Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела.
БИЛЕТ № 9
1. Бытие как философская проблема. Монистические и плюралистические концепции бытия
Бытие– философская категория, служащая для обозначения всего того, что реально существует. Это и материальные явления и социальные процессы и творческие акты, происходящие в сознании человека.
Термин «бытие» был введен в философию древнегреческим философом Парменидом.
Согласно Пармениду, бытие – это то, что действительно есть, что является подлинным миром, находящимся за миром предметно-чувственным.
Бытие есть мысль, оно едино и неизменно, абсолютно и самотождественно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект; оно есть вся возможная полнота совершенства, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.
Основные виды бытия:
· Материальное бытие;
· Идеальное (нематериальное) бытие.
Структура материального бытия:
· Бытие природы
- бытие 1-й естественной природы (неживой и живой);
- бытие 2-й природы: мир вещей и процессов, которые явились результатом деятельности человека;
· Бытие человека
- специфическое человеческое бытие;
- бытие человека в мире вещей 1-й и 2-й природы;
- бытие человека в обществе.
· Бытие общества
- совместная жизнедеятельность людей;
- система общественных отношений.
Основные атрибуты природного бытия:
· Субстанция (субстанциальность);
· Движение;
· Развитие;
· Детерминизм;
· Закономерность;
· Структурность;
· Многомерность;
· Связь;
· Дифференцированность;
· Жизнь;
· Сознание.
К явлениям человеческого бытия относятся:
· Жизнь;
· Смерть;
· Любовь;
· Дружба;
· Общение;
· Сострадание;
· Игра (проявление себя каким-нибудь образом);
· Деятельность;
· Действия.
Основные виды отношений в обществе:
· Экологические;
· Экономические;
· Социальные;
· Политические;
· Правовые;
· Нравственные;
· Художественно-эстетические;
· Отношения свободы совести;
· Семейные;
· Научные;
· Информационные и др.
Бытие человека и общества осуществляется на основе:
· Целеполагания;
· Социальной активности;
· Творчества;
· Предвидения;
· Стихийные, самореализующиеся процессы и др.
Структура духовного бытия:
· Индивидуальное сознание (различные знания, отражение эмоционально-чувственных и волевых состояний, ценностные ориентации).
· Общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философия, наука).
Способ существования и формы проявления бытия:
· Способом существования бытия является движение.
· В широком смысле движение – это любое изменение, способ существования бытия, его атрибут (то есть неотъемлемое свойство).
Онтология - раздел философского знания, включающий учение о бытии, о его фундаментальных принципах, о наиболее общих сущностях и категориях сущего.
Различают монистические и плюралистические концепции бытия.
Монизм -философское учение, признающее основой всего существующего одно начало: либо материю, либо дух.
Плюрализм -философское учение, утверждающее, что в основе мира лежит множество самостоятельных, независимых духовных сущностей.
К монистическим понятиям бытия относятся материалистические учения, исходящие из признания понятия материи как объективной реальности, существующей независимо от субъективной деятельности человека.
Религиозная трактовка бытия также исходит из принципа монизма, ибо истинным бытием и творцом мира и человека выстирает единая трансцендентная личность – Бог.
К плюрастическим относятся:
онтологическая концепция Демокрита, которая предполагала множество атомов (бытие), находящихся в пустоте (небытие).
Платон также исходил из множества идей, составляющих сущность вещей и предметов мира.
Синергетика.
2. Проблемы человека, индивида, личности в философии.
Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира". Бердяев
В философии "исследуется родовая сущность "человека вообще" независимо от исторического этапа и условий общественной жизни".
В философии человек рассматривается: «извне» и «изнутри».
Изучение человека «извне» предполагает осмысление его отношений с природой(космосом), обществом, богом и самим собой.
Приобщение к тайне человека «изнутри» сопряжено с постижением его телесного, эмоционального, нравственного и духовного бытия. Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры или, точнее, субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе он представляет собой целостную биосоциальную систему, уникальное существо, способное понятийно мыслить, производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и нравственными качествами.
В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ:
Человек рассматривался как микрокосм в гармонии духа и тела.
Софисты и Сократ считают, что человек только в себе самом может найти истину. Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, нестоящее внимания философа. В центре сократовской мысли – тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пророков, права и долга, свободы и ответственности общества.
Начиная с Платона, дилемма души и тела заостряется. Человек в философии этого мыслителя выступает как изначально дуальное существо: своим телом он принадлежит суетному миру природы, а своей разумной душой ностальгирует об утерянных космической гармонии и вечных идеях.
Аристотель считал, что: « человек -политическое животное».
В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ: образ человека -теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир –момент движения к Богу, заботиться нужно о душе.
1. Фома Аквинский: « человек-актер божественных трагедий и комедий».
2. О соотнесении способностей человека.
Августин: «Воля выше интеллекта, выше разума человека».
ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела.
Человек-венец природы, создан по образу и подобию Божию. Философия Ренессанса обосновала самодостаточную ценность человека и его земной жизни. Антропоцентризм.
Макиавелли: «желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем».
М. Монтень: «все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от рождения одинаковы».
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени -механистический подход к душе человека. Человек-это машина, которая будучи приведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает.Антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания.
Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила извне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.