Кара Густав ЮНГ, Мишель ФУКО. тело-желание и тело-удовольствие, которое становится пол­ноправным партнером операции и таинства покаяния

тело-желание и тело-удовольствие, которое становится пол­ноправным партнером операции и таинства покаяния. И это полный — или, если хотите, радикальный —- переворот: произошел переход от закона к телу как таковому.

Конечно, этот сложный механизм не является обязатель­ным элементом реальной, массовой и повсеместной практи­ки исповеди, возникшей в XVI или XVII веке. Хорошо из­вестно, что на практике исповедь была ритуалом, который в XVII и в первой половине XVIII века ежегодно совершался подавляющим большинством католиков и начал постепен­но терять популярность во второй половине XVIII века. Эти ежегодные массовые исповеди, проводившиеся нищенству­ющими орденами, доминиканцами или местными священ­никами, в их безыскусности и быстроте не имели, по всей видимости, ничего общего с тем сложным сооружением, о котором я говорил только что. Однако, думаю, было бы не­верно усматривать в нем только лишь теоретическое здание. Схемы комплексной и суммарной исповеди, которые я при­водил, действительно применялись, но применялись на оп­ределенном уровне, и прежде всего на втором уровне. Они применялись тогда, когда стояла задача не воспитания сред­них, обыкновенных верующих, но подготовки самнх испо­ведников. Иными словами, существовала целая дидактика покаяния, и правила, с которыми я вас довольно подробно познакомил, принадлежат именно этой дидактике. Именно в семинариях (институтах, которые были предписаны, то есть одновременно изобретены, определены и учреждены, Три-дентским Собором -— и стали своего рода педагогическими школами Церкви) развилась представленная мною практика покаяния. Но следует сказать вот что. Ведь семинарии были исходной точкой, а зачастую и моделью крупных образова­тельных учреждений, предназначенных для так называемой второй ступени обучения. Коллежи иезуитов и оратори-анцев возникли как продолжение этих семинарий или как подражание им. Поэтому изощренная технология исповеди, конечно, не была массовой практикой, но в то же время не была и чистой мечтательностью, утопией. Она формирова-

ФИЛОСОФСКИЙ БЕСТСЕЛЛЕР

ла элиты. И достаточно заметить, с какой регулярностью трактаты, в частности трактаты о страстях, вышедшие в XVII и XVIII веках, черпают материал в этом ландшафте христианского пастырства, чтобы понять, что подавляю­щее большинство представителей элиты XVII и XVIII веков обладало глубоким знанием всех этих концептов, понятий, аналитических методов и вопросительных решеток, предна­значавшихся для исповеди.

Обычно центральной в истории покаяния в период Контрреформации, то есть в XVI-XVIII веках, считается проблема казуистики. Однако не думаю, что именно она была подлинным нововведением. Казуистика, несомненно, важна как ставка в борьбе между различными орденами, различными социальными и религиозными группами. Но сама по себе она была не нова. Казуистика принадлежит давней традиции — традиции юридического представления о покаянии: покаяние как санкция за правонарушения, по­каяние как анализ частных обстоятельств, в которых пра­вонарушение было совершено. В сущности, казуистика уже содержится в тарифицированном покаянии. Что же дейс­твительно было новым в XVI веке, с возникновением пас­тырства в трактовке Тридентского Собора, так это техноло­гия души и тела, тела как носителя удовольствия и желания. Эта технология вместе со всеми предоставляемыми ею ору­диями анализа, распознавания, руководства и перевоспита­ния является, на мой взгляд, самой сутью новизны церков­ного пастырства. Сразу вслед за нею возник, или оказался выработан, целый комплекс новых объектов, относящихся одновременно к порядку тела и души: это формы удоволь­ствия, модальности удовольствия. Таким образом, произо­шел переход от старинного представления о теле как источ­нике всех грехов к идее о том, что за всеми проступками таится похоть. И это не просто абстрактное утверждение, не просто теоретический постулат — это условие, необхо­димое новой технике вмешательства и новому принципу ис­полнения власти. Начавшись в XVI веке, вокруг процедур исповедального признания состоялось отождествление тела

Наши рекомендации