Особенности русской культуры XIX— «золотой век» русской культуры
XIX в. — это тот взлет духа, тот культурный подъем, который справедливо может считаться русским возрождением, «золотым веком» в России (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Лев Толстой, Достоевский, Репин, Глинка, Чайковский — шедевры литературы, музыки — русская культура приобрела мировое значение).
Сорок русских писателей дали духовную пищу двум векам всего человечества. Это век, уникальный своим философско-нравственным поиском свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья.
Во-вторых, XIX в. многоаспектен, полифоничен, объединен общенациональной русской идеей, основой и концентратом русского менталитета с его нацеленностью на будущее («звезду пленительного счастья»), со своеобразным мессианством (русский народ покажет всему миру дорогу к счастью, к справедливому обществу), а также верой в эту особую миссию народа — объединителя великого евразийства. Именно в XIX в. русская идея получает различную трактовку: от западников и славянофилов до либералов, народников, панславянистов и марксистов.
В-третьих, XIX в. в полной мере выразил синтезирующий философско-моральный, соборно-собирательный характер русской культуры, ее патриотический и идеологический характер, без которого она теряет свою почву и судьбу. XIX в. — это рубеж и этапное завершение развития русской культуры девяти веков, это время расцвета художественной культуры.
В-четвертых, XIX в. — это социокультурная эпоха формирования техногенного общества, вторгающегося в патриархально-общинные структуры, что приводило к социальному напряжению.
XIX в. характерен различными направлениями: революционеры-разночинцы; нигилисты; анархисты; атеисты; богоискатели; народники; марксисты.
Русская цивилизация и культура, как единое государство, процветают при сильной политической власти; если власть ослабевает, Россия вступает в фазу противоречий, социальных потрясений, распадается по культурам.
Для человека XIX в. характерно специфически-эсхатологическое (народ как вершитель судеб, ожидание конца мира) восприятие народа, как единственного абсолюта, воплощения истины православия и морали против власти, потерявшей христианскую сущность. В таких условиях социокультурная установка на революцию, как единственную форму перехода к новому нравственно-абсолютному состоянию, стала для большей части интеллигенции единственным средством спасения страны, а просвещение и пробуждение народа — ступенью к ней.
В области религиозно-крестьянского сознания XIX в. выступает в трех тенденциях:
1. Традиционное православие все более перерождается в обряд, лишается подлинной христианской сути.
2. Появляется вера в революцию, в «земной град», которая несет в себе все атрибуты типа русской духовности.
3. XIX в. — это начало возвращения к изначальной христианской идее справедливого, прекрасного общества, выразившегося в идее русской философии и получившего развитие в «серебряном веке» русской культуры (конец XIX -начало XX в.).
К концу XIX в. в русской культуре усиливаются мотивы покаяния и идеи ненасилия, которые явились естественной реакцией на неудачу революционного террора.
Итак, XIX в. явился временем окончательного формирования русской национальной культуры и русской нации. Гуманистические представления воплотились во всех направлениях российской культуры, обозначив внесословную ценность личности как доминанту. Россия вошла в мировое культурное сообщество с неоспоримым преимуществом, собственной национальной идеей, богатством многонациональной культуры.
Культура «серебряного века» (конец XIX — первая треть XX века)
1. «Серебряный век» — это менталитет социокультурного человека, освобождающегося от мышления, пронизанного политикой и социальностью, когда стала бессмысленной цепь насилий, невозможность изменения внешних условий бытия вне «самости» человека.
Концепция философа В. Соловьева, призывающая к необходимости активного сотрудничества человека и Боги, становится основой нового миросозерцания части интеллигенции. Устремленность к такому богочеловеку, который ищет внутренней целостности, единства, добра, красоты, истины, во многом определили тип ментальности «серебряного века». Именно соловьевство породило сложное неоднозначное явление — религиозно-философский ренессанс (возрождение), неохристианские поиски, своеобразное богоискательство.
2. «Серебряный век» в русской философии и культуре — это время отказа от социального человека. Эпоха тотального индивидуализма, самоанализа глубин души, интереса к тайнам психики, глубинам «зазеркалья», первенству бессознательного иррационального в человеке, безграничность субъективизма, господство мистического начала в культуре.
3. «Серебряный век» характеризуется тем, что происходил болезненный разрыв и распад различных групп интеллигенции. Все это обострило конфронтационность в среде интеллигенции, разделило ее особенно после революции 1905 г. Типичным для нового раскола общества и культуры стала марксистская критика и публицистика.
4. Ментальность «серебряного века» — это культ творчества как нравственной возможности прорыва к новым реальностям преодоления извечной российской двоичности: святого и звериного, Христа и антихриста. Творчество становится способом осмысления времени и «Я» в нем через настойчивый мотив смерти, свободной воли, поиска Бога.
5. «Серебряный век» — это эпоха выдающихся художественных открытий, новых направлений в культуре. Символизм и акмеизм, модернизм, футуризм, авангардизм, неоантичность стали благодатной почвой и судьбой А. Блока, А. Белого, В. Сологуба, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, В. Маяковского, В. Хлебникова, М. Цветаевой и др.
6. «Серебряный век» неразрывно связан с религиозно-философским ренессансом.
Сущность метафизических исканий конца XIX – начала XX в. связана с рядом обстоятельств: уже к 70-м г. XIX в. стало ясно, что церковь активно встроена в собственнические отношения, политизирована, а идеи христианства вульгаризированы, т.е. заменены культом внешней обрядности. Русское общество активно нуждалось в моральной революции, в новом развитии нравственного сознания народа. Здесь был прав Л. Толстой, пророчески предупреждая о необходимости пресечения цепи насилий (зло за зло, насилие за насилие, око за око, зуб за зуб — варварское право). Теория
«непротивления» злу насилием Толстого говорила о необходимости прерывания зла и как бы вела страну по пути мирной реформации.
1. «Мудрость» как посредник между Богом и человеком, как «Мировая душа», синтез добра, красоты и мудрости стала основой теософии (религиозной философии Вл. Соловьева).
2. Мир должен, согласно философии «серебряного века», быть преобразован не кошмаром насилия, а подлинностью христианского учения.
3. Следующей чертой религиозного ренессанса стала идейная эволюция его носителей: от легального марксизма, экономизма они прошли свой путь к христианско-православному идеалу общества и человека. На их долю выпали и ссылки,и тюрьмы, но путь «к земному раю» через кровь их ужаснул. Это поколение Ленина, хотя судьбы у них разные, всеэто продолжатели русской традиции нравственности, этических абсолютов.
В 1922 г., когда ушел в Европу «философский» пароход с выдворенной из России русской философией на борту, закончился «серебряный век».