Материя, ее всеобщие свойства и способы существования

Картина (образ мира) формируется в философии на различных мировоззренческих посылках — религиозных, естественнонаучных, идеалистических, мифологических и иных. В силу этого, история фи­лософии являет собой процесс возникновения и сосуществования раз­личных картин мира и бытия человека в нем. К формированию кар­тины мира с позиций научного знания стремится философский мате­риализм ("линия Демокрита"), который имеет длительную традицию и глубокие корни в культуре общества.

Основным в философском материализме является понятие мате­рии ("вещь", "вещество"). Оно концентрирует в себе длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла, объяснения мира естественными причинами. По убеждению сторонников этого философского направления, мир — это движущаяся материя в различных формах ее проявления.

Первые, наглядные по своей сути, представления о материи по­явились в древней философии в связи с попытками найти некую пер­вооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой выступала вода, для Гераклита — огонь, а Демокрит нахо­дил ее в подвижных атомах. Эмпедокл одновременно выделял четыре стихии ("корни вещей") — воду, землю, воздух и огонь. В учении Пла­тона материальный мир рассматривался как низшая ступень бытия, косная и пассивная масса. Она является всего лишь "бледной тенью" мира идей, их предметным воплощением. По убеждению философа, высшим демиургом (творец, ремесленник) всего сущего является Бог.

Само понятие "материя" впервые появилось в работах Аристоте­ля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая по­тенциально содержит в себе любые вещи. Материя — это как бы воз­можное бытие, его исток, а все конкретные вещи возникают под воз­действием некоей творческой энергии ("формы"), и этот переход мате­рии в иное состояние является, по Аристотелю, движением ("кинесис").

В философии средних веков считалось, что материальный мир был сотворен в течение весьма краткого времени актом воли всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определенный порядок (иерар­хию) в нем. Природа (растительный и животный миры) рассматрива­лась философами как низшая ступень в иерархии мира. В ней, дес­кать, нет ни души, ни свободы. Такие качества имеются лишь у чело­века, поэтому он и призван властвовать на планете над всеми иными тварями Божьими.

В эпоху Возрождения и Нового времени материя стала рассматри­ваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл, в частности, И.Ньютон, который сформулировал законы классической механики. Н. Коперник создал ге­лиоцентрическую картину мира, которая радикальным образом измени­ла существовавшие до сих пор представления о Вселенной. Во французс­ком материализме XVIII века (Ж.Ламетри, Д.Дидро и др.) подчеркива­лось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Она является колоссальной мастерской, которая снабжена всеми необходимыми ин­струментами и материалами для работы человека. Сам же человек — это деятель, активный и умелый работник в этой мастерской.

На рубеже XIX —XX вв. в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых наступила ломка ранее сложив­шихся представлений о материальном мире. Ранее, в середине XIX в., сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта орга­ническая взаимосвязь в растительном и животном мирах. В 1869 г. русский ученый Д. И. Менделеев создал периодическую систему хими­ческих элементов. Были открыты химический элемент радий (В.Рент-ген) и электрон, явление искусственной радиоактивности (А .Беккерель).

В 1905 — 1916 гг. А.Эйнштейн разработал специальную и общую тео­рию относительности, которая раскрывала единство движения, про­странства и времени. В те годы произошли и многие другие крупные открытия в естествознании.

В результате быстрого развития науки была подорвана господ­ствовавшая прежде механистическая картина мира. Было убедитель­но показано, что мир не только един, но бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Тем самым горизонт знаний о материи резко раздвинулся и был дополнен новыми сведениями и фактами, которые изменяли прежние, "вещественные" представления о материи. Обобщая эту важную тенденцию в науке своего времени, В.И.Ленин в 1908 году предложил развернутое определение понятия материи. В своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" он пи­сал, что материя - это "философская категория для обозначения объек­тивной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Кратко говоря, материя есть объек­тивная реальность, существующая вне и независимо от человека и че­ловечества. Данное понятие имеет весьма важное, концептуальное значение для философского материализма.

В данном выше определении подчеркнуто, что материя является ос­новным объектом исследовательского интереса для "линии Демокрита". В.И-Лениным было выделено, прежде всего, основное свойство мате­рии — объективность существования, т.е. ее бытие вне и независимо от человека и его сознания. Указано также и на принципиальную позна­ваемость окружающего мира человеком. Ленин подчеркивал, что мате­рия, как реальность, включает в себя не только известные науке, но и еще неизвестные явления. В действительности материя не исчерпывает­ся своими конкретными проявлениями и видами. Понятие материи ха­рактеризует мир как единство многообразного и помогает исследовать его действительную природу. Материальный мир включает в себя так­же и человека как уникальное явление мироздания. Вот почему русский философ А. Ф.Лосев призывал "понять материю личностно, с точки зре­ния категории личности", т.е. включить человека в объект анализа фи­лософии, а материю воспринимать также с точки зрения ее ценностно­го (аксиологического) значения. С помощью понятия материи форми­руются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным ми­ровоззрением, опровергается агностицизм. Данное понятие выполня­ет, таким образом, мировоззренческую функцию.

Методологическое ("поисковое") значение этого понятия состоит в том, что оно ориентирует на строго определенный (материалисти­ческий, естественнонаучный) подход к познанию и объяснению этого мира, выявлению места человека в нем. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе (субстанции) и причинах всех форм бытия, разграничивать предмет философии и частных наук. В этом понятии заложены основные мировоззренческие посылки и исходные принципы "линии Демокрита".

Что касается строения материи, то современной науке известны два ее вида — вещество и поле, которые переходят друг в друга. Веще­ство дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формы вещества очень разнообразны — атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. В отличие от вещества, поле представляет собой сложное электромагнитное об­разование, которое состоит из квантов ("порций"). Они не имеют мас­сы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже су­ществует в различных видах - гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Особым (энергетически наинизшим) состоянием поля является вакуум, в котором отсутствуют какие-либо частицы. Иногда учеными высказывается мнение о существовании "информа­ционно-энергетического" поля, которое якобы имеет громадную ско­рость распространения и обусловливает развитие Вселенной по изна­чальной программе.

Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят, в частности, небесные тела типа Солнца. Очень тесное взаимодействие между веществом и полем существует на уровне эле­ментарных частиц в микромире. По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположного — прерывного и не­прерывного, конечного и бесконечного. Существование вещества и поля свидетельствует именно об этом.

Материя обладает рядом универсальных (всеобщих) свойств, или атрибутов. Прежде всего, как отмечалось выше, ей присуща объек­тивность существования, т.е. бытие вне и независимо от человека и человечества. Наука утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать без нас. Подобные мысли высказывались уже в древней философии. Гераклиту принадлежит мысль о том, что "Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из иодей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим."

Философия подчеркивает неисчерпаемость материального мира, ^о означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний. В связи с этим В.И.Ленин в начале ХХ столетия замечал, что хотя открытый наукой электрон оказался таким же неисчерпае­мым, как и атом, ум человеческий со временем сделает еще больше открытий и тем самым увеличит власть человека над окружающей природой. Рост знаний подпитывает неиссякаемую надежду челове­ка найти во Вселенной подобных себе существ. Н.А.Заболоцкий ска­зал об этом языком поэзии: "В который раз томит меня мечта, /Что где-то там, в другом углу Вселенной, /Такой же сад и та же темнота, /И те же звезды в красоте нетленной".

Такое свойство материи, как бесконечность, подразумевает веч­ную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний* (• М.М.Бахтин: "... Ничего окончательного в мире еще не произошло, после-Д днее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди".) В связи с этим мож­но сказать, что жизнь человека является всего лишь маленьким мигом в истории безбрежного Космоса, хрупким звеном в бесконечной цепи превращений материи. Человек — это существо, затерянное в "глу­хом углу Вселенной", — сокрушался Б.Паскаль. В необъятных про­сторах пространства и времени мы — ничто, подчеркивал ученый.

Материи присуща также целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны мира не­посредственно или же опосредованно связаны друг с другом, — при­рода и общество, индивид и социальная группа. И т.д. и т.п.

В ряду всеобщих свойств материи находится и отражение, пред­ставляющее собой способность предметов воспроизводить (копиро­вать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содер­жание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки ("копии"). Формы проявления отражения (раздражимость, психика и другие) разнообразны, как и сам материальный мир.

Особым свойством материи является движение, которое выража­ет способность предметов изменяться и переходить в иное состояние. По определению Ф.Энгельса, движение, в применении к материаль­ному миру — это изменение вообще. Оно представляет собой не про­сто свойство: это коренной способ и условие существования всех без исключения вещей материального мира. Движению присущи такие характеристики, как объективность, абсолютность и относительность, неуничтожимость, вечность и другие.

Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он всегда относителен, так как нет вещей, которым не присуще движение. Покой мимолетен и краток, он постоянно разрушается силой неумолимого и безжалостного ("смертоносного", по выражениюН.А.Бердяева) движения. Движение вечно, а покой временен, — такова формула их связи.

Движение материи существует в разных формах (видах), которые представляют собой специфические типы взаимодействий и изменений. До XIX в. все многообразие форм движения сводилось, в основном, к механическим процессам. В этом представлении проявлялся механицизм как конкретно-исторический тип философского мировоззрения, исход­ный принцип объяснения мира и человека в нем. Но крупные откры­тия в науке XIX в. (теория клеточного строения, эволюционное уче­ние и др.) разрушили эту упрощенную картину мироздания. Учитывая это, ф. Энгельс в своей работе "Диалектика природы" предложил более со­вершенную классификацию форм движения материи. Они были выделе­ны им с учетом их конкретного материального (вещественного) носите­ля. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.

Механическое движение представляет собой перемещение тел в пространстве по определенной траектории, или "смена места", по оп­ределению Г.Гегеля. Носителями движения в данном случае (падение камня, колебание маятника часов, полет спутника и т.п.) являются конкретные материальные предметы.

Что касается физического движения, то оно сопряжено с такими природными явлениями, как теплота, свет, электричество и магнетизм, гравитация. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения, а иног­да оно носит даже хаотический характер (например, броуновское дви­жение молекул газа).

Химическое движение вбирает в себя взаимодействия атомов, что порождает в ходе реакций еще более сложные вещества. В качестве са­мой простой химической реакции Энгельс называл образование озона в атмосфере во время грозы. Наука полагает, что когда-то в рамках химических процессов на нашей планете зародилось явление жизни.

Особое место в мироздании занимает биологическое движение — су­ществование и развитие живых организмов — растительного и живот­ного миров. настоящее время на Земле имеется более 500 тысяч видов растений и около 1,5 миллиона видов животных). Носителем процессов жизни является белок, который имеет очень сложную молекулярную структуру. По лаконичному определению Энгельса, жизнь — это "спо­соб существования белковых тел". Благодаря жизни тенденция к само­сохранению все же преобладает над тенденцией распада, и поэтому на нашей планете не господствует стихия Хаоса.

Большой спецификой обладает социальное движение, которое вби­рает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в Рамках общественной жизни. "Автором" и носителем социального Движения выступает человек, как существо мыслящее и деятельное. Самым сложным проявлением социального движения является про­цесс человеческого мышления как поток мыслей и представлений, де­ятельность познающего ума.

Классификация форм движения материи, предложенная Энгельсе» фиксирует важнейшие области материального мира и протекающие) нем процессы. Однако она имеет ограниченные познавательные возможности для познания этого мира*, (* Классификация Ф.Энгельса была дана им в своей работе "Диалектика приро­ды" (написана в 1873 — 82 гг.).) ведь вXX в. был накоплен богатейший массив научных знаний. В настоящее время наука выделила и изучает геологическую, географическую, космологическую и иные формы движения. Разумеется, поиск наукой новых форм движения буде продолжаться и дальше. В связи с этим можно предложить новый вариант классификации форм движения материи, а именно:

"Мир ядра" (частицы и античастицы). Это — так называемые "ядерные" формы движения материального мира;

"Мир электромагнетизма" — внутриатомные и молекулярные процессы;

"Мир тяготения" (плазма, планетарное вещество), включающий гравитационные формы движения материи;

"Мир жизни", объединяющий биогенетические, популяционные, организменные и иные процессы на нашей планете;

"Мир человеческого общества" как тесное единство материаль­ного и духовного, система деятельности людей и отношений между ними.

Очевидно, что в данной классификации формы движения выделе­ны с учетом уровня организации материи, ее постепенного усложне­ния. Для удобства можно выделять формы движения в неживой и жи­вой природе, в общественной жизни. Что касается человека, то он представляет собой сложнейшую систему, которая синтезирует и не­сет в себе самые различные формы движения материи.

Кроме названных нами выше универсальных (всеобщих) свойств, материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Это — формы существования материи, которая не может дви­гаться иначе, как в пространстве и во времени. В этих формах матери­ального мира пребывает и сам человек. Волею судьбы он погружен в них и существует в бесконечных просторах пространства и неумоли­мом потоке времени, которые являют собой "пределы человеческой жизни", по выражению П.Я. Чаадаева. Каждый человек живет здесь (в пространстве) и теперь (во времени).

Философия понимает под пространством взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определен­ный порядок взаимосвязи. Это как бы сосуществование ("рядом существование") вещей мира. Элементами пространства являются точ­ка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято выделять, прежде всего, такие свойства пространства, как протяженность, трехмерность (длина, ширина и высота), изотропность (равенство всех трех измерений), обратимость (возможность перемещения предмета и человека в лю­бую точку пространства).

История существования человека убеждает, что он способен об­ретать практическую власть над пространством. Благодаря знаниям, технике и настойчивому труду эта власть постоянно нарастает. Это особенно очевидно на примере происходящего в наше время активно­го освоения земных недр, просторов и глубин Мирового океана, кос­мического пространства. Мир ведь всегда не удовлетворяет человека, и человек стремится преобразовать его своими действиями. Писатель П.Л.Проскурин заметил однажды, что природа предназначила чело­века для освоения широких пространств. Но в результате возникло острое и неустранимое противоречие между деятельным человеком и окружающим миром, между человеком и природой. К сожалению, в XX веке это противоречие проявило себя в весьма острых и опасных формах, что даже поставило под вопрос само дальнейшее существо­вание человечества.

Понятием времени философия раскрывает длительность существо­вания вещей и процессов, последовательность смены их состояний. В своей действительности оно представляет собой неиссякаемый поток событий, или, говоря словами Платона, "движущийся образ вечнос­ти". Разным материальным системам присуще свое время и его специ­фические характеристики. Можно вести речь о физическом и биоло­гическом, космическом, социальном времени. Иногда философы вы­деляют и "экзистенциальное" время, имея в виду сложный поток чувств и эмоций, переживаний человека, других его душевных состояний*. (* Марк Аврелий: "Время есть река... стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо...")

Принято считать, что время имеет три измерения — настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (гряду­щие события). Причем события в разных материальных системах про­исходят в неодинаковом темпе. Наиболее быстро и плотнее время про­текает в обществе, что связано с высокой активностью человека, мно­гообразием форм его духовно-практической деятельности и расшире­нием ее масштабов. Время течет только в одном направлении — от прошлого через настоящее к будущему, и этот вектор неизменен, нео­братим. Пока еще никому из людей не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому. Это можно сделать лишь мысленно, обратившись к помощи смелой фантазии.

"Стрела времени" — это всемогущий и безжалостный разруши­тель всего сущего, но время в такой же мере является и творцом всего нового, нарождающегося. Временное — означает тленное, умирающее и уходящее. Напротив, вечное — это сохраняющееся, непреходящее и бессмертное. Время движет миром в направлении и к жизни, и к смер­ти, непосредственно затрагивая тем самым судьбу человека, его про­шлое, настоящее и будущее. Жизнь человека всегда трагична под вла­стью "смертоносного" времени, и все мы — его пленники. Говорят, что каждый час времени ранит, а последний и вовсе убивает. Лишь непрерывное творчество помогает человеку преодолеть смерть, сохра­нить себя в памяти благодарных потомков, и тем самым приобщить­ся к вечности. Биологическая жизнь человека конечна, и поэтому мно­гие люди предпочитают все же не смотреть на бегущие секунды свы­сока, высокомерно. Они осознают свою временность и беспокоятся в связи с этим, задумываясь о содержании и целях своей жизни, о смыс­ле своего существования в этом мире.

Философские понятия пространства и времени применимы также и к исследованию общественной жизни. С точки зрения философии, социаль­ное пространство создано людьми и представляет собой множество об­щественных институтов, процессов и отношений, предметов культуры, которые сосредоточены в рамках конкретного отрезка социального вре­мени (конкретная эпоха, период истории). По большому счету, социаль­ное пространство и социальное время —это вся всемирная история Чело­века как арена его духовно-практической деятельности и ее предметные воплощения. Социальное пространство, будучи очеловеченной Вселенной, всегда несет на себе печать своего времени, эпохи. В этом несложно убе­диться, сравнивая для примера город античной эпохи и современный го­род, социальную дистанцию между рабом и господином в древнем обще­стве и взаимоотношения между гражданами в цивилизованных странах нашего времени. Социальное время устремлено в будущее, оно становится все более динамичным и насыщенным событиями. Неудивительно, что, под воздействием научно-технического прогресса современное общество стремительно мчится вперед, чем-то напоминая пылающую комету в необъятных просторах Вселенной.

В истории философии и культуры, в устном народном творчестве время всегда осознавалось как большая ценность. Считалось, что оно наполнено человеческим смыслом, и поэтому время является объектом эмоционального восприятия и рационального осмысления*.(* "...Мгновенье, прекрасноты, / Продлись, постой!" (И.Гете). В этих словах тоска по уходящему навсегда,ностальгия.)В филосо­фии подчеркивается, что время — это не только некие пределы человеческой жизни, но и сама его жизнь. Будучи насыщенным событиями Щ живым общением людей, оно есть одновременно, говоря словами К.Маркса, "пространство человеческого развития". Но, увы, время не­подвластно человеку. Неудивительно, что люди мечтали о так называ­емой "машине времени", с помощью которой можно обрести власть над ним. Мечта человека об этом сквозит и в словах В.Шекспира: "Не растай, время, властью надо мной!" Однако время неумолимо течет, уходит, и поэтому оно — нечто бесценное. Вот почему, говоря словами поэта С.Я.Маршака, "Пока в руках у нас частица времени, / Пускай она работает на нас!" Но для этого непременно требуется, чтобы душа человека неустанно трудилась и день, и ночь. Философия и народная мудрость напоминают человеку: спеши жить, поскольку "часы идут, дни бегут, годы летят", а ведь если иногда "день упустишь — годом не наверстаешь", "делу время — потехе час".

В философском материализме весьма существенным является так­же и вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозна­чен и решался еще в античной философии (Гераклит, Демокрит и др.). По сути своей данная проблема означает следующее.

Окружающий человека мир материален (вещественен) по своей природе. Все его явления и процессы имеют, в конечном счете, единую материальную основу, или субстанцию. Мир един (целостен), един­ственен и динамичен.Все его сферы органически взаимосвязаны, пе­реплетены. Он многообразен, "разноцветен" в своих проявлениях, и это придает ему стройность и красоту. Материальный мир имеет одни и те же всеобщие (универсальные) свойства и характеристики, единые законы существования и развития. Наука показывает и доказывает, что все это и есть на самом деле, а не является игрой нашего вообра­жения. Мир — это Универсум, единое антропосоциоприродное целое.

Идея материального единства мира обосновывается, во-первых, науками о неорганической природе, — физикой, астрономией, хими­ей и другими. Особо важную роль в этом играют теории Д. И. Менде­леева, А.Эйнштейна, И. Ньютона и других ученых. Во-вторых — на­уками об органической природе, — биологией, генетикой, анатомией и другими. Большой вклад в это внесли учения Ч.Дарвина, А.И.Опа­рина, Г.Менделя. Эта идея доказывается также науками о человеке и обществе как уникальных явлениях Вселенной. Речь идет, прежде все­го, о таких областях научного знания, как история и этнография, со­циология, экология. Ф.Энгельс верно заметил, что единство матери­ального мира "...доказывается не парой фокуснических фраз, а длин­ным и трудным развитием философии и естествознания", всем духов­но-практическим опытом человечества.

В философском идеализме и религии тоже имеет место идея един­ства мира, его целостности и гармоничности. Однако она осмыслива­ется с противоположных мировоззренческих позиций: единство мира рассматривается под углом зрения его духовной обусловленности. Решение данной проблемы дано, например, в творчестве Г.Гегеля, где мир воспринимается как нечто целостное и пронизанное духовным началом ("мировым разумом"). В русской религиозной философии было разработано понятие всеединства, которое выражает органичес­кую целостность мирового бытия. Наиболее обстоятельно учение о всеединстве было разработано в творчестве В.С. Соловьева, который стремился вскрыть духовную основу единства многообразного в ми­роздании, и находил эту основу в некоей Мировой душе, или Софии.

Современная наука рассматривает Вселенную как самоорганизу­ющийся Универсум, где имеет место сосуществование и взаимодействие живого и неживого. В мире протекают как линейные, так и нелиней­ные процессы (хаос, пульсация, вихри, волны и т.п.). Новый ракурс мировидения задает синергетика — отрасль научного знания, ко­торая исследует самоорганизацию сложных материальных систем (И.Р.Пригожин). Синергетика полагает, что в сложных системах "кон­струирующую" роль играет хаос, в котором потенциально содержит­ся много вариантов последующего развития. Эта наука подчеркива­ет, что развитие мира предсказуемо в той же мере, что и непредсказу­емо, неожиданно для человека. Таков и образ мира — как единстве порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии. ;

ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ '

Решение проблемы происхождения мира, жизни и человека является непростой задачей, поскольку эти процессы невозможно воспроизвести экспериментально. Да и речь ведь идет о событиях, которые происходили многие миллионы и даже миллиарды лет назад.

В XX веке американский астроном Э.Хаббл выдвинул концепцию "Большого взрыва" во Вселенной. Ученый предположил, что около 15 —20 миллиардов лет назад стало происходить расширение Вселен­ной из сверхплотного состояния вещества. Началось время, а потом появились первые атомы и молекулы, а позже и химические соедине­ния. Вселенная все более расширялась, а температура спадала, и по­степенно на Земле складывались предпосылки для появления простей­ших форм жизни (около 5 млрд. лет назад). Стала формироваться ат­мосфера, а в результате биохимической эволюции появились органи­ческие соединения. Сформировался белок - носитель жизни, зароди­лась клетка как простейшая структура жизни. Наступил естественный отбор всего живого, что в итоге привело и к появлению человека.

В 1924 году русский ученый А. И. Опарин в своей книге "Происхож­дение жизни" сформулировал естественнонаучную концепцию возник­новения жизни. Опарин полагал, что до появления жизни на Земле су­ществовал длительный период химической эволюции, в рамках кото­рого (3 — 5 млрд. лет) появились сложные органические вещества и протоклетки. Это привело к биохимической эволюции, в ходе которой в Мировом океане стали образовываться сложные органические соеди­нения, давшие начало жизни.

Жизнь появилась на Земле, а на других планетах она в настоящее время пока не обнаружена. В силу случая или же закономерно, на на­шей планете сложились все необходимые предпосылки для возникно­вения Человека и его дальнейшего существования (оптимальный со­став атмосферы, температуры воды, гравитации и другие). Это уди­вительное обстоятельство дало повод ученым сформулировать "ант-ропный принцип', который гласит, что Вселенная якобы устроена "под" и "для" человека. В самом деле, разве смог бы возникнуть и существо­вать человек, не будь Вселенная столь "человечной"?

Философия рассматривает человека как уникальное (в пределах известного нам мира) живое существо. Тема человека является сквоз­ной, традиционной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его существования яв­ляются наиболее острыми и сложными мировоззренческими пробле­мами. Важное значение имеет также и вопрос о происхождении чело­века. В его решении наиболее распространенными являются следую­щие мировоззренческие позиции.

Естественнонаучный подход основывается на предположении о том, что человек — это следствие, итог длительной эволюции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь не случайно, став "высшим цве­том" живой природы. Человек — это результат земных причин, а вовсе не какая-то "искра" во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа яви­лись естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь. Привычка трудиться, т.е. изготавливать и применять специальные инст­рументы для обработки природы помогла человеку выжить и тем самым закрепить одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Человекообразная обезьяна (австралопитек) со временем превратилась в человека умелого. Научная теория антропогенеза утверждает, что чело­век в современном его облике сформировался примерно 40 — 50 тысяч лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 2 — 3 миллионов лет. Появившись вначале в Центральной Африке, он рас­пространился затем по всем континентам. (Для сравнения заметим, что возраст Земли равен примерно 4,5 — 5 миллиардов лет).

В рамках естественнонаучного подхода отечественный ученый, академик Н.Н.Моисеев разработал концепцию так называемого "уни­версального эволюционизма". Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей - космистов Н.Ф.Федорова и В.И.Вернадского. Яв­ление человека Моисеев рассматривает как результат пересечения со­вокупности земных и космических факторов. В лице человека мате­рия впервые обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека ста­ли самыми крупными революциями в известной науке истории Все­ленной. Появился Разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало но­сить сознательный характер. Развился и усовершенствовался Мозг как носитель мыслительных способностей человека. Сформировалась Воля, т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их протекание. Эволюция породила и Память — механизм сохранения информации и опыта, их накопления и передачи. Благодаря всему это­му сформировался Духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания принципиально нового, человеческого мира, — мира культуры.

В последующей эволюции человека выявились две противополож­ные тенденции. Первая —к нарастанию степени его свободы на осно­ве знаний об окружающем мире и о самом себе, совершенствования орудий труда и культуры. Вторая же тенденция предполагает рост несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так называ­емой "второй природы" (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от "первой" природы как естественно­го условия своего существования.

В отличие от науки, в мифологии и религии на вопрос о проис­хождении человека даны иные ответы. Так, в древнегреческих мифах полагалось, что вначале существовал лишь вечный, безграничный и темный Хаос. В нем в свернутом виде заключались все источники жизни мира. Из Хаоса якобы появилось все - весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли - Гея. Под Землей родился мрачный Тартар — бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могу­чая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир со всеми его составляющими — Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные су­щества, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и сопер­ничества. Боги — это сверх-люди, хотя и наделенные обычными человеческими качествами. Первые появившиеся люди были созданы богами, и вначале жили без забот, тяжкого труда и печалей. То был "золотой век", первый век человечества. Затем на смену ему пришли "серебряный", "медный" и "железный" века. Так и стала, с точки зрения древней мифологии, развиваться история человеческого рода. _

В основном письменном источнике христианской религии Библии утверждается, что Бог на пятый и шестой день творения ("креации") мира создал весь животный мир планеты. А на шестой день появился и| человек, сотворенный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Это было грандиозное событие, ведь с появлением человека разумного ("гомо сапиенс") перед жизнью открылся путь созидания и высочайшего восхождения. Однако, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей соверши­ли тем самым великий грех, и поэтому были изгнаны Богом из рая. Началась история человечества, а все люди в ней распались на две боль­шие группы — праведники и грешники.

В фольклоре народов мира можно встретить наивные версии про­исхождения человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Не­которые племена верят, что человек был создан из камня или же из глины — красной, белой или же коричневой. Такие наивные идеи ос­нованы, как правило, на древних мифах и наукой не подтверждаются. Все мифы объединяет одно — идея некоей внешней силы, которая яко­бы сотворила человека.

В XX веке французский ученый и теолог Пьер Тейяр де Шарден со­здал концепцию так называемого «эволюционного финализма". Это была попытка соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мис­тику в решении проблемы происхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира — это история его постоянного усложнения и восхождения к Сознанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, "космическая магистраль". В ее рамках сформирова­лись основы жизни и элементы сознания, появился некий Дух Земли. Появившийся на этой основе человек стремится в ходе эволюции к до­стижению конечного состояния мира, которое Тейяр назвал "точкой Омегой". Она и станет, по убеждению философа, завершением эволю­ции, началом всеобщего объединения и мировой гармонии под живот­ворным влиянием любви. Здесь все фрагменты мира найдут друг друга и соединятся в гармонию. Точка Омега - это будущее мира и человече­ства, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех индивидов и народов, частей и целого. Все сущее сольется на основе любви. По оценке русского проповедника А. Меня, тейярдизм, как уче­ние о происхождении и месте человека во Вселенной, может быть на­звано "оптимистическим финализмом". Точка Омега — это "светлый конец", некое царство, где Бог будет пребывать во всем.

Идеи, близкие к тейярдизму, имеются и в творчестве русского ху­дожника и философа Н. К. Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек, в представлении мыслителя, является точкой, в которой про­исходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом космичес­кой энергии, еще не раскрытой и не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борь­бы со Злом и Тьмой мира.

Так кем же является человек в этом мире: соучастником миротворения или же пассивным созерцателем происходящего? Где его место в мироздании: в центре или же на обочине? К чему призван человек: разрушать или же созидать и совершенствовать мир? На эти и подоб­ные им вопросы мы будем отвечать по мере изложения курса филосо­фии. Здесь лишь заметим, что человек — это мельчайший "атом", блуж­дающий, по словам Б.Паскаля, в "бездне бесконечности". Конечно же, ему не дано постигнуть бесконечное, но обладание способность мыслить придает человеку силу, веру и надежду. ||

Итак. философия не только полагает существование мира, но и пытается постигнуть его коренные характеристики, создать картину мироздания. Усилиями человеческого Разума формируется целостная картина мира как единства многообразного, пронизанного самоорганизацией и глобальной эволюцией.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

1. Алексеев В.П. Становление человечества.—М„ 1984.

2. Андреев Д.Л. Роза мира.—М., 1991.

3.Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. — М„ 1995.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами.— М., 1992.

5.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М., 1986.

6.Дышлевый П. С. О картине мира современной техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1996. № 3.

7. Живая этика, —М., 1992.

8. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. соч. 18.

9. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6.

10. Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М.. 1966.

11. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение.—М., 1985.

12. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы филосо фии.1991. №6. ~

13. РузавинГ.И. Концепции современного естествознания.—М., 1997.

14. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. — Киев, 1993.

15. Тейяр де Шарден П7, Феномен человека.— М., 1987.

16. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба/ /Вопросы философии. 1994. № 2.

17. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе.— Тула, 1986.


Наши рекомендации