Гуго Сен-Викторский и Бернар Клервосский

Гуго Сен-Викторский (ок. 1096 — 1141 гг.) — глава Сен-Викторской школы с 1138 г. Гуго не отрицал схоластики. Гуго даже доказывал схоластически бытие бога. Бернар Клервосский (1090 — 1153 гг.) — затыкал уши воском, чтобы не слышать суетных мирских речей, мешающих богопознанию. Считал, что для богопознания необходим отказ от человеческой гордыни, от разума, от интеллекта, от новшеств. Истинное начало познания бога, по Бернару, — смирение, а дальше — долгий путь восхождения души к богу. В конце этого пути — мистическое слияние души верующего человека с самим богом в сверхъестественном созерцании бога. Это и есть мистика — непосредственное (неразумное, внедискурсивное), наивное слияние души человека с богом как высшим духом-творцом. Гуго, в отличие от Бернара, не отрицал конкретных специальных знаний. Он даже сам составил некий свод знаний своего времени. Но это не были самостоятельные знания. Они были лишь вступлением (пропедевтикой) в богословие, предпосылкой последнего. Именно богословие должно ответить на те проблемы, которые не может решить зна­ющий интеллект.

Гуго различалчетыре класса теоретических положений: 1) исходя­щие только от разума, 2) находящиеся в согласии с разумом, например, положение о сотворении мира богом, доказываемое без ссылок на авторитет, 3) находящиеся выше разума, данные нам только через сверхъестественное откровение ("духом святым") и
4) противные разуму. Последние, правда, Гуго отрицал. Уровни 1) и 4) ("от разума" и "противное разуму"), согласно Гуго, не допускают веры. Первые потому, что полностью познаваемы без веры. Вторые потому, что в то, что противно разуму, верить нельзя.

И все же Гуго отдает предпочтение чувству перед разумом. А в сфере самих чувств — внутреннему чувству перед внешним. При этом чувствен­ное восприятие внешнего мира Гуго принижал в пользу самонаблюде­ния, рефлексии, высшей формой которой считал чувствование бога в себе, т. е. именно мистическое богосозерцание. Бог у Гуго не может быть мыслим. Доказать можно только существование бога как высшего бла­га перед лицом зла. Но мыслить бога нельзя. Гуго, как всякий мистик, подчиняет мышление экстатическому созерцанию бога, достижимому только в состоянии сверхъестественного озарения.

Как и для других христианских теологов-схоластов, предметом познания для Гуго был бог. Это не позволило ему последовательно оценить важность позитивного познания природы, развития антидогма­тической философии.

Ришар Сен-Викторский

Ришар Сен-Викторский (умер в 1173 г.) — младший современник Гуго. Он различал в человеке чувства, рассудок, разум и чистое со­зерцание бога душой. Сливаясь с богом, душа, будучи его частью, становится целым богом, а бог как целое нисходит до души — своей ча­сти.

Ришар критически относился к логике Аристотеля, критиковал тех схоластов, которые, по его мнению, Христу предпочитают Аристотеля. Нельзя познать бога по Аристотелю, но только по Христу. Ключ к такому познанию, согласно Ришару, — не интеллект, а любовь. Высшая любовь — любовь к богу. Она представляет собой степень религиоз­ного экстаза.

Гильом из Конша

Гильом из Конша (80-е годы XI в. — ок. 1154 г.) — один из ран­них представителей Шартрской школы. Он — автор выдающихся сочинений: "Философия мира", "Драматикон философии" (или "Диалог о физических субстанциях"). Возродил отдельные элементы античного атомизма.

Гильом требовал, чтобы вопросы конкретного познания решались на основе логических выводов, а не авторитарно, ссылками на автори­тет "священных книг".

Гильом, под давлением церкви, вынужден был отречься от своего мировоззрения.

Жильбер Порретанский

Жильбер Порретанский (ок. 1076 — 1154 гг.) — магистр Шартрской школы с 1126 г. Учил о вечности и несотворенности мира.

Жильбер был умеренным реалистом. Он различал субстанцию и субсистенцию. Субстанция связана с вопросом: "Что такое данное бытие?", а субсистенция — с вопросом: "Чем данное явление опреде­ляется?".

Иоанн Солсберийский

Иоанн Солсберийский (ок. 1115 — 1180 гг.) — англичанин, близкий к Шартрской школе. Сторонник умеренного реализма. Один из пер­вых в схоластике сторонников теории "двойственной истины", позво­лявшей в свое время определенную возможность для развития мысли, конкретного познания.

Амальрик Шартрский

Амори, или Амальрик Шартрский (умер ок. 1206 г.) — крупный пред­ставитель Шартрской школы. Преподавал в Парижском университете тео­логию, а также ряд светских наук. Сторонник пантеизма. Парижане создали даже особую секту — амальрикан.

Амальрикане трактовали "воскресение" не как воскресение из мерт­вых, а как слияние души человека с богом (мистицизм). Рай и ад они рассматривали не как загробные формы бытия людей, а как знание или незнание истинной веры.

Амальрика церковь заставила публично отречься от своего учения. Руководителей одноименной секты, включая шестерых преподавателей Парижского университета, сожгли. Сожжены были и их книги, а также переводы Аристотеля на народный язык.

Между схоластикой XI-XII вв. и схоластикой XIII в. лежит арабоязычная философия.

Наши рекомендации