Правовая мысль в Древней Греции
Лекция подготовлена на основе книги J.M. Kelly. A Short History of Western Legal Theory.
Oxford University Press. 2007.
Вопросы, на которые необходимо ответить по итогам ознакомления с лекцией:
1) Почему мы начинаем изучение истории политико-правовой мысли именно с Древней Греции?
2) В чем заключается политическая и культурная специфика Древней Греции?
3) Охарактеризуйте источники древнегреческого права и правовой теории.
4) В чем состояла специфика воззрений древнегреческих авторов на возникновение государства и права?
5) Присутствовала ли в греческой политико-правовой мысли категория естественного права?
6) Как древние греки смотрели на цель и пределы правового регулирования.
7) Какие разновидности справедливости выделял Аристотель?
8) Кратко охарактеризуйте взгляды древнегреческих авторов на проблему преступления и наказания.
9) Воззрения древних греков на собственность.
Причина, по которой Греция занимает особое место в истории цивилизации, заключается не столько в том, что большинство направлений литературы и искусства достигли в ней уровня, который последующие поколения признавали классическим. Главным образом это произошло потому, что греки были первыми, у кого появилось и вошло в привычку у образованных людей занятие абстрактного размышления и теоретических споров. Причем эти размышления и споры не ограничивались исследованием и обсуждением явлений физического мира – в этих вопросах египтяне и вавилоняне безусловно опередили греков, но включали и размышления о человеке, его природе, его месте в мире, о характере человеческого общества и о том, как наилучшим образом этим обществом управлять.
На самом деле другие народы Древнего мира тоже оставили нам следы своих представлений о человеческой природе и морали (к примеру, Ветхий Завет иудеев). Кроме того, другие народы принимали законы и, следовательно, должны были обладать некоторой способностью рассуждать о назначении закона и о том, как сделать так, чтобы закон достиг своей цели – такое предположение может быть сделано о цивилизации в Месопотамии, из которой до нас дошли великие законы Хаммурапи (ок. 1800 до н.э.). Тем не менее, именно в Греции объективная дискуссия об отношении человека к праву и справедливости стала нормальным занятием образованного человека, а также была отражена в литературе, на которую впоследствии опиралась вся европейская интеллектуальная традиция.
Историками лучше всего освещен период древнегреческой истории начиная примерно с кончины Перикла и до смерти Александра Македонского и Аристотеля (примерно 420 – 320 до н.э.). Если мы посмотрим на остальную Европу этого периода, то увидим, что Рим пока еще находится в самом начале своей истории – это не более чем крупный город в устье Тибера, а его жители – всего лишь один из народов Апеннинского полуострова, населяющий местность под названием Лациум и разговаривающий, следовательно, на латыни. Уже в то время Рим испытывал некоторое влияние со стороны Греции, в частности, греки основали много городов в Италии, о чем до сих пор свидетельствуют их названия греческого происхождения – Неаполь, Палермо, Сиракузы и др.). Греки мало интересовались и плохо были знакомы со своими соседями с запада, севера и востока, называя их просто варварами – слово, пародирующее непонятную иностранную речь). Они в общем представляли себе, что нынешнюю область юга России населяют скифы, знали также о кельтах, чьи поселения простирались в то время через всю центральную Европу от Черного моря до Ирландии. Географические познания греков доходили не далее, чем ворота Гибралтара. О более отдаленных народах, населявших, к примеру, Британские острова, они ничего не слышали.
Как нам известно из истории, у греков не было единого государства, единого политического образования. В седьмом, шестом, пятом и четвертом веках до н.э. греки жили в сотнях городов (полисов), расположенных на Балканском полуострове, островах Эгейского моря, Малой Азии, Сицилии и юга Италии, а также в незначительной степени – на берегах нынешних Испании и Франции, Ливии и Египта и, кроме того, – Черного моря. Один из этих полисов – Афины – был достаточно большого размера даже по современным стандартам, остальные же были гораздо меньше. Полисы являлись независимыми политическими единицами. Некоторые полисы доминировали над другими, однако это доминирование выражалось в обязанности вносить какую-либо сумму денег в казну либо поставлять корабли, либо выступать союзником в войне, или в преобладании в подчиненном городе фракции, отстаивающей интересы главного города. Однако все эти условия, сколько бы ни говорили о формировании «Афинской империи», никогда не доходили до ликвидации независимости подчиненных городов, которые оставались в теории автономными, т.е. способными принимать собственные законы и проводить самостоятельную политику.
Соответственно, когда мы говорим о греческой литературе или в даже большей степени о греческом праве, мы подразумеваем нечто весьма отличающееся от Римской литературы и Римского права. Греческая литература и поэзия демонстрирует большое разнообразие диалектов, в то время как римляне сделали свой собственный, латинский, диалект стандартом для всего полуострова и большей части Средиземноморья, – на территории, находившейся под их управлением. Соответственно, в то время как Римское право означает право, выработанное в рамках более или менее унитарного государства с центром в Риме, «греческое право» – это гораздо более свободное понятие, означающее разнообразные кодексы и предписания, принимаемые в большом количестве независимых политических единиц, населенных представителями эллинской культуры и языка. Определенные общие черты правовых установлений различных городов, безусловно, имеются, однако в классическую эпоху не существовало сколь-либо унифицированной системы греческого права, поскольку не существовало единого греческого государства.