Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
К а ф е д р а № 8
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
изучения дисциплины: "Философия"
по специальности: «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи».
Санкт-Петербург
I. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ПО СЕМЕСТРАМ
II. И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
Номера и наименование разделов и тем | Всего часов учебных занятий | В том числе учебных занятий с преподавателем | Из них по видам учебных занятий | Время, отводимое на самостоятельную работу | ||||||||||||||
лекции | семинары | лабораторные работы | практические занятия | групповые упражнения | групповые занятия | тактические и тактико-специальные занятия и учения | кшви, кшу, военные (военно-специальные) игры | контрольные работы | курсовые работы (проекты, задачи) | самостоятельная работа под руководством преподавателя | экзамен, зачеты | |||||||
Раздел 1. Основы философского понимания мира | ||||||||||||||||||
Тема 1. Идея философии как философская проблема | ||||||||||||||||||
Тема 2. Философия бытия. | ||||||||||||||||||
Тема 3. Теория познания и эпистемология | ||||||||||||||||||
Раздел 2. Философия человека и общества | ||||||||||||||||||
Тема 4. Проблема человека в философии. | ||||||||||||||||||
Тема 5. Общество и история. | ||||||||||||||||||
Тема 6. Философские проблемы войны и армии | ||||||||||||||||||
Зачет с оценкой | ||||||||||||||||||
Всего по дисциплине | ||||||||||||||||||
II. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ПРОХОЖДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер темы | Зачет | ||||||||||||||||||||||||||||
Номер занятия | |||||||||||||||||||||||||||||
Вид занятия | Л | С | Л | П | Л | С | Л | П | Л | С | Л | П | Л | С | К | Л | П | Л | С | Л | П | Л | С | Л | П | Л | С | К | |
Количество часов | |||||||||||||||||||||||||||||
Номер кафедры | |||||||||||||||||||||||||||||
Место проведения | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф | Ф |
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ:
Л – лекция
С – семинар
П – практическое занятие
К – контрольная работа
Ф – аудитория факультета
III. ПРОГРАММНАЯ СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Номер занятия | Вид учебного занятия | Кол-во часов | Номер кафедры | Наименование разделов, тем, занятий по семестрам обучения | Уровни обучен- ности |
Л С Л П Л С Л П Л С Л П Л С К Л П Л С Л П Л С Л П Л С К Зачет | Раздел 1. Основы философского понимания мира Тема 1. Идея философии как философская проблема Идея философии как философская проблема Философия: основные проблемы и понятия Основные периоды исторического развития философской мысли «Что это такое философия?» Тема 2. Философия бытия. Онтология как учение о бытии Учение о детерминизме и развитии в философии Сознание как предмет философского анализа Философская, научная и религиозная картины мира Тема 3. Теория познания и эпистемология Основные проблемы гносеологии Истина как ключевая категория гносеологии Специфика научного познания Методология и этика научного познания Философия техники Научно-технический прогресс Основные проблемы и понятия онтологии и гносеологии Раздел 2. Философия человека и общества Тема 4. Проблема человека в философии Проблема человека в философии «Кто есть человек?» Проблема личности в фокусе философского анализа Ценности человеческого существования Тема 5. Общество и история. Общество как предмет философского анализа Общество как система общественных отношений Общество, культура, история Глобальные проблемы современности и перспективы развития человека Тема 6. Философские проблемы войны и армии. Военная организация общества История зарождения и развития военной мысли Философия войны и мира Война: споры о понятии Проблемы и понятия антропологии и социальной философии Зачет с оценкой | 2,3 2,3 |
Уровни обученности: 1 – иметь представление; 2 – знать; 3 – уметь; 4-владеть.
IV. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Виды учебных занятий | Количество часов | Тема и учебные вопросы занятия | Материальное обеспечение занятия | Задания на самостоятельную работу |
литература | время (в часах) |
Раздел № 1. | ОСНОВЫ ФИЛОСОФСКОГО ПОНИМАНИЯ МИРА | ||||||
Лекция | Тема № 1. Идея философии как философская проблема 1. Философия: проблема определения. 2. Предмет философии. 3. Структура и функции философского знания. 4. Философские аспекты военного дела. | Лекция № 1 ПЭВМ Презентация 1 | [1] с. 9-21. [2] с. 28-32, 53-73, 84-95. [15] с. 130, 137-140, 149, 168. | ||||
Семинар | Философия: основные проблемы и понятия 1. «Что такое философия?» 2. «Что следует считать предметом философии?» 3. «Зачем нужна философия?» | Методическая разработка № 1 | [1] с. 9-15, 327-337, 373-378. [2] с. 4-32. [15] с. 126, 128, 131, 133. | ||||
Лекция | Основные периоды исторического развития философской мысли 1. Появление философии на фоне мифа. 2. Философская мысль античности и средневековья. 3. Философия эпохи Возрождения и Нового времени. 4. Философия XIX и XX вв. 5. Философская мысль России. | Лекция № 2 ПЭВМ Презентация 2 | [1] с. 25-29, 50-63, 77-84, 88-106, 108-134, 138-143, 145-152, 157-166, 169-170, 175-180, 183-187, 191-194. [15] с.11-16, 25-28, 41-46, 52-82, 107-110, 128, 141. | ||||
Практическое занятие | «Что это такое философия?» Работа с философским текстом по теме 1. | Методическая разработка № 1 | |||||
Лекция | Тема № 2. Философия бытия Онтология как учение о бытии 1. Проблема бытия в философии. Типология форм бытия. 2. Субстанциональное единство мира. 3. Учение о материи и ее атрибутах. 4. Структурная организация материи. 5. Проблема пространства и времени в философии. 6. Учение о детерминизме и развитии. | Лекция № 3 ПЭВМ Презентация 3 | [1] с. 203-212, 215-216, 220-241, 267-270, 275-298, 302-304. [2] с. 422-461. [15] с. 155, 156, 158, 160-163, 165,166, 169-171. | ||||
Семинар | Учение о детерминизме и развитии в философии 1. Что такое детерминизм? Признаки причинного отношения. Виды детерминации. 2. Соотношение необходимости, случайности, возможности и вероятности с причинностью. 3. Философские концепции и модели развития мира. | Методическая разработка № 2 | [1] с. 337-341, 343-358. [2] с. 474-490, 502-514, 521-536. [15] с. 180, 182, 185, 186, 187-190, 325. | ||||
Лекция | Сознание как предмет философского анализа 1. Философские концепции сознания. 2. Структура и функции сознания. 3. Проблема идеального в философии. | Лекция № 4 ПЭВМ Презентация 4 | [1] с. 437-449, 463-466. [2] с. 234-242, 250-260. [15] с. 389. | ||||
Практическое занятие | Философская, научная и религиозная картины мира 1. Универсальность философской картины мира. 2. Особенности религиозной картины мира. 3. Научная картина мира и ее функции. | Методическая разработка № 2 | |||||
Лекция | Тема № 3. Теория познания и эпистемология Основные проблемы гносеологии 1. Основные направления в теории познания. 2. Проблема познаваемости мира. 3. Структура познавательного отношения. 4. Уровни и формы познания. 5. Иррациональное познание. | Лекция № 5 ПЭВМ Презентация 5 | [1] с. 467-499, 501-504, 524-548, 565-569. [2] с. 183-197, 242-244, 261-295, 298-315, 362-369. [15] с. 269, 273-277, 292, 305, 308, 312, 313, 315, 316. | ||||
Семинар | Истина как ключевая категория гносеологии 1. Концепции истины в философии. 2. Вопрос о критерии истины. 3. Особенности истины в военно-научном познании. | Методическая разработка № 3 | [1] с. 510-524, . [2] с. 198-233. [12] с. 118-133. [15] с. 280-282. | ||||
Лекция | Специфика научного познания 1. Наука и ее характеристики. 2. Модели эволюции научного знания. 3. Структура научного познания. 4. Критерии научности. | Лекция № 6 ПЭВМ Презентация 6 | [1] с. 531-533. [2] с. 370, 394-397. [10] с. 75-79, 84-89, 109-116, 120-121, 126-132. [15] с. 197, 284, 293, 295-299, 304, 307, 309, 324, 326 | ||||
Практическое занятие | Методология и этика научного познания 1. Приемы и методы научного познания. 2. Военно-научные методы исследования. 3. Идеалы и нормы науки. | Методическая разработка № 3 | [1] с. 548-560. [2] с. 370-393, 408-421. [15] с. 284-290, 300, 310. | ||||
Лекция | Философия техники 1. Происхождение и природа техники. 2. Технологические революции в истории человечества. 3. Феномен военной техники. | Лекция № 7 ПЭВМ Презентация 7 | [1] c. 664-661. [10] с. 201-207, 214-221; [12] с. 169-183; [15] с. 316, 319-321. | ||||
Семинар | Научно-технический прогресс 1. Технологический способ существования человека. 2. Научно-технический прогресс и его критерии. 3. Социально-гуманитарные последствия НТР. | Методическая разработка № 4 | [1] c. 339-341. [2] c. 565-582. [10] с. 79-84. [15] с. 300 | ||||
Контрольная работа | Основные проблемы и понятия онтологии и гносеологии Перечень тестовых заданий по темам 1 - 3 прилагается к методической разработке. | Методическая разработка № 1 | |||||
Раздел № 2. | ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА | ||||||
Лекция | Тема № 4. Проблема человека в философии 1. Философская антропология как самостоятельная область знания. Антропологические учения. 2. Проект философской антропологии: Шелер, Плеснер, Гелен. | Лекция № 8 ПЭВМ Презентация 8 | [1] c. 390-401, 407-411. [15] с. 149, 210, 362, 364, 366, 390. | ||||
Практическое занятие | «Кто есть человек?» Философское эссе по теме. | Методическая разработка № 4 | |||||
Лекция | Проблема личности в фокусе философского анализа 1. Понятие личности в философии. 2. Нравственные основы личности. 3. Исторические типы взаимоотношений человека и общества. | Лекция № 9 ПЭВМ Презентация 9 | [1] c. 411-421 [15] с. 377. | ||||
Семинар | Ценности человеческого существования 1. Человек перед вопросом о смысле жизни. 2. Проблемы смерти в духовном опыте человека. 3. Свобода и ответственность человека. | Методическая разработка № 5 | [15] с. 363, 368, 371, 382, 383, 386, 387. | ||||
Лекция | Тема № 5. Общество и история. Общество как предмет философского анализа 1. Общество как предмет социальной философии. 2. Основные подход к исследованию общества в философии. | Лекция № 10 ПЭВМ Презентация 10 | [1] с. 575-576, 614-620. [15] с. 140, 220, 224, 225, 227, 229. | ||||
Практическое занятие | Общество как система общественных отношений 1. Экономическая сфера жизни общества. 2. Социальная сфера жизни общества. 3. Политическая сфера жизни общества. 4. Духовная сфера жизни общества. | Методическая разработка № 5 | [1] с. 625-628, 638-640,668, 672 ,676-682, 715-724, 728-742. [15] с. 212, 226. | ||||
Лекция | Общество, культура и история 1. Исторический процесс и его модели. 2. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. 3. Философское понятие культуры. Формы и функции культуры в обществе. | Лекция № 11 ПЭВМ Презентация 11 | [1] c. 602-612, 789-828. [15] с. 222, 234, 236, 239-243, 252, 253, 259, 260, 263, 264, 266, 267, 283. | ||||
Семинар | Глобальные проблемы современности и перспективы развития человека 1. Происхождение и сущность глобальных проблем. 2. Типология глобальных проблем. 3. Пути разрешения глобальных проблем. | Методическая разработка № 6 | [15] с. 203, 204. | ||||
Лекция | Тема № 06. Философские проблемы войны и армии. Военная организация общества 1. Происхождение и функции армии. 2. Армия и общество: принцип взаимодействия. 3. Формирование нового облика вооруженных сил. | Лекция № 12 ПЭВМ Презентация 12 | [6] c. 546 – 570. [14] с. 29-48, 110-114, 132-142. | ||||
Практическое занятия | История зарождения и развития военной мысли 1. Военно-философское наследие древнего мира. 2. Военная мысль средневековья. 3. Военная наука эпохи Возрождения и Нового времени. 4. Военная мысль в России. | Методическая разработка № 6 | [12] с. 251-266, 271-312. | ||||
Лекция | Философия войны и мира 1. Учение о войне и ее сущности. 2. Классификация войн и вооруженных конфликтов. 3. Источники и причины войн и вооруженных конфликтов. 4. Проблема мира военной науке и философии. Классификации мира. Культура мира. | Лекция № 13 ПЭВМ Презентация 13 | [6] c. 498-515. [12] с. 42-49, 68-91; [13] с. 35-46, 284-300, 338-354; [14] с. 49-56. | ||||
Семинар | Война: споры о понятии 1. Споры о понятии «война». 2. Характерные черты и особенности современных военных конфликтов. 3. Новые формы использования вооруженных сил. | Методическая разработка № 7 | [6] c. 507-515. [13] с. 35-46. [14] с. 57-64. | ||||
Контрольная работа | Проблемы и понятия антропологии и социальной философии Перечень тестовых заданий прилагается к методической разработке. | Методическая разработка № 2 | |||||
V. ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
1. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М..: Юрайт, 2011.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб.-4-е изд., - М.: Проспект, 2010.
Дополнительная литература
3. Канке В.А. Философия: Учебник: М.: «Логос», 2011.
4. Голубинцев В.О., Данцева А.А., Любченко В.С. Философия: Учебник для технических вузов. – Ростов н/Д.: «Феникс», 2010.
5. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений/ отв. ред. В. П. Кохановский. – Изд. 18-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
6. Философия: учебник / под общ. ред. Б.И. Каверина. М.: ВУ, 2011.
7. Рассел Б. История западной философии . – СПб, 2008.
8. Замалеев, А. Ф. Русская религиозная философия Х1-ХХ вв. – СПб. : Изд. дом С.-Петербург. ун-та, 2007.
9. Дегтярев А.К., Бунина Е.И., Веревкин В.С. Методические рекомендации курсантам по изучению дисциплины «Философия»/ Новочерк. высш. военное командное уч-ще связи. – Новочеркасск, 2008.
10. История и философия науки (Философия науки): Учебное пособие / Е.Ю. Бельская и др.; Под ред. Проф. Ю.В. Крянева и др. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007.
11. Кирвель Ч.С. Социальная философия. – Мн.: Высшая школа, 2011.
12. История и философия военной науки: Учебное пособие / Под общ. ред. Б.И. Каверина и С.А. Тюшкевича. – М.: Воениздат, 2007.
13. Серебрянников В.В. Социология войны. – М.: Научный мир, 1997.
14. Данилова Н.Ю. Армия и общество: принцип взаимодействия. – Спб.: Норма, 2007.
15. Философия. Краткий тематический словарь. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
16. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов — М.: Инфра-М, 2009.
17. Новая философская энциклопедия в 4х тт. – М.: Мысль , 2010.
18. Периодические издания: «Вопросы философии», «Вестник МГУ. Серия Философия», «Логос», «Человек», «Философия и общество», «Военная мысль».
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
- Библиотека Гумер: http://gumer.info.ru
- Куб – электронная библиотека: http://www.koob.ru/philosophy/
- Цифровая библиотека по философии: http://filosof.historic.ru;
- сайт философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru
- Сайт Института философии Российской академии наук – http://iph.ras.ru/
- Философский портал «Philosophy.ru» - http://www.philosophy.ru
- Журнал «Философия и общество» - http://www.socionauki.ru/journal/
- Журнал «Вопросы философии» - http://www.vphil.ru