Особенности русской культуры XIX— «золотой век» русской культуры

XIX в. — это тот взлет духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться русским возрожде­нием, «золотым веком» в России (Пушкин, Лермонтов, Го­голь, Тургенев, Лев Толстой, Достоевский, Репин, Глинка, Чайковский — шедевры литературы, музыки — русская культура приобрела мировое значение).

Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества. Это век, уникальный своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.

Во-вторых, XIX в. многоаспектен, полифоничен, объе­динен общенациональной русской идеей, основой и концен­тратом русского менталитета с его нацеленностью на буду­щее («звезду пленительного счастья»), со своеобразным мессианством (русский народ покажет всему миру дорогу к счастью, к справедливому обществу), а также верой в эту особую миссию народа — объединителя великого евразийства. Именно в XIX в. русская идея получает различную трактов­ку: от западников и славянофилов до либералов, народни­ков, панславянистов и марксистов.

В-третьих, XIX в. в полной мере выразил синтезирую­щий философско-моральный, соборно-собирательный харак­тер русской культуры, ее патриотический и идеологичес­кий характер, без которого она теряет свою почву и судьбу. XIX в. — это рубеж и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, это время расцвета художественной культуры.

В-четвертых, XIX в. — это социокультурная эпоха фор­мирования техногенного общества, вторгающегося в патри­архально-общинные структуры, что приводило к социаль­ному напряжению.

XIX в. характерен различными направлениями: револю­ционеры-разночинцы; нигилисты; анархисты; атеисты; бо­гоискатели; народники; марксисты.

Русская цивилизация и культура, как единое государ­ство, процветают при сильной политической власти; если власть ослабевает, Россия вступает в фазу противоречий, социальных потрясений, распадается по культурам.

Для человека XIX в. характерно специфически-эсхато­логическое (народ как вершитель судеб, ожидание конца мира) восприятие народа, как единственного абсолюта, воплощения истины православия и морали против власти, потерявшей христианскую сущность. В таких условиях социокультурная установка на революцию, как единственную форму перехода к новому нравственно-абсолютному состоя­нию, стала для большей части интеллигенции единствен­ным средством спасения страны, а просвещение и пробуж­дение народа — ступенью к ней.

В области религиозно-крестьянского сознания XIX в. выступает в трех тенденциях:

1. Традиционное православие все более перерождается в обряд, лишается подлинной христианской сути.

2. Появляется вера в революцию, в «земной град», кото­рая несет в себе все атрибуты типа русской духовности.

3. XIX в. — это начало возвращения к изначальной хри­стианской идее справедливого, прекрасного общества, вы­разившегося в идее русской философии и получившего раз­витие в «серебряном веке» русской культуры (конец XIX -начало XX в.).

К концу XIX в. в русской культуре усиливаются мотивы покаяния и идеи ненасилия, которые явились естественной реакцией на неудачу революционного террора.

Итак, XIX в. явился временем окончательного формиро­вания русской национальной культуры и русской нации. Гуманистические представления воплотились во всех направлениях российской культуры, обозначив внесословную ценность личности как доминанту. Россия вошла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, соб­ственной национальной идеей, богатством многонациональ­ной культуры.

Культура «серебряного века» (конец XIX — первая треть XX века)

1. «Серебряный век» — это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой и социальностью, когда стала бессмысленной цепь насилий, невозможность изменения внешних условий бытия вне «самости» человека.

Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества человека и Боги, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины, во многом определили тип ментальности «серебряного века». Именно соловьевство породило сложное неоднозначное явление — религиозно-философский ренессанс (возрождение), неохристианские поиски, своеобразное богоискательство.

2. «Серебряный век» в русской философии и культуре — это время отказа от социального человека. Эпоха тотального индивидуализма, самоанализа глубин души, интереса к тайнам психики, глубинам «зазеркалья», первенству бессознательного иррационального в человеке, безграничность субъек­тивизма, господство мистического начала в культуре.

3. «Серебряный век» характеризуется тем, что проис­ходил болезненный разрыв и распад различных групп ин­теллигенции. Все это обострило конфронтационность в среде интеллигенции, разделило ее особенно после революции 1905 г. Типичным для нового раскола общества и культуры стала марксистская критика и публицистика.

4. Ментальность «серебряного века» — это культ творчества как нравственной возможности прорыва к новым реальностям преодоления извечной российской двоичности: святого и звериного, Христа и антихриста. Творчество становится способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивый мотив смерти, свободной воли, поиска Бога.

5. «Серебряный век» — это эпоха выдающихся художе­ственных открытий, новых направлений в культуре. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой А. Блока, А. Белого, В. Сологуба, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, В. Маяковского, В. Хлебникова, М. Цветаевой и др.

6. «Серебряный век» неразрывно связан с религиозно-философским ренессансом.

Сущность метафизических исканий конца XIX – начала XX в. связана с рядом обстоятельств: уже к 70-м г. XIX в. стало ясно, что церковь активно встроена в собственнические отношения, политизирована, а идеи христианства вульгаризированы, т.е. заменены культом внешней обрядности. Русское общество активно нуждалось в моральной революции, в новом развитии нравственного сознания народа. Здесь был прав Л. Толстой, пророчески предупреждая о необходимости пресечения цепи насилий (зло за зло, насилие за насилие, око за око, зуб за зуб — варварское право). Теория

«непротивления» злу насилием Толстого говорила о необ­ходимости прерывания зла и как бы вела страну по пути мирной реформации.

1. «Мудрость» как посредник между Богом и человеком, как «Мировая душа», синтез добра, красоты и мудрости стала основой теософии (религиозной философии Вл. Соловьева).

2. Мир должен, согласно философии «серебряного века», быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения.

3. Следующей чертой религиозного ренессанса стала идей­ная эволюция его носителей: от легального марксизма, эко­номизма они прошли свой путь к христианско-православному идеалу общества и человека. На их долю выпали и ссыл­ки,и тюрьмы, но путь «к земному раю» через кровь их ужаснул. Это поколение Ленина, хотя судьбы у них разные, всеэто продолжатели русской традиции нравственности, эти­ческих абсолютов.

В 1922 г., когда ушел в Европу «философский» пароход с выдворенной из России русской философией на борту, закончился «серебряный век».

Наши рекомендации