к любому виртуальному состоянию. Причем процедура сомнения возможна либо при входе, либо при выходе из виртуала. В пьесе В.В.Набокова «Смерть» описан жестокий эксперимент некоего ученого, который внушает своему студенту мысль о том, что тот отравлен и находится в коматозном состоянии. Убежденный в своей кончине, ученик замечает с облегчением:
«...Теперь хоть что-нибудь я знаю точно, знаю, что нет меня...». Но когда опыт завершен, главного героя не удается переубедить, что он все еще жив1 .
Характерно, что само сомнение здесь свидетельствует о том, что герой жив. После короткого обморока, вызванного действием мнимого яда, он приходит в себя, а здесь начинаются «проклятые вопросы». Кроме того, Набоков в художественной форме коснулся состояния выполненности сознания в посмертном опыте, когда вся лента воспоминаний внезапно актуализируется в Короткой вспышке озарения. Впрочем, «наша смерть... быть может, удивленье, быть может — ничего».
Особое место занимают так называемые «просветленные сновидения», когда спящий отчетливо осознает, что он видит сновидение и даже может наблюдать его как бы со стороны. Во сне можно отступать от себя и созерцать свое чувство, замечает Я.С.Друскин, размышляя о сне и яви. «Просветленные сновидения» — это, по-видимому, формы измененного дискретного состояния сознания, характеризуемые тем, что человек ощущает себя в среде, которую его разум оценивает как «нереальную» (или, во всяком случае, как необычную), причем в то же время свойства сознания приобретают ясность и просветленность, типичные для обычного дневного сознания. В. В. Налимов даже высказал мысль о том, что обыденные сновидческие состо-
1 Набоков В.В. Пьесы. М., 1990. С. 50-51, 57. См. также: Мал-кольм Н. Состояние сна. М., 1993. С. 161.
яния являются не более, чем частным случаем просветленного сновидчества. Дневная составляющая психики, диктуемая стереотипами культуры (консуетал), и ночная составляющая, несущая черты архаического прошлого, вероятно, способны вступать в явный и осознанный диалог, что и происходит в «просветленном сновидении». Ссылаясь на концепции Ч.Тарта и А.Адлера, Налимов подчеркивает связь и преемственность, существующие между дневным, логически структурированным сознанием и свободно текущим ночным сознанием, что проявляется, в частности, и в «просветленном сновидений»!.
Вместе с тем, при всей близости этих двух реальностей остается значимым вопрос о их различии, о том, каков человек в виртуальной реальности сна. В частности, каковы его представления об истинности, ложности, очевидности и доказанности того, что снится. Ф.Ницше обратил внимание на специфическую «логику сна», которая имеет корни в самой культуре. В сновидениях мы как бы снова проходим урок прежнего человечества. Прежде всего для спящего привычно легковерное отношение к гипотезе, мы удовлетворяемся первой попавшейся для объяснения чувства и тотчас верим в ее истинность. Он полагает, что человек умозаключает во сне так, как он это делал наяву много тысячелетий подряд: первая причина, которая приходила в голову, была достаточной для объяснения и принималась за истину. Во сне это первобытное свойство человечества возрождается, сон переносит нас к отдаленным эпохам человеческой культуры. Сонное мышление идет привычным путем простейших умозаключений и в этом смысле сон и служит отдыхом для мозга, тогда как дневное мышление должно удовлетворять более строгим требо-
1 Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989. С. 188—189; его же. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении. Тбилиси, 1978. С. 32-33; Tart Ch. (editor). Altered States of Consciousness. A Book of Readings. N.Y., 1963; Adier A. What Life Should Mean to You. N.Y., 1958; Друскин Я. Сны // Даугава, 1990, № 3. С. 115.
о*
8*
ваниям, которое ставит перед ним более высокая культура. Вот почему дух спящего так часто ошибается, принимает мнимые причины за истинные, отсутствующую одновременность событий или обратный их порядок как данность.
Рассмотрение «логики сна» в контексте культуры приводит Ницше к выводу о том, что более зрелое логическое мышление, строгое отношение к причине и действию — это совсем недавнее приобретение, ибо еще и теперь наш разум и рассудок непроизвольно "возвращаются к примитивным формам умозаключений, и мы значительную часть своей жизни по-прежнему пребываем в этом состоянии. По-видимому, не во всем можно согласиться с философом, особенно в оценке логики первобытного мышления, достоинства которой уже отмечались исследователями, в частности, Леви-Брюлем, однако сама идея связать сновидения и культуру, рассматривать не столько их содержание, сколько логическую структуру, безусловно заслуживает внимания и позволяет увидеть еще одну особенность сновидений как виртуальной реальности.
О своеобразии логики сна размышлял и Л. Шестов, рассматривая изменения «очевидности» в зависимости от состояний человека, что не учитывается, по сути дела, в гуссерлевской гносеологии. Спящий человек, сравнительно с человеком бодрствующим, может считаться как бы существом из другого мира, где вступают в свои права иная логика, представление об очевидности и a priori, не имеющие ничего общего с относительными истинами действительного мира. Если вдруг у спящего зародится сомнение в истинности того, что происходит в сновидении, т. е. если истина реального мира попытается вмешаться в реалии сна, то логика сновидений вступает в свои права и с «очевидностью», не терпящей и не допускающей никаких сомнений, властно направит мысль грезящего человека к
1 Ницше Ф. Сочинения в двух томах. М., 1990. Т. 1. С. 245-247;
Шестов Л. Memento mori (По поводу теории познания Эдмунда Гуссерля) // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 28-29.
•)0
«абсолютной» истине сна. Вырваться из этих представлений, избавиться от бессмысленной, кошмарной лжи сновидений можно только единственным путем — проснуться!.
Очевидно, что Шестов, в отличие от Ницше, не усматривает связи логики сна и культуры, но он стремиться понять, как преобразуются ведущие моменты познания в иной реальности мире сновидений, фиксируя сам факт
изменений истинности и очевидности, хотя и не вскрывает их причины.
Для прояснения природы сна как виртуальной реальности несомненный интерес имеет соотнесение сна и еще одного вида реальности — представления, театра, художественной и эстетической деятельности во всех ее видах. Привлекая идеи, нашедшие отражение в трудах многих авторов, о сне как представлении и «неумолимом подателе пьес» Хорхе Луис Борхес исходит из того, что душа освобождается от плоти, принимается играть, грезить, может легко вообразить то, чего обычно на яву с нею не случается, сочиняет мгновенно. Сны носят драматический характер, во сне человек превращается в театр, аудиторию, в актеров, в сюжет, слова; сам сон многосюжетен, фрагментарен, все может происходить одновременно и мгновенно. Но поскольку мы привыкли к линейности, повествованию, то и снам мы придаем нарративную форму. Сны это своего рода художественные произведения, возможно, наиболее архаичные из способов художественного выражения.
Борхес коснулся и традиционной темы: сон часть яви или, иначе, вся явь это сон, между ними нет особой разницы; мы можем бодрствовать, спать и видеть сны, но характер умственной деятельности не меняется. Эти идеи он блестяще выразил в форме притчи. Кудесник во сне вознамерился создать человека во всей филигранной полноте, чтобы потом приобщить его к действительности. Огромными усилиями мысли, чувства и воображения ему удалось это сделать, и беспокоило только одно: как бы сын не стал размышлять о своем необыкновенном отличии и ненароком не понял, что он существует лишь как сон отца. Пережива-
ния кудесника были прерваны внезапным пожаром, и он отдался огню — пришла пора умереть. Но огонь не опалил, лишь приласкал его, и кудесник с покорностью и ужасом понял, что и сам — лишь призрак, снящийся
другому!.
Итак, в самом деле нет «маркера», позволяющего различать два различных состояния — бодрствующего и спящего — внутри самого сознания, или это различение становится возможным лишь в экстремальных ситуациях? Вопрос по-прежнему остается открытым. Но сегодня предлагаются принципиально иные пути его решения, в частности, социологами.
Социологи исходят из того, что вся жизнь индивида должна быть субъективно осмысленной, а различные ее социальные формы должны получить объяснение и оправдания, или легитимацию. Именно легитимация определяет, почему индивид должен вести себя определенным образом, осуществлять то или иное действие и почему вещи и события являются такими, каковы они есть. Среди различных уровней легитимации значимым для решения рассматриваемой нами проблемы является уровень символических универсумов. Это своего рода система отсчета, смысловая матрица для реальностей иного, чем повседневность, типа. Любой человеческий опыт, маргинальные, т. е. не включенные в реальность повседневного существования, ситуации индивидуальной жизни могут получить легитимацию в пределах данного смыслового универсума.
Сон как раз и является ситуацией, отличающейся от повседневной жизни и наделенной своей особой реальностью. Сновидения интегрируются, наряду с другими реальностями, в смысловую целостность и получают различного рода объяснения и оправдания с помощью тех или иных теорий данного символического универсума. Значения снов определяются в рамках реальности повседневной жизни, имеющей верховный статус «самой реальной», тем
1 Борхес Х.Л. Письмена бога. С. 207-212, 403-404, 408-413. 214
самым ослабляется шок, возникающий при переходе от одной реальности к другой. Повседневность — это привычное существование, -как бы «дневная сторона» человеческой жизни, тогда как маргинальные ситуации, в том числе сновидения, составляют ее «ночную сторону», таящую угрозу не только кошмаров, но безумной мысли о том, что реальность повседневной жизни не что иное, как иллюзия. Это безумие можно снять именно в рамках смыслового универсума, который упорядочивает все мысли и представления сознания таким образом, что реальность повседневной жизни остается верховной и все «расставляет по своим местам». Итак, из любых сновидений существующий в обществе смысловой (символический) универсум позволяет «вернуться к реальности» повседневной жизни, а также, несмотря на «сюрреалистические» метаморфозы сновидений, вернутся к «нормальному» восприятию самого себя как обладателя стабильной и социально принятой идентичности!.
Рассмотренные проблемы сна как виртуальной реальности имеют прямое отношение и к другим ее версиям, в частности, к фантазии, ситуации «между» в диалоге и тем более в компьютерной реальности. В футурологичес-ком трактате «Сумма технологии» Станислав Лем назвал искусство имитации реальности фантоматикой. По существу, вопрос о том, не находится ли человек в фиктивной реальности фантоматической природы, эквивалентен вопросу: «Не сон ли это?». Убеждение, что лицо Х находится в реальном, а не в искусственном мире всегда может быть лишь весьма вероятным, но никогда вполне достоверным. Основную трудность при любой попытке установить подлинное состояние Лем видел в том, что человек, подозревающий «нереальность» мира, вынужден
1 Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М., 1995. С. 157—164.
действовать в одиночку. Ведь любое обращение за помощью к другим лицам может привести к передаче такой информации, которая стратегически важна в этой игре.
Подобно сну, виртуальные реальности погружают нас не в отдельные зрительные, словесные, музыкальные и прочие пространства, а в их со-бытие и слитность. Это «нереальные реальности». Сон также является сообщением со скрытым образом источника. Сновидение как чистая форма становится пространством, готовым для заполнения. Сон — семиотическое окно, каждый видит в нем особенности своего языка. «Нулевое пространство» заполняется различными носителями сообщений в зависимости от типа истолковывающей культуры. Метафора сновидения позволяет рассмотреть виртуальную реальность именно как «нулевое пространство».
Здесь просматривается аналогия с учением стоиков об адиафоре как области, лишенной какой бы то ни было положительной или отрицательной оценки, как «безразличное», о котором нельзя сказать ни того, что оно существует, ни того, что оно не существует; ни того, что оно истинно или ложно, полезно или бесполезно. Оно нейтрально. Стоики настойчиво проповедывали самодовлеющий характер адиафоры, ничему не подражающей, кроме самой себя. Адиафора это чистый смысл, лектон. Полным лектон становится, будучи высказанным (а не просто произнесенным как звук), т. е. осмысленным, ценностно насыщенным высказыванием1.
Можно сказать, что виртуальная реальность суща через наделение смыслом. Виртуальная реальность как адиафо-ра допускает как монологическое, так и диалогическое истолкование. Во втором случае необходимо иметь в виду смысл-синергийность в качестве свойства процесса синер-гийного пересоздания индивидов в личности в процессе
1 Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1991. С. 220-223; Лосев А.Ф История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979. С. 99, 101;
Степанова А.С. Философия Древней Стой. СПб., 1995. С. 178-179.
диалога. На наш взгляд, феномен «между» в философии М.Бубера — это диалогически понятая виртуальная реальность, где «здесь и теперь» Я воссоздает себя и Другого. Бубер размышлял о власти исключительности, захватывающей человека в мгновение безумной глубины, когда мировой порядок открывается как полнота настоящего. Тогда можно слышать «музыку самого его струения». В одном только настоящем жить невозможно, оно истощило бы человека вконец, если бы не было предусмотрено, что оно быстро и основательно преодолевается.
Если виртуальную реальность рассматривать как вместилище монологического субъекта, то проявится его «за-требованность техникой», отражаемая, в частности, в компьютерной реальности. Складывается глубоко интраверти-рованный психологический тип. Телефонные звонки по всему миру в финале известного фильма «Газонокосиль-щик» знаменуют не появление бога компьютерного мира, а триумф атомизированного сознания, финал тоффлеров-ской демассификации. Это триумф «я-для-себя», которое полагает, что даже в своем теле не нуждается для существования. И весь окружающий мир ему не нужен, ибо отныне предполагается, что сам человек своей волей в состоянии творить дружественные и удобные миры. Только существа, обитающие в таких мирах, не будут людьми. Компьютер дает нам лишь новое средство в диалоге, к счастью, пока никак не связанное с нашей сущностью. Сегодня даже энтузиасты информационного общества заговорили о синергизме как социальном принципе, призванном заменить современный принцип свободной конкуренции. Синергизм предполагает совместные усилия людей, их сотрудничество и имеет, по-видимому, истоки в теологическом синергизме!.
1 Масуда Е. Компыотопия мысль. 1993, № 6. С. 44, 56.
Философская и психологическая