Рабочая учебная программа по курсу
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
ЦЕЛЬ: формирование научного теоретического мировоззрения и овладение элементами общей методологии научного познания, так как современный мир – сложная, динамически целостная система, правильное и всестороннее понимание которой невозможно без определенных мировоззренческих представлений. Они помогают глубже осмыслить действительность во взаимодействии всех ее сфер, сторон и связей, в развитии, в единстве всех ее законов и противоречий, место человека в современном мире, смысл его жизни и ряд других сложных проблем.
ЗАДАЧИ:
· формирование философской культуры как важной составной части общей культуры человека. В условиях глубоких перемен, происходящих в современном обществе, крайне необходимо отказаться от устаревших стереотипов, застывших догм и умозрительных схем не только в мышлении, но и в практической деятельности. Надо уметь мыслить конструктивно: критически, творчески, созидательно. Чтобы овладеть этим искусством, нужна большая работа по всестороннему освоению всего богатства мировой философии и ее важнейших методов;
· овладение диалектическим методом мышления, поскольку «дух новизны», который все полнее и глубже- утверждается в нашей действительности, делает нетерпимыми косность и застой, способствует самосовершенствованию человека, обновлению форм и методов деятельности, прогрессивному развитию общества. Формирующиеся на наших глазах новые социальные структуры и формы жизнедеятельности людей могут стать жизнеспособными только в том случае, если унаследуют все лучшее, что сделано историей, в полной мере будут опираться на опыт мировой и отечественной мысли. Важнейший элемент последней – философия;
· подвести студентов к пониманию специфики философской картины мира.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Студент, изучивший дисциплину, должен знать:
· Исторические типы философии и их значимость в формировании философской культуры, культуры мышления в целом;
· Научные, философские и религиозные картины мира и их особенности;
· Сущность, назначение и смысл жизни человека;
· Многообразие форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;
· Структуры формы и методы научного познания, их эволюцию. Понимать роль науки в развитии цивилизации, ценность научной рациональности и ее исторических типов;
· Понимать взаимоотношения биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе, противоречий и кризиса существования человека в природе;
· Знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры;
· Роль сознания в поведении и деятельности людей.
Студент, изучивший дисциплину, должен уметь:
· Ориентироваться в проблемах современного общества;
· Выявлять особенности функционирования знания, актуализировать их и творчески применять в практической деятельности;
· Раскрывать проблемы философского характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения на основе рационального выбора. Уметь соотнести цели, средства и результаты;
· На основе знания функций философии уметь их реализовать;
· Реализовать познавательную, мировоззренческую, методологическую, гуманистическую, управленческую и другие функции философии на основе раскрытия назначения философии.
Студент, изучивший дисциплину, должен владеть навыками:
· Самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные, информационные технологии;
· Профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;
· Публичного выступления;
· Культурного общения на основе диалога.