Тема 13. Проблемы человека в философии
Семинар - конференция
1. Понимание природы человека в идеалистической европейской философской традиции.
2. Человек и его мир в восточной философии и религии.
3. Проблема человека и бога в русской философской мысли.
4. Идея человека в материалистической философии домарксистского периода.
5. Карл Маркс о деятельностной сущности человека. Деятельность человека как способ его индивидуального и общественного бытия.
6. Современная западная философия - о человеке.
7. Диалектика отношения биологического и социального в человеке и обществе.
8. Многомерность духовной жизни современного человека.
9. Таинства рождения и смерти. Проблема долголетия.
10. Человек в информационно-техническом мире.
11. Физическое и духовное здоровье человека в условиях современного нелинейного метастабильного мира.
12. Мужчина и женщина в 21 веке: мировоззренческие различия и единство взглядов.
13. Что такое «философия детства»?
14. Человек как сложное нелинейное единство разума и тела.
15. Проблема любви в философской традиции Востока и Запада.
16. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? (И. Кант).
Основные категории и термины по теме:
Микрокосм, макрокосм, душа, дух, деятельность, общение, личность, общество, культура, отчуждение, этика.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему человек является центральной философской темой?
2. Что означают античные понятия «макрокосм» и «микрокосм»?
3. Разъясните смысл понятий «дух», «душа», «тело».
4. Каковы исходные идеи философской антропологии?
5. В чем состоит антропологическое значение теории З. Фрейда?
6. Почему идеи Достоевского-философа были не востребованы в 19 веке? Почему его идеи стали чрезвычайно популярны в кругу интеллигенции Запада в 20 - 21 веках?
7. Возможно ли в половой любви гармоническое сочетание эроса, страсти, агапе и каритас?
8. В чем заключается сущность творчества? В чем можно усмотреть смысл притчи Ф. Ницше «О трех превращениях» в связи с понятием творчества?
9. Как соотносятся язык и «жизненный мир» человека?
10. В чем смысл понятия «Другой»? Какие изменения следует внести в рассуждение о диалектике «Я» и «Другого», если будет учтена половая (мужская и женская) принадлежность его участников? Сопоставьте свои соображения с мыслями Ортеги-и-Гассета (соч. «Человек и люди» / Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства и другие работы». – М., 1991, с.339-349).
11. Поясните, в чем проявляются принципы синергетики в феноменах творчества и восприятия искусства?
12. Какова роль распределенных систем и нейрокомпьютинга в моделировании процессов обучения и коммуникации?
Список литературы
1. Спиркин, А.Г. Философия [Текст]: учебник/ А.Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 828 с.
2. Лавриненко, В.Н. Философия [Текст] : учебник/ В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратникова, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко .- 5-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012.- 561c.
3. Философия [Электронный ресурс]: учебник / П.С. Гуревич -2-е изд., пер. и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2014 г.-605 с.- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?id=urait.content.66FC5806-7DB7-4D99-9BA9-B458D0EF8140&type=c_pub
4. Зекрист, Р. И.. Философия [Текст]: учебно-методический комплекс для студентов./ Р.И.Зекрист. – Костанай: Костанайский филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2011. - с. 288
5. Налетов И.З. Философия [Текст] : учебник / И.З. Налетов .- М. : Инфра - М, 2012.- 400 c.- (Высшее образование).
6. Философия [Текст] : учебник / Ю.М.Хрусталев .— 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр "Академия", 2014 .— 320 с. — (Бакалавриат) .— ISBN 978-5-4468-0507-5.//ЭБС «Университетская библиотека»
7. Философия. [Электронный ресурс]: Б.И. Липский, Б.В. Марков - 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2015 г.-508 с. Гриф УМО- Режим доступа: http://www.biblio-online.ru/thematic/?29&id=urait.content.FF220B6D-7B64-4E6E-9C63-E2644FCD7751&type=c_pub
Общие методические рекомендации по теме «Культура и цивилизация»:
Обратить внимание на многозначность понятий «культура» и «»цивилизация».
Найдите непересекающиеся области культуры и цивилизации.