Сотрудничество, благодарность и соревнование 2 страница
69-07 По поводу твоего вопроса о противоречиях межу учениками Бхактисиддханты Сарасвати Махараджи: это факт. Но это противоречие не материально. Это как в национальной программе разные политические партии могут иногда конфликтовать и заниматься контрпропагандой, но в центре их внимания остается служение стране. Подобным образом, между учениками Бхактисиддханты Сарасвати может быть какое-то противоречие, но в центре внимания остается проповедь миссии Его Божественной Милости. Если центральная точка твердо установлена, то в таких противоречиях нет ничего страшного.
Каждое самостоятельное живое существо должно иметь свое мнение; в этом заключается смысл самостоятельности, но все эти различия должны сходиться в Кришне. На поле битвы Курукшетра присутствовали Арджуна и Бхишма, которые сражались друг с другом, и, поскольку Кришна был на стороне Арджуны, Бхишма иногда пронзал своими стрелами тело Кришны. Однако оба они [и Арджуна, и Бхишма] оставались величайшими преданными Господа, и Кришна принимал дружбу Арджуны так же, как разящие стрелы Бхишмы, в одном и том же настроении. Так что не беспокойся о таких противоречиях. Лучше со всей серьезностью займи свой ум в служении, которое тебе доверено. Это продвинет тебя в сознании Кришны. (ПШП Мандала-Бхадре, 28 июля 1969)
69-08 Не понимаю, что ты подразумеваешь под сотрудничеством с Киртананандой Махараджей. В нашем Обществе все — будь то брахмачари, санньяси или грихастхи — если посвящают свою жизнь и душу Движению, находятся на одном и том же уровне санньяси. В настоящее время никто не может претендовать на особое почтение со стороны духовных братьев. Каждый должен обращаться к своим духовным братьям как к Прабху. И никто не должен пытаться претендовать на особые почести на основании своего официального положения. Не знаю, почему Киртанананда Махараджа утверждает, что его авторитет превосходит твой. В настоящее время все работают под моим руководством. И Киртанананда Махараджа тоже должен работать под моим руководством. Поэтому условия, которые, как ты говоришь, выдвигает Киртанананда Махараджа, выглядят не очень хорошо.
Санньяси проходит четыре стадии развития: кутичак, бахудака, паривраджака и парамахамса. Санньяси в стадии парамахамсы — духовный учитель всех. Я попросил Киртанананду Махараджу пока работать на уровне бахудака. Я обсуждал с ним это, когда бы в Новом Вриндаване. На этой стадии он должен перемещаться среди людей и привлекать их внимание к устройству Нового Вриндавана и пытаться привлечь их внимание к развитию этого проекта. Так что он должен немедленно начать эту программу бахудака и собирать деньги не с преданных, а с людей за пределами нашего Движения. И, поскольку он ответственен за Новый Вриндаван, он может вкладывать все собранное в развитие Нового Вриндавана, а перед тем Хаягрива должен переписать собственность на имя Общества. (ПШП Брахмананде, 30 августа 1969)
69-09 Но единственное — ты должен остановить эту войну между духовными братьями. Иначе вся программа будет испорчена. Ты, Тамала-Кришна, Брахмананада, Сатсварупа — вы должны делать все сообща. Я вас очень прошу. По милости Кришны мы постепенно расширяемся. И если между нами возникают трения, это очень опасно. Поэтому после моего возвращения в Штаты, я поставлю вопрос еще тверже, так чтобы не было никакого раскола. (ПШП Гаргамуни, 8 сентября 1969)
69-09 Большое тебе спасибо за теплые слова о моей книге «Кришна» и за сообщение о том, что вы все получили удовольствие, читая ее в день Джанмаштами. Ты написал, что каждая книга, которую я пишу, великолепнее всего написанного ранее, я же, в свою очередь, должен сообщить тебе, что каждая книга, которую ты печатаешь, лучше прежней. Две книги: «Бхагавадгита как она есть» и «Учение Господа Чайтаньи» — обе сделал практически ты один, и «Учение Господа Чайтаньи» в смысле искусства печати вышло лучше, чем «Бхагавадгита как она есть». Надеюсь, что когда ты напечатаешь «Нектар преданности» и «Кришну» в нашей собственной типографии, они будут еще лучше, чем «Учение Господа Чайтаньи». Так я буду давать тебе рукописи все лучше и лучше, а ты будешь выпускать книги все лучше и лучше. Так будет проходить наше соревнование в служении Кришне. Это очень хорошо. В целом я очень доволен тем, как получилось «Учение Господа Чайтаньи», и, надеюсь, в будущем наши книги будут выходить по меньшей мере на этом уровне. (ПШП Брахмананде, 9 сентября 1969)
69-09 Относительно твоего вопроса о вере в преданных: вера должна быть. Но мы всегда должны спрашивать наставлений у тех преданных, которые считаются возвышенными. Позиция проповедника такова: он должен иметь твердую веру в Кришну и любовь к Нему. Он должен дружить с преданными. Он должен быть очень милостивым и добрым с неофитами и избегать общества непреданных. Такая программа предполагает, разумеется, что преданный, находящийся уже не на уровне неофита, понимает, кто такой Кришна, кто такой преданный, кто такой неофит и кто такой непреданный. Пока человек не научится различать эти категории, его следует считать неофитом. На уровне неофита преданный поклоняется Божеству в храме с великим трепетом и почтением, но не различает, кто преданный, кто непреданный, а кто неофит. Думаю, ты должен находиться на втором уровне и стараться различать те категории, которые я описал выше. Какие бы преданные к тебе ни приходили, ты должен принимать их, но обращаться с каждым в соответствии с его положением. (ПШП Хамсадуте, 28 сентября 1969)
69-10 Взаимоотношения между духовными братьями должны быть очень искренними и приятными. В противном случае будущность нашей организации окажется под большим вопросом. В конце концов очень скоро вы должны со всем справиться. (ПШП Тамала-Кришне, октябрь 1969)
69-11 Я очень рад узнать, что и ты, и Сатсварупа прославили Тамала-Кришну. Так же и Тамал-Кришна прославил тебя и Сатсварупу. Именно такое настроение следует поддерживать среди духовных братьев. Это будет все больше и больше приближать нас к вершине преданного служения. Это называется настроением Вайкунтхи. На Вайкунтхе ни в ком нет недостатков, но там есть иной вид соревнования. Это соревнование состоит в том, что преданный думает о других преданных: «Как хорошо они служат Кришне!» В материальном мире каждый склонен думать, что он делает все лучше других. Это материальная концепция. В духовном небе все наоборот: каждый думает, что окружающие его преданные делают все лучше, чем он сам. Мы учимся обращаться к духовным братьям со словом «Прабху», что означает «господин». Это значит, что мы должны стараться постоянно видеть в своих духовных братьях их служение. Иногда случаются ошибки, но на них мы должны стараться не обращать внимания. Один мой большой духовный брат… [Страница утеряна] (ПШП Брахмананде, 15 ноября 1969)
70-04 Итак, очень хорошо, что теперь преданные могут принимать прасад все вместе. Все преданные должны держаться вместе, это даст дополнительную силу. (ПШП Умапати, 26 апреля 1970)
70-04 По поводу твоего вопроса о том, как оказывать почтение санньяси: любому санньяси, даже если это санньяси-майявади, надо оказывать почтение — вреда не будет. Как ты заметил, мы следуем наставлению Господа Чайтаньи, который говорит, что нужно оказывать почтение другим в соответствии с их положением, но нет необходимости постоянно общаться с каждым из них. Даже если человек вайшнав, но у него дурной характер, мы можем оказать ему почтение, как подобает, однако общаться с ним не следует. (ПШП Джаяпатаке, 30 апреля 1970)
70-05 Очень вдохновляет, что люди приходят в количестве до 40 человек и пытаются понять важность этого великого Движения, и всякий здравомыслящий человек способен это понять. Но я не понимаю, почему наши ученики, которые должны бы возглавлять это движение, сражаются друг с другом за верховенство. Весь наш метод основан на предании. Нас учат обращаться к другим как к Прабху. «Прабху» означает «господин», а предводитель этих господ носит имя «Прабхупада». Так если Прабху предались Прабхупаде, откуда же берется это стремление занять главенствующее положение? Здесь есть противоречие. Пожалуйста прекратите эти никчемные разногласия. И ты, и Упендра, вы оба компетентны и опытны, так что пожалуйста, улаживайте конфликт между собой. Я прошу тебя. Не подлежит сомнению, что, поскольку ты был пионером Австралии, принявшим на себя весь риск, ты естественно должен считаться там лидером, но положение лидера очень тяжелое и ответственное. Лидер должен управлять другими с большим тактом и разумом. Поэтому, пожалуйста, не ссорьтесь, а продолжайте неуклонно исполнять свои обязанности.
Я прекрасно понимаю, что Упендре тяжело без Читралекхи, это естественно, но что я могу поделать? Я нашел ей 500 долларов, но иммиграционная служба Австралии отказала по техническим причинам. Все это, как я понял, Мадхудвиша уже в деталях объяснил Упендре. Таково положение вещей.
Пусть пока все идет своим чередом, и если есть необходимость в каких-то переменах, мы это решим, когда Читралекха отправится туда. Пожалуйста, постарайтесь организовать новый центр как можно лучше, даже ценой личных неудобств — это реальное служение. Кришна пребывает в каждом сердце; Он знает все, что мы делаем, поэтому доверьтесь Ему и спокойно исполняйте свои обязанности. Майя очень сильна, и мы в любой момент можем упасть. Мы должны собрать все свои силы, регулярно повторяя на четках по шестнадцать кругов и молясь лотосостопному Кришне о том, чтобы Он указал направление. Надеюсь, вы оба последуете моему наставлению и забудете о любых случайных разногласиях между собой. (ПШП Бали-Мардане и Упендре, 10 мая 1970)
70-06 Приехав туда, работайте вместе, проявляя терпение и выдержку. Наша философия — это философия послушания, и я надеюсь, что и ты, и Ачьютананда будете трудиться очень усердно. У нас есть очень хорошие шансы на успех в Индии. Мы должны соблюдать те же принципы, какие я предписал, а именно регулярное повторение мантры на четках, соблюдение заповедей, проведение санкиртаны на улицах; постарайтесь продавать нашу литературу, книги, и трудитесь очень искренне и серьезно. Если вы будете основывать свою деятельность на этих принципах, вы очаруете индийцев своими манерами, и они с радостью примут вашу духовную деятельность. (ПШП Джаяпатаке, 14 июня 1970)
70-07 В настоящее время в наш лагерь, в ИСККОН проникли политика и дипломатия. Некоторые из моих любимых учеников, на которых я очень, очень рассчитывал, оказались втянуты в эти дела, поскольку на них воздействует майя. В связи с этим имели место действия, которые я считаю проявлением непочтения. Поэтому я принимаю решение удалиться отдел и полностью переключиться на написание книг. (ПШП Сатсварупе и Уддхаве, 27 июля 1970)
70-08 Сейчас все мои ученики должны трудиться сообща, в духе сотрудничества ради распространения движения санкиртаны. Если вы не сможете работать вместе, моя работа встанет. Наше Общество подобно одной большой семье, и наши взаимоотношения должны быть основаны на любви и доверии. Мы должны оставить воинственный дух и воспользоваться своим разумом для того, чтобы двигать дело. Ты должен принять помощь своих духовных братьев. (ПШП Упендре, 6 августа 1970)
70-09 Думаю, Кришна дает тебе хорошее понимание, как управлять делами в Париже. Нужно следить за тем, чтобы каждый полностью, на все сто процентов был занят в служении Кришне, чтобы ни минуты времени не оставалось незанятой, чтобы у Майи не было никаких шансов подействовать. Не имеет значения, каким именно видом служения занимается человек. Кришна одинаково принимает служение, которое оказывает ему маленький теленок и Шримати Радхарани. Поэтому мы должны очень ценить служение наших духовных братьев и сестер. (ПШП Харивиласе, 21 сентября 1970)
71-01 Пожалуйста, трудись с решимостью и верой в Кришну и Гуру Махараджу, в полной мере сотрудничай с духовными братьями и другими членами Руководящего Совета. Если все вы будете придерживаться принятой практики чистой духовной жизни, как я смиренно научил вас, тогда, без сомнения, движение санкиртаны Господа Чайтаньи покорит всю землю, и все противодействующие силы будут уничтожены. (ПШП Карандхаре, 1 января 1971)
71-08 По поводу твоего служения: ты должен понять, что служение Кришне абсолютно. Все, что ты делаешь для Кришны как служение Кришне — тоже Кришна. Между мытьем храма Кришны и служением Кришне на алтаре нет разницы. Поэтому в сознании Кришны не беспокойся о том, что что-то выше, а что-то ниже. И слуги Кришны тоже не подлежат материальному разделению на высших и низших. Так что держись покрепче за свое теперешнее служение. Это будет очень хорошо. (ПШП Атрея-Риши, 13 августа 1971)
71-08 Наставлениям Валлабхачарьи верить можно. Такое различие во мнениях всегда присутствует. Например, ты можешь расходиться во мнениях со своим мужем, но это не означает, что ты или твой муж — не преданные. (ПШП Экаяни, 31 августа 1971)
71-12 Я узнал от Карандхары, что ты будешь заниматься организацией нового отделения ИСККОН-Пресс в Лос-Анджелесе, чтобы открыть духовное соревнование с нашим Нью-Йорк-Пресс в издании моих книг. Дух конкуренции и дух наживы всегда присутствуют в живом существе. Их невозможно искусственно уничтожить тем или иным способом. На самом деле, на примере России мы видим, что если устранить из общества конкуренцию и расчет на прибыль, это вовсе не сделает людей счастливыми, и все равно эти вещи останутся. Мы не должны думать, что сделаны из другого теста. Единственная разница состоит в том, что прибыль мы извлекаем для удовольствия Кришны, а конкурируем за то, чтобы удовлетворить Кришну как никто другой. Даже гопи соревнуются между собой, кто больше доставит удовольствия Кришне, там и зависть присутствует. Но эта зависть не материальна, она духовна. Каждая думает: «Ах, ты сделала что-то лучше меня? Чудесно! Но теперь дай-ка я сделаю это еще лучше». Так они думают. (ПШП Джаятиртхе, 9 декабря 1971)
71-12 Меня вдохновляет сообщение о том, что мельбурнский храм лучше сиднейского, и я непременно приеду, чтобы взглянуть на него. Продолжайте это духовное соревнование, как Сан-Франциско и Лос-Анджелес. Мне это очень и очень приятно. Но это не зависть! Нет, материальная зависть нисколько не похожа на это. Даже гопи завидовали друг другу в духовном отношении. Они думали: «Ах, она привлекает Кришну больше, чем я. Это очень хорошо. Она дает Ему больше удовольствия, чем я, дай-ка я еще больше постараюсь доставить Ему радость». Таким способом можно улучшить сознание Кришны. (ПШП Упендре, 22 декабря 1971)
72-01 Разница между соревнованием и майей. Здесь конкурируют за чувственное удовлетворение. Насколько я могу ублажить свои чувства, а другой смотрит, насколько он может ублажить свои чувства. В духовном мире соревнование идет за удовольствия Кришны. Там центр только один. Сколько бы кругов вы ни нарисовали, они не будут пересекаться. Но здесь круги пересекаются. Даже маленький круг может перекрыть большой. Это оттого, что в материальном мире центров много, а в духовном мире центр всего один. В духовном мире, независимо от того, маленький круг или большой, они никогда не пересекаются. Подобным образом, в духовном мире, кто бы и где бы ни нес служение, нет злобной конкуренции. (ПШП Киртираджа-дасу, 2 января 1972)
72-01 По поводу записей моих лекций об Аджамиле, я велел лос-анджелесскому цеху звукозаписи продавать их нашим преданным по себестоимости. Не-преданные — дело другое. Мы не должны выжимать заоблачные прибыли друг из друга, продавая друг другу жизненно важные для сознания Кришны вещи: книги, записи и т.д., которые имеют первостепенное значение для нашей проповеднической деятельности и для личного продвижения преданных в сознании Кришны. (ПШП Хамсадуте, 20 января 1972)
72-02 Не сгущай краски. Нельзя сказать, что если в наших духовных братьях или сестрах есть недостатки, если допускаются ошибки в руководстве или не хватает духа сотрудничества, то это оттого, что все имперсоналисты, нет. Такова природа живущих: у них всегда есть недостатки. Даже в духовном мире есть недостатки и зависть — иногда гопи ссорятся из-за благосклонности Кришны, а однажды Кришна так увлекся Радхой, что пытался по ошибке подоить быка вместо коровы. Иногда гопи так торопились на встречу с Кришной, что путали кум-кум и тушь для ресниц, а их одежды и украшения выглядели так, как будто маленькие дети пытались одеться самостоятельно, и у них не очень получилось. Таких примеров множество.
Это не то же самое, что материальные недостатки или материальная зависть, все это духовно, потому что вращается вокруг Кришны. Иногда, когда одна из гопи служит Кришне особенно хорошо, другие говорят: «О! Она хорошо поработала. Дай-ка я сделаю лучше, чтобы Кришна был доволен». Это зависть, но она духовна, лишена злобы. Мы не должны рассчитывать на то, что где-то существует какая-то утопия. Вот где имперсонализм. Люди не должны ждать от Общества сознания Кришны утопии. Поскольку преданные — это личности, недостатки будут всегда. Разница состоит в том, что их недостатки — поскольку они пожертвовали всем ради служения Кришне: деньгами, работой, репутацией, имуществом, образованием, всем — их недостатки стали духовными, ибо, что бы они ни делали, их главное желание состоит в том, чтобы служить Кришне. «Даже если преданный совершает отвратительные поступки, его следует считать святым, ибо он на правильном пути».
Преданные Кришны — самые возвышенные личности на этой планете, лучше королей, каждый из них. Поэтому мы должны постоянно помнить об этом и, подобно шмелям, искать лишь нектара, то есть, лучших качеств в каждой личности. Не уподобляться утопистам, которые, как мухи, летят на открытые язвы, ищут недостатков в личности. И, не найдя никакой утопии, не найдя ни одного человека, лишенного недостатков, они желают пустоты, желают раствориться, стремятся в ничто — они думают, это утопия, избавиться от личности. Так что если порой между преданными возникают некоторые разногласия, это не из-за имперсонализма, а из-за того, что они — личности, и эти разногласия не следует принимать слишком всерьез. Преданный всегда настроен по отношению к материальному миру пессимистично, но духовная жизнь вселяет в него оптимизм. Поэтому ты должен понять, что каждый, кто занят в преданном служении, прекрасный человек. Я очень рад, что ты так хорошо помогаешь своим духовным братьям. Да, это и есть наше истинное положение: слуга слуги слуги. Своим спокойным и смиренным настроением ты подаешь пример вайшнава, и многие смогут научиться этому у тебя, так что скоро их напыщенность исчезнет, и они придут и будут советоваться с тобой по разным вопросам. (ПШП Атрея-Риши, 4 февраля 1972)
72-02 В ответ на твой вопрос о шанта-расе и мнениях Рупы Госвами и Шридхары Свами: я не помню. Можешь прислать мне соответствующие отрывки. Не вижу причины, почему ачарьи не могут расходиться в каких-то моментах. (ПШП Упендре, 19 февраля 1972)
72-03 Мы получили уведомление от Карандхары Прабху, что между вами, двумя крупными лидерами, дела идут не очень хорошо, есть разногласия. Я этим несколько обеспокоен, ведь такие вещи не должны плодоносить в нашем Обществе, иначе все будет испорчено. Но я рад получить от тебя весточку, потому что просочилась какая-то дезинформация, и у нас сложилось неверное представление, а на самом деле все идет в духе взаимного сотрудничества во всех областях. Это и есть сознание Кришны — трудиться вместе ради удовольствия Верховной Личности, Бога.
Сейчас все практически в ваших руках. Вы, «шишки», должны все устроить так, чтобы между вами не было больше проблем, и чтобы мы могли беспрепятственно наращивать по всему миру влияние философии Господа Чайтаньи — метода санкиртаны. Это будет вашим великим свершением, и если ты станешь помогать мне таким образом, то можешь не сомневаться: очень скоро ты увидишь Кришну лицом к лицу. Короче говоря, мне очень понравились эти буклеты, продолжай развивать это дело. (ПШП Бали-Мардане, 5 марта 1972)
72-04 Я очень рад, что ты чувствуешь себя счастливым, занимаясь преданным служением. Служение преданным Кришны — это высшая ступень духовного совершенства, так что твое желание служить другим преданным очень хорошо. Сохраняй это смиренное настроение всегда, и твой пример будет источником духовного вдохновения для всех. (ПШП Анутаме, 12 апреля 1972)
72-04 Не так важно количество распространенных книг, как то, что мы служим Кришне изо всех сил и полагаемся на Него в результатах. Духовное соревнование — это хорошо, но оно не должно заводить нас так далеко, чтобы мы теряли свое сознание Кришны. Если у тебя появляется такое чувство, не путай его с завистью, но пусть оно послужит для тебя непрямым напоминанием о том, какое чудесное служение выполняют твои духовные братья. Это духовно. В материальном мире, если кто-то превосходит нас в каком-то отношении, мы сердимся и строим планы, как остановить его, но в духовном мире, если кто-то совершает лучшее служение, мы думаем: «О, как хорошо он все это сделал! Дай-ка помогу ему исполнять его служение». Поэтому мы должны стараться поддерживать это настроение и служить Кришне изо всех своих сил. Так совершается продвижение в духовной жизни. (ПШП Дхарме, 22 апреля 1972)
72-05 Я очень рад, что под твоим вдохновенным руководством все программы мельбурнского храма развиваются. Мне очень нравится Мельбурн. Но есть одна вещь… Нехорошо, когда храмы слишком сильно соревнуются друг с другом. Акцент следует делать на сотрудничестве, а не на соревновании. Не думаю, что вам нужны два станка. Не надо попусту тратить время и деньги, лучше предоставь Моханананде развивать свое печатное дело и снабжать тебя необходимыми материалами, а ты в ответ тоже снабди его чем-нибудь. Это и будет сотрудничество. Если же ты будешь распылять свое внимание на разные дела, духовный прогресс затормозится. Наше главное дело — стать сознающими Кришну и, проповедуя, убедить других. Поэтому мы не стремимся к тому, чтобы развить большое дело или заработать побольше денег. Конечно, деньги нужны, но лучше всего будет продавать побольше книг, и собрать деньги таким образом. (ПШП Амогхе, 9 мая 1972)
72-05 За пределами наших авторизованных центров сознания Кришны невозможно выяснить, чего хочет, а чего не хочет Кришна. «Мы понимаем, что Кришна хочет для нас того-то. Но я считаю, что Кришна хочет не это». Чье понимание считать верным? Вы говорите, что соблюдаете принципы, так если вы соблюдаете принципы, почему тогда вы не сотрудничаете? Если, соблюдая принципы, вы не становитесь преданными, если вы не способны ценить других преданных, тогда какой прок в этих принципах? Если вы на самом деле повторяете по шестнадцать кругов, ежедневно проводите санкиртану, усердно читаете наши книги, если все это так, тогда, я думаю, вы поймете, что такая программа разделения, отделения от нашей программы сознания Кришны является большой ошибкой.
Единственное, о чем я прошу, это чтобы вы немедленно вернулись либо в кливлендский храм, либо в какой-то другой храм. Вы можете списаться с Бхагаван-дасом в Детройте, 48214, №8311 по улице Э.Джефферсона. Он зональный секретарь Джи-Би-Си для Среднего Запада, так что вы можете обратиться со своими вопросами к нему. Меня очень вдохновляет то, что вы все повторяете «Харе Кришна» и стараетесь стать сознающими Кришну. Но я не советовал бы вам подходить к вопросу об усовершенствовании своей жизни в таком независимом духе. Без связи с истинным духовным учителем, стоящим в цепи ученической преемственности, продвигаться в духовной жизни невозможно. Я основал центры ИСККОН для того, чтобы через тесную связь с духовным учителем люди могли ухватиться за лотосоподобные стопы Кришны. Это мои авторитетные центры, созданные для этой цели. Вы говорите, что готовы исполнить любое мое указание. Что ж, я повторяю свое указание: откажитесь от своей независимой системы и присоединитесь к своим добрым духовным братьям и сестрам в одном из центров ИСККОН. (ПШП Друзьям, 23 мая 1972)
72-05 Единственное: мы не должны ждать никакой утопии, даже в духовном мире. Где есть личности, там будут и неизбежные различия, так что не стоит ожидать никакой безупречной организации, тем более, здесь, в материальном мире. Даже между гопи порой присутствует зависть, но эта зависть духовна, ее не следует понимать в мирском смысле. Одно из качеств преданного состоит в том, что он всегда очень терпим к другим людям, поэтому я прошу вас просто терпеть падения других людей и всегда думать о себе как о самом падшем. Такое смиренное настроение даст вам право очень быстро развиваться в сознании Кришны. (ПШП Йерге и Линдону Ломез[KMd6] , 25 мая 1972)
72-06 Относительно твоего вопроса о ревности: духовная ревность состоит в том, чтобы думать: «Такой-то преданный служит Кришне очень хорошо, дай-ка я постараюсь побольше него, чтобы удовлетворить Кришну, и тогда Кришна заметит и меня тоже». (ПШП Санкаршане, 13 июня 1972)
72-06 Дорогие мальчики, пожалуйста, примите мои благословения. Надеюсь, по милости Кришны, у вас все хорошо. Сегодня мне позвонили по телефону и сказали, что между вами и Гирираджей, который ответственен за бомбейский центр, есть какие-то разногласия. В этой связи разрешите сообщить вам, что все, что я делаю, чтобы развивать в мире это великое Движение, делается только при вашем сотрудничестве. В одиночку мне не справиться с такой огромной ответственностью. Поэтому, прошу вас, подчиняйтесь тому, кто ответственен за центр. При недостатке послушания не будет дисциплины, а без дисциплины мы не потянем гигантскую международную организацию. Я вернусь в следующем сентябре. Пожалуйста, удержитесь от раскола хотя бы на это время, а я, когда вернусь, конечно же уберу от вас этого управляющего, если он вам всем не нравится. Но до тех пор, пожалуйста, ничего не разрушайте и, пожалуйста, подчиняйтесь указаниям Гирираджи Брахмачари… В заключение хочу сказать: я прошу вас сделать это, даже если вы не согласны по некоторым пунктам. Гирираджа несет ответственность, поэтому, пожалуйста, следуйте его указаниям, и я буду доволен этим. Я очень хочу видеть развитие бомбейского центра, я хочу, чтобы это был первоклассный проповеднический центр, лучший в мире. Пожалуйста, помогите мне. Если мы справимся с этой задачей, мы привлечем всю Индию. Задача перед нами стоит тяжелая, не упустите ее из виду за мелкими разногласиями. Я надеюсь, Кришна благословит вас, и вы сможете понять мой замысел и мою ответственность. (ПШП Гаргамуни, Махамсе и Гирирадже, 19 июня 1972)
72-07 Если ты сделаешь там первоклассный храм, тогда недостатка в гостях, которым можно проповедовать, не будет. А если ты будешь подавать хороший прасад, туда придет вся Индия. Так что придерживайся наших принципов со всей строгостью, и тогда все прибегут посмотреть на этих американских вайшнавов. Я хочу, чтобы мы превзошли Чайтанья-Матху. Они стараются уже пятьдесят лет, а мы их обгоним за два года. Мы работаем в две смены: так делают дела в Америке. Ну, а если ты этого не сделаешь, я останусь все на том же уровне, и это будет позором для американцев. Но если я смогу победить своих духовных братьев, тогда я действительно буду достоин называться гуру американцев. Даже в духовной жизни есть соревнование. (ПШП Джаяпатаке, 30 июля 1972)
72-08 Не огорчайся, не впадай в депрессию. Я от своих духовный братьев ничего не видел, кроме депрессий да репрессий — но я продолжал твердо держаться своего долга. И пусть ты испытываешь разочарование, продолжай делать свое дело в настроении служения и полного, вдохновенного сознания Кришны. (ПШП Гурудасу, 29 августа 1972)
72-08 Сейчас я хочу, чтобы вы все трудились сообща и очень честно; наш метод в этом, а не в том, чтобы строить козни, плести интриги и писать письма. Мадхудвиша — уполномоченный Джи-Би-Си по зоне Южных Морей, поэтому его указаниям должны следовать все, и каждый преданный может обращаться со своими проблемами к нему. (ПШП Мадхудвише и Амогхе, 24 августа 1972)
72-09 По поводу твоего вопроса. Ты говоришь, что в среде старших преданных все еще видны признаки жадности, злости, не прекращаются конкуренция и раздоры, но ведь ты — один из них. Ты один из старых учеников, так что попадаешь в ту же группу. Итак, бой идет внутри этой группы, а не в среде тех, кто по-настоящему трудится. Между гопи тоже есть борьба, так что мы не должны надеяться на какую-то утопию, где никогда не будет борьбы; даже в духовном небе есть трансцендентные жадность, вожделение, зависть и т.д. Но все это духовно. Хамсадута поддерживает свою позицию в служении, почему же, даже если вы не согласны друг с другом, надо уходить? Мы не должны бросать свой долг. Мои духовные братья всегда разочаровывали меня, но я не бросал, я исполняю свой долг и всегда держу перед собой своего духовного учителя. Даже если есть какие-то трудности, и даже если мои духовные братья не сотрудничают со мной, и даже противостоят мне, я все равно исполняю свой долг по отношению к духовному учителю, не поддаюсь разочарованию и не ухожу. Это было бы слабостью. (ПШП Кришна-дасу, 9 сентября 1972)
72-09 Теперь вы мои старшие ученики, вы оба санньяси, оба преуспели в сознании Кришны, поэтому все эти вопросы не должны возникать между вами снова и снова. Значит, вы оба недобросовестны. Вам все известно, почему же вы снова задаете все те же вопросы? Авторитет Джи-Би-Си должен быть принят при любых обстоятельствах, вы не должны сражаться между собой. Этот дух противоречия все разрушит, но что я могу сделать, если вы, американские и европейские парни так натренированы на войну? Бросьте вы все это и просто трудитесь вместе ради распространения этого Движения по всему миру.
Все стандарты я уже дал, теперь постарайтесь поддерживать их всегда с помощью стандартной процедуры. Не пытайтесь внести что-то новое или создать, или выдумать что-то, иначе вы все испортите. Просто делайте все, как я, и будьте всегда серьезными и искренне служите Кришне, а Он даст вам разум, как действовать. (ПШП Бали-Мардане и Пушта-Кришне, 18 сентября 1972)
72-11 По поводу общего положения дел в амстердамском храме, я понял, что между вами есть определенные разногласия, но их не надо принимать слишком уж всерьез. Настоящее наше дело — проповедь, и если полностью сосредоточиться на этом, все остальное получится само собой. Сражаться друг с другом — никуда не годится; если мы забросим проповедь или если перестанем соблюдать наши заповеди: вставать до 4 часов утра, повторять 16 кругов и т.д., если мы не будем все это строго соблюдать, майя проникнет к нам и все испортит. Поэтому лучшее, что я могу вам посоветовать — это строго соблюдать все правила самим и служить примером для других.