Материя, ее всеобщие свойства и способы существования
Картина (образ мира) формируется в философии на различных мировоззренческих посылках — религиозных, естественнонаучных, идеалистических, мифологических и иных. В силу этого, история философии являет собой процесс возникновения и сосуществования различных картин мира и бытия человека в нем. К формированию картины мира с позиций научного знания стремится философский материализм ("линия Демокрита"), который имеет длительную традицию и глубокие корни в культуре общества.
Основным в философском материализме является понятие материи ("вещь", "вещество"). Оно концентрирует в себе длительный опыт познания окружающего мира и человека с позиций естествознания и здравого смысла, объяснения мира естественными причинами. По убеждению сторонников этого философского направления, мир — это движущаяся материя в различных формах ее проявления.
Первые, наглядные по своей сути, представления о материи появились в древней философии в связи с попытками найти некую первооснову мира в виде конкретного вещества. Так, для Фалеса такой основой выступала вода, для Гераклита — огонь, а Демокрит находил ее в подвижных атомах. Эмпедокл одновременно выделял четыре стихии ("корни вещей") — воду, землю, воздух и огонь. В учении Платона материальный мир рассматривался как низшая ступень бытия, косная и пассивная масса. Она является всего лишь "бледной тенью" мира идей, их предметным воплощением. По убеждению философа, высшим демиургом (творец, ремесленник) всего сущего является Бог.
Само понятие "материя" впервые появилось в работах Аристотеля. Он понимал под ней бесформенную и пассивную массу, которая потенциально содержит в себе любые вещи. Материя — это как бы возможное бытие, его исток, а все конкретные вещи возникают под воздействием некоей творческой энергии ("формы"), и этот переход материи в иное состояние является, по Аристотелю, движением ("кинесис").
В философии средних веков считалось, что материальный мир был сотворен в течение весьма краткого времени актом воли всемогущего Творца. Создав мир, Бог установил и определенный порядок (иерархию) в нем. Природа (растительный и животный миры) рассматривалась философами как низшая ступень в иерархии мира. В ней, дескать, нет ни души, ни свободы. Такие качества имеются лишь у человека, поэтому он и призван властвовать на планете над всеми иными тварями Божьими.
В эпоху Возрождения и Нового времени материя стала рассматриваться как совокупность физических тел и процессов. Большую роль в познании материального мира сыграл, в частности, И.Ньютон, который сформулировал законы классической механики. Н. Коперник создал гелиоцентрическую картину мира, которая радикальным образом изменила существовавшие до сих пор представления о Вселенной. Во французском материализме XVIII века (Ж.Ламетри, Д.Дидро и др.) подчеркивалось, что материя не сотворена Богом и существует вечно. Она является колоссальной мастерской, которая снабжена всеми необходимыми инструментами и материалами для работы человека. Сам же человек — это деятель, активный и умелый работник в этой мастерской.
На рубеже XIX —XX вв. в естественных науках произошел ряд крупных открытий, на основе которых наступила ломка ранее сложившихся представлений о материальном мире. Ранее, в середине XIX в., сформировалась теория Ч.Дарвина, в которой была раскрыта органическая взаимосвязь в растительном и животном мирах. В 1869 г. русский ученый Д. И. Менделеев создал периодическую систему химических элементов. Были открыты химический элемент радий (В.Рент-ген) и электрон, явление искусственной радиоактивности (А .Беккерель).
В 1905 — 1916 гг. А.Эйнштейн разработал специальную и общую теорию относительности, которая раскрывала единство движения, пространства и времени. В те годы произошли и многие другие крупные открытия в естествознании.
В результате быстрого развития науки была подорвана господствовавшая прежде механистическая картина мира. Было убедительно показано, что мир не только един, но бесконечен и разнообразен в своих формах, свойствах и проявлениях. Тем самым горизонт знаний о материи резко раздвинулся и был дополнен новыми сведениями и фактами, которые изменяли прежние, "вещественные" представления о материи. Обобщая эту важную тенденцию в науке своего времени, В.И.Ленин в 1908 году предложил развернутое определение понятия материи. В своей работе "Материализм и эмпириокритицизм" он писал, что материя - это "философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Кратко говоря, материя есть объективная реальность, существующая вне и независимо от человека и человечества. Данное понятие имеет весьма важное, концептуальное значение для философского материализма.
В данном выше определении подчеркнуто, что материя является основным объектом исследовательского интереса для "линии Демокрита". В.И-Лениным было выделено, прежде всего, основное свойство материи — объективность существования, т.е. ее бытие вне и независимо от человека и его сознания. Указано также и на принципиальную познаваемость окружающего мира человеком. Ленин подчеркивал, что материя, как реальность, включает в себя не только известные науке, но и еще неизвестные явления. В действительности материя не исчерпывается своими конкретными проявлениями и видами. Понятие материи характеризует мир как единство многообразного и помогает исследовать его действительную природу. Материальный мир включает в себя также и человека как уникальное явление мироздания. Вот почему русский философ А. Ф.Лосев призывал "понять материю личностно, с точки зрения категории личности", т.е. включить человека в объект анализа философии, а материю воспринимать также с точки зрения ее ценностного (аксиологического) значения. С помощью понятия материи формируются научные представления о мире, обобщаются данные частных наук, ведется полемика с философским идеализмом и религиозным мировоззрением, опровергается агностицизм. Данное понятие выполняет, таким образом, мировоззренческую функцию.
Методологическое ("поисковое") значение этого понятия состоит в том, что оно ориентирует на строго определенный (материалистический, естественнонаучный) подход к познанию и объяснению этого мира, выявлению места человека в нем. Учение о материи позволяет также решать вопрос об основе (субстанции) и причинах всех форм бытия, разграничивать предмет философии и частных наук. В этом понятии заложены основные мировоззренческие посылки и исходные принципы "линии Демокрита".
Что касается строения материи, то современной науке известны два ее вида — вещество и поле, которые переходят друг в друга. Вещество дискретно (внутренне расчленено) и структурировано, обладает массой покоя и рассредоточено в пространстве. Формы вещества очень разнообразны — атомы и молекулы, газы, жидкие и твердые тела, полимеры, белок, вирусы, живые организмы, макротела. В отличие от вещества, поле представляет собой сложное электромагнитное образование, которое состоит из квантов ("порций"). Они не имеют массы покоя и распределены в пространстве равномерно. Поле тоже существует в различных видах - гравитационное, электромагнитное, биологическое и т.д. Особым (энергетически наинизшим) состоянием поля является вакуум, в котором отсутствуют какие-либо частицы. Иногда учеными высказывается мнение о существовании "информационно-энергетического" поля, которое якобы имеет громадную скорость распространения и обусловливает развитие Вселенной по изначальной программе.
Вещество и поле взаимопроникают и дополняют друг друга. Их синтезом является, например, плазма как особое состояние материи. Из нее состоят, в частности, небесные тела типа Солнца. Очень тесное взаимодействие между веществом и полем существует на уровне элементарных частиц в микромире. По сути дела, материальный мир представляет собой единство противоположного — прерывного и непрерывного, конечного и бесконечного. Существование вещества и поля свидетельствует именно об этом.
Материя обладает рядом универсальных (всеобщих) свойств, или атрибутов. Прежде всего, как отмечалось выше, ей присуща объективность существования, т.е. бытие вне и независимо от человека и человечества. Наука утверждает, что этот мир не создан никем, он был, есть и будет существовать без нас. Подобные мысли высказывались уже в древней философии. Гераклиту принадлежит мысль о том, что "Этот космос, единый из всего, не создан никем из богов и никем из иодей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнем, в полную меру воспламеняющимся и в полную меру угасающим."
Философия подчеркивает неисчерпаемость материального мира, ^о означает огромное многообразие его сторон, свойств, явлений и состояний. В связи с этим В.И.Ленин в начале ХХ столетия замечал, что хотя открытый наукой электрон оказался таким же неисчерпаемым, как и атом, ум человеческий со временем сделает еще больше открытий и тем самым увеличит власть человека над окружающей природой. Рост знаний подпитывает неиссякаемую надежду человека найти во Вселенной подобных себе существ. Н.А.Заболоцкий сказал об этом языком поэзии: "В который раз томит меня мечта, /Что где-то там, в другом углу Вселенной, /Такой же сад и та же темнота, /И те же звезды в красоте нетленной".
Такое свойство материи, как бесконечность, подразумевает вечную незавершенность, незаконченность процессов и состояний в ней. У материального мира нет ни начала, ни конца. В нем существует лишь непрестанное развитие, смена форм и состояний* (• М.М.Бахтин: "... Ничего окончательного в мире еще не произошло, после-Д днее слово мира и о мире еще не сказано, мир открыт и свободен, еще все впереди и всегда будет впереди".) В связи с этим можно сказать, что жизнь человека является всего лишь маленьким мигом в истории безбрежного Космоса, хрупким звеном в бесконечной цепи превращений материи. Человек — это существо, затерянное в "глухом углу Вселенной", — сокрушался Б.Паскаль. В необъятных просторах пространства и времени мы — ничто, подчеркивал ученый.
Материи присуща также целостность и структурность. Будучи относительно самостоятельными, все фрагменты и стороны мира непосредственно или же опосредованно связаны друг с другом, — природа и общество, индивид и социальная группа. И т.д. и т.п.
В ряду всеобщих свойств материи находится и отражение, представляющее собой способность предметов воспроизводить (копировать) в ходе взаимодействия внешние признаки и внутреннее содержание других предметов, сохранять в себе эти отпечатки ("копии"). Формы проявления отражения (раздражимость, психика и другие) разнообразны, как и сам материальный мир.
Особым свойством материи является движение, которое выражает способность предметов изменяться и переходить в иное состояние. По определению Ф.Энгельса, движение, в применении к материальному миру — это изменение вообще. Оно представляет собой не просто свойство: это коренной способ и условие существования всех без исключения вещей материального мира. Движению присущи такие характеристики, как объективность, абсолютность и относительность, неуничтожимость, вечность и другие.
Противоположностью движения является покой как состояние временного равновесия, устойчивости и неизменности вещей. Он всегда относителен, так как нет вещей, которым не присуще движение. Покой мимолетен и краток, он постоянно разрушается силой неумолимого и безжалостного ("смертоносного", по выражениюН.А.Бердяева) движения. Движение вечно, а покой временен, — такова формула их связи.
Движение материи существует в разных формах (видах), которые представляют собой специфические типы взаимодействий и изменений. До XIX в. все многообразие форм движения сводилось, в основном, к механическим процессам. В этом представлении проявлялся механицизм как конкретно-исторический тип философского мировоззрения, исходный принцип объяснения мира и человека в нем. Но крупные открытия в науке XIX в. (теория клеточного строения, эволюционное учение и др.) разрушили эту упрощенную картину мироздания. Учитывая это, ф. Энгельс в своей работе "Диалектика природы" предложил более совершенную классификацию форм движения материи. Они были выделены им с учетом их конкретного материального (вещественного) носителя. Назовем эти формы и кратко охарактеризуем их.
Механическое движение представляет собой перемещение тел в пространстве по определенной траектории, или "смена места", по определению Г.Гегеля. Носителями движения в данном случае (падение камня, колебание маятника часов, полет спутника и т.п.) являются конкретные материальные предметы.
Что касается физического движения, то оно сопряжено с такими природными явлениями, как теплота, свет, электричество и магнетизм, гравитация. Здесь уже отсутствует четкая траектория движения, а иногда оно носит даже хаотический характер (например, броуновское движение молекул газа).
Химическое движение вбирает в себя взаимодействия атомов, что порождает в ходе реакций еще более сложные вещества. В качестве самой простой химической реакции Энгельс называл образование озона в атмосфере во время грозы. Наука полагает, что когда-то в рамках химических процессов на нашей планете зародилось явление жизни.
Особое место в мироздании занимает биологическое движение — существование и развитие живых организмов — растительного и животного миров.(В настоящее время на Земле имеется более 500 тысяч видов растений и около 1,5 миллиона видов животных). Носителем процессов жизни является белок, который имеет очень сложную молекулярную структуру. По лаконичному определению Энгельса, жизнь — это "способ существования белковых тел". Благодаря жизни тенденция к самосохранению все же преобладает над тенденцией распада, и поэтому на нашей планете не господствует стихия Хаоса.
Большой спецификой обладает социальное движение, которое вбирает в себя всю совокупность явлений и процессов, протекающих в Рамках общественной жизни. "Автором" и носителем социального Движения выступает человек, как существо мыслящее и деятельное. Самым сложным проявлением социального движения является процесс человеческого мышления как поток мыслей и представлений, деятельность познающего ума.
Классификация форм движения материи, предложенная Энгельсе» фиксирует важнейшие области материального мира и протекающие) нем процессы. Однако она имеет ограниченные познавательные возможности для познания этого мира*, (* Классификация Ф.Энгельса была дана им в своей работе "Диалектика природы" (написана в 1873 — 82 гг.).) ведь вXX в. был накоплен богатейший массив научных знаний. В настоящее время наука выделила и изучает геологическую, географическую, космологическую и иные формы движения. Разумеется, поиск наукой новых форм движения буде продолжаться и дальше. В связи с этим можно предложить новый вариант классификации форм движения материи, а именно:
"Мир ядра" (частицы и античастицы). Это — так называемые "ядерные" формы движения материального мира;
"Мир электромагнетизма" — внутриатомные и молекулярные процессы;
"Мир тяготения" (плазма, планетарное вещество), включающий гравитационные формы движения материи;
"Мир жизни", объединяющий биогенетические, популяционные, организменные и иные процессы на нашей планете;
"Мир человеческого общества" как тесное единство материального и духовного, система деятельности людей и отношений между ними.
Очевидно, что в данной классификации формы движения выделены с учетом уровня организации материи, ее постепенного усложнения. Для удобства можно выделять формы движения в неживой и живой природе, в общественной жизни. Что касается человека, то он представляет собой сложнейшую систему, которая синтезирует и несет в себе самые различные формы движения материи.
Кроме названных нами выше универсальных (всеобщих) свойств, материи присущи также и такие характеристики, как пространство и время. Это — формы существования материи, которая не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. В этих формах материального мира пребывает и сам человек. Волею судьбы он погружен в них и существует в бесконечных просторах пространства и неумолимом потоке времени, которые являют собой "пределы человеческой жизни", по выражению П.Я. Чаадаева. Каждый человек живет здесь (в пространстве) и теперь (во времени).
Философия понимает под пространством взаимное расположение вещей и процессов друг возле друга, их протяженность и определенный порядок взаимосвязи. Это как бы сосуществование ("рядом существование") вещей мира. Элементами пространства являются точка, объем, длина, расстояние и т.д. Принято выделять, прежде всего, такие свойства пространства, как протяженность, трехмерность (длина, ширина и высота), изотропность (равенство всех трех измерений), обратимость (возможность перемещения предмета и человека в любую точку пространства).
История существования человека убеждает, что он способен обретать практическую власть над пространством. Благодаря знаниям, технике и настойчивому труду эта власть постоянно нарастает. Это особенно очевидно на примере происходящего в наше время активного освоения земных недр, просторов и глубин Мирового океана, космического пространства. Мир ведь всегда не удовлетворяет человека, и человек стремится преобразовать его своими действиями. Писатель П.Л.Проскурин заметил однажды, что природа предназначила человека для освоения широких пространств. Но в результате возникло острое и неустранимое противоречие между деятельным человеком и окружающим миром, между человеком и природой. К сожалению, в XX веке это противоречие проявило себя в весьма острых и опасных формах, что даже поставило под вопрос само дальнейшее существование человечества.
Понятием времени философия раскрывает длительность существования вещей и процессов, последовательность смены их состояний. В своей действительности оно представляет собой неиссякаемый поток событий, или, говоря словами Платона, "движущийся образ вечности". Разным материальным системам присуще свое время и его специфические характеристики. Можно вести речь о физическом и биологическом, космическом, социальном времени. Иногда философы выделяют и "экзистенциальное" время, имея в виду сложный поток чувств и эмоций, переживаний человека, других его душевных состояний*. (* Марк Аврелий: "Время есть река... стремительный поток. Лишь появится что-нибудь, как уже проносится мимо...")
Принято считать, что время имеет три измерения — настоящее (текущие события), прошлое (застывшие события) и будущее (грядущие события). Причем события в разных материальных системах происходят в неодинаковом темпе. Наиболее быстро и плотнее время протекает в обществе, что связано с высокой активностью человека, многообразием форм его духовно-практической деятельности и расширением ее масштабов. Время течет только в одном направлении — от прошлого через настоящее к будущему, и этот вектор неизменен, необратим. Пока еще никому из людей не удавалось повернуть свою жизнь назад и прожить ее по-новому. Это можно сделать лишь мысленно, обратившись к помощи смелой фантазии.
"Стрела времени" — это всемогущий и безжалостный разрушитель всего сущего, но время в такой же мере является и творцом всего нового, нарождающегося. Временное — означает тленное, умирающее и уходящее. Напротив, вечное — это сохраняющееся, непреходящее и бессмертное. Время движет миром в направлении и к жизни, и к смерти, непосредственно затрагивая тем самым судьбу человека, его прошлое, настоящее и будущее. Жизнь человека всегда трагична под властью "смертоносного" времени, и все мы — его пленники. Говорят, что каждый час времени ранит, а последний и вовсе убивает. Лишь непрерывное творчество помогает человеку преодолеть смерть, сохранить себя в памяти благодарных потомков, и тем самым приобщиться к вечности. Биологическая жизнь человека конечна, и поэтому многие люди предпочитают все же не смотреть на бегущие секунды свысока, высокомерно. Они осознают свою временность и беспокоятся в связи с этим, задумываясь о содержании и целях своей жизни, о смысле своего существования в этом мире.
Философские понятия пространства и времени применимы также и к исследованию общественной жизни. С точки зрения философии, социальное пространство создано людьми и представляет собой множество общественных институтов, процессов и отношений, предметов культуры, которые сосредоточены в рамках конкретного отрезка социального времени (конкретная эпоха, период истории). По большому счету, социальное пространство и социальное время —это вся всемирная история Человека как арена его духовно-практической деятельности и ее предметные воплощения. Социальное пространство, будучи очеловеченной Вселенной, всегда несет на себе печать своего времени, эпохи. В этом несложно убедиться, сравнивая для примера город античной эпохи и современный город, социальную дистанцию между рабом и господином в древнем обществе и взаимоотношения между гражданами в цивилизованных странах нашего времени. Социальное время устремлено в будущее, оно становится все более динамичным и насыщенным событиями. Неудивительно, что, под воздействием научно-технического прогресса современное общество стремительно мчится вперед, чем-то напоминая пылающую комету в необъятных просторах Вселенной.
В истории философии и культуры, в устном народном творчестве время всегда осознавалось как большая ценность. Считалось, что оно наполнено человеческим смыслом, и поэтому время является объектом эмоционального восприятия и рационального осмысления*.(* "...Мгновенье, прекрасноты, / Продлись, постой!" (И.Гете). В этих словах тоска по уходящему навсегда,ностальгия.)В философии подчеркивается, что время — это не только некие пределы человеческой жизни, но и сама его жизнь. Будучи насыщенным событиями Щ живым общением людей, оно есть одновременно, говоря словами К.Маркса, "пространство человеческого развития". Но, увы, время неподвластно человеку. Неудивительно, что люди мечтали о так называемой "машине времени", с помощью которой можно обрести власть над ним. Мечта человека об этом сквозит и в словах В.Шекспира: "Не растай, время, властью надо мной!" Однако время неумолимо течет, уходит, и поэтому оно — нечто бесценное. Вот почему, говоря словами поэта С.Я.Маршака, "Пока в руках у нас частица времени, / Пускай она работает на нас!" Но для этого непременно требуется, чтобы душа человека неустанно трудилась и день, и ночь. Философия и народная мудрость напоминают человеку: спеши жить, поскольку "часы идут, дни бегут, годы летят", а ведь если иногда "день упустишь — годом не наверстаешь", "делу время — потехе час".
В философском материализме весьма существенным является также и вопрос о материальном единстве мира. Впервые он был обозначен и решался еще в античной философии (Гераклит, Демокрит и др.). По сути своей данная проблема означает следующее.
Окружающий человека мир материален (вещественен) по своей природе. Все его явления и процессы имеют, в конечном счете, единую материальную основу, или субстанцию. Мир един (целостен), единственен и динамичен.Все его сферы органически взаимосвязаны, переплетены. Он многообразен, "разноцветен" в своих проявлениях, и это придает ему стройность и красоту. Материальный мир имеет одни и те же всеобщие (универсальные) свойства и характеристики, единые законы существования и развития. Наука показывает и доказывает, что все это и есть на самом деле, а не является игрой нашего воображения. Мир — это Универсум, единое антропосоциоприродное целое.
Идея материального единства мира обосновывается, во-первых, науками о неорганической природе, — физикой, астрономией, химией и другими. Особо важную роль в этом играют теории Д. И. Менделеева, А.Эйнштейна, И. Ньютона и других ученых. Во-вторых — науками об органической природе, — биологией, генетикой, анатомией и другими. Большой вклад в это внесли учения Ч.Дарвина, А.И.Опарина, Г.Менделя. Эта идея доказывается также науками о человеке и обществе как уникальных явлениях Вселенной. Речь идет, прежде всего, о таких областях научного знания, как история и этнография, социология, экология. Ф.Энгельс верно заметил, что единство материального мира "...доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания", всем духовно-практическим опытом человечества.
В философском идеализме и религии тоже имеет место идея единства мира, его целостности и гармоничности. Однако она осмысливается с противоположных мировоззренческих позиций: единство мира рассматривается под углом зрения его духовной обусловленности. Решение данной проблемы дано, например, в творчестве Г.Гегеля, где мир воспринимается как нечто целостное и пронизанное духовным началом ("мировым разумом"). В русской религиозной философии было разработано понятие всеединства, которое выражает органическую целостность мирового бытия. Наиболее обстоятельно учение о всеединстве было разработано в творчестве В.С. Соловьева, который стремился вскрыть духовную основу единства многообразного в мироздании, и находил эту основу в некоей Мировой душе, или Софии.
Современная наука рассматривает Вселенную как самоорганизующийся Универсум, где имеет место сосуществование и взаимодействие живого и неживого. В мире протекают как линейные, так и нелинейные процессы (хаос, пульсация, вихри, волны и т.п.). Новый ракурс мировидения задает синергетика — отрасль научного знания, которая исследует самоорганизацию сложных материальных систем (И.Р.Пригожин). Синергетика полагает, что в сложных системах "конструирующую" роль играет хаос, в котором потенциально содержится много вариантов последующего развития. Эта наука подчеркивает, что развитие мира предсказуемо в той же мере, что и непредсказуемо, неожиданно для человека. Таков и образ мира — как единстве порядка и беспорядка, гармонии и дисгармонии. ;
ПРОБЛЕМА ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА СПОСОБЫ ЕЕ РЕШЕНИЯ '
Решение проблемы происхождения мира, жизни и человека является непростой задачей, поскольку эти процессы невозможно воспроизвести экспериментально. Да и речь ведь идет о событиях, которые происходили многие миллионы и даже миллиарды лет назад.
В XX веке американский астроном Э.Хаббл выдвинул концепцию "Большого взрыва" во Вселенной. Ученый предположил, что около 15 —20 миллиардов лет назад стало происходить расширение Вселенной из сверхплотного состояния вещества. Началось время, а потом появились первые атомы и молекулы, а позже и химические соединения. Вселенная все более расширялась, а температура спадала, и постепенно на Земле складывались предпосылки для появления простейших форм жизни (около 5 млрд. лет назад). Стала формироваться атмосфера, а в результате биохимической эволюции появились органические соединения. Сформировался белок - носитель жизни, зародилась клетка как простейшая структура жизни. Наступил естественный отбор всего живого, что в итоге привело и к появлению человека.
В 1924 году русский ученый А. И. Опарин в своей книге "Происхождение жизни" сформулировал естественнонаучную концепцию возникновения жизни. Опарин полагал, что до появления жизни на Земле существовал длительный период химической эволюции, в рамках которого (3 — 5 млрд. лет) появились сложные органические вещества и протоклетки. Это привело к биохимической эволюции, в ходе которой в Мировом океане стали образовываться сложные органические соединения, давшие начало жизни.
Жизнь появилась на Земле, а на других планетах она в настоящее время пока не обнаружена. В силу случая или же закономерно, на нашей планете сложились все необходимые предпосылки для возникновения Человека и его дальнейшего существования (оптимальный состав атмосферы, температуры воды, гравитации и другие). Это удивительное обстоятельство дало повод ученым сформулировать "ант-ропный принцип', который гласит, что Вселенная якобы устроена "под" и "для" человека. В самом деле, разве смог бы возникнуть и существовать человек, не будь Вселенная столь "человечной"?
Философия рассматривает человека как уникальное (в пределах известного нам мира) живое существо. Тема человека является сквозной, традиционной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его существования являются наиболее острыми и сложными мировоззренческими проблемами. Важное значение имеет также и вопрос о происхождении человека. В его решении наиболее распространенными являются следующие мировоззренческие позиции.
Естественнонаучный подход основывается на предположении о том, что человек — это следствие, итог длительной эволюции живой материи на планете Земля. Он появился отнюдь не случайно, став "высшим цветом" живой природы. Человек — это результат земных причин, а вовсе не какая-то "искра" во Вселенной. Наука доказывает, что основными факторами его становления как специфического живого существа явились естественный отбор, прямохождение, развитие мозга, труд и речь. Привычка трудиться, т.е. изготавливать и применять специальные инструменты для обработки природы помогла человеку выжить и тем самым закрепить одну из ветвей в эволюции живых существ на нашей планете. Человекообразная обезьяна (австралопитек) со временем превратилась в человека умелого. Научная теория антропогенеза утверждает, что человек в современном его облике сформировался примерно 40 — 50 тысяч лет назад. В целом же история человека как вида насчитывает около 2 — 3 миллионов лет. Появившись вначале в Центральной Африке, он распространился затем по всем континентам. (Для сравнения заметим, что возраст Земли равен примерно 4,5 — 5 миллиардов лет).
В рамках естественнонаучного подхода отечественный ученый, академик Н.Н.Моисеев разработал концепцию так называемого "универсального эволюционизма". Истоки этой теории восходят к работам русских мыслителей - космистов Н.Ф.Федорова и В.И.Вернадского. Явление человека Моисеев рассматривает как результат пересечения совокупности земных и космических факторов. В лице человека материя впервые обрела способность осознавать саму себя и ставить свое развитие под контроль знания. Возникновение жизни и человека стали самыми крупными революциями в известной науке истории Вселенной. Появился Разум, и развитие мира (в рамках Земли) стало носить сознательный характер. Развился и усовершенствовался Мозг как носитель мыслительных способностей человека. Сформировалась Воля, т.е. способность вмешиваться в ход событий и направлять их протекание. Эволюция породила и Память — механизм сохранения информации и опыта, их накопления и передачи. Благодаря всему этому сформировался Духовный мир человека как самая тонкая ткань социального организма, источник созидания принципиально нового, человеческого мира, — мира культуры.
В последующей эволюции человека выявились две противоположные тенденции. Первая —к нарастанию степени его свободы на основе знаний об окружающем мире и о самом себе, совершенствования орудий труда и культуры. Вторая же тенденция предполагает рост несвободы в связи с усложнением создаваемой человеком так называемой "второй природы" (искусственная среда в различных ее формах), а также вечной зависимостью от "первой" природы как естественного условия своего существования.
В отличие от науки, в мифологии и религии на вопрос о происхождении человека даны иные ответы. Так, в древнегреческих мифах полагалось, что вначале существовал лишь вечный, безграничный и темный Хаос. В нем в свернутом виде заключались все источники жизни мира. Из Хаоса якобы появилось все - весь мир и бессмертные боги. Из него произошла богиня Земли - Гея. Под Землей родился мрачный Тартар — бездна, полная тьмы. Родилась также и Любовь как могучая и всеоживляющая сила. Так начал создаваться Мир со всеми его составляющими — Ночь и День, Горы и Небо, Океан, Солнце и т.д. Появились многочисленные боги как всемогущие и бессмертные существа, и весь возникший мир стал ареной их деятельности и соперничества. Боги — это сверх-люди, хотя и наделенные обычными человеческими качествами. Первые появившиеся люди были созданы богами, и вначале жили без забот, тяжкого труда и печалей. То был "золотой век", первый век человечества. Затем на смену ему пришли "серебряный", "медный" и "железный" века. Так и стала, с точки зрения древней мифологии, развиваться история человеческого рода. _
В основном письменном источнике христианской религии Библии утверждается, что Бог на пятый и шестой день творения ("креации") мира создал весь животный мир планеты. А на шестой день появился и| человек, сотворенный по образу и подобию Божьему в виде первого мужчины Адама и первой женщины Евы. Это было грандиозное событие, ведь с появлением человека разумного ("гомо сапиенс") перед жизнью открылся путь созидания и высочайшего восхождения. Однако, вкусив запретный плод в райском саду, первородители людей совершили тем самым великий грех, и поэтому были изгнаны Богом из рая. Началась история человечества, а все люди в ней распались на две большие группы — праведники и грешники.
В фольклоре народов мира можно встретить наивные версии происхождения человека. Например, эскимосы считают, что человек был вылеплен из земли и распространился по свету с помощью птиц. Некоторые племена верят, что человек был создан из камня или же из глины — красной, белой или же коричневой. Такие наивные идеи основаны, как правило, на древних мифах и наукой не подтверждаются. Все мифы объединяет одно — идея некоей внешней силы, которая якобы сотворила человека.
В XX веке французский ученый и теолог Пьер Тейяр де Шарден создал концепцию так называемого «эволюционного финализма". Это была попытка соединить и как бы примирить науку и религию, разум и мистику в решении проблемы происхождения мира и человека. По мнению Тейяра, история мира — это история его постоянного усложнения и восхождения к Сознанию. В ходе этого сложилась некая единая линия развития мира, "космическая магистраль". В ее рамках сформировались основы жизни и элементы сознания, появился некий Дух Земли. Появившийся на этой основе человек стремится в ходе эволюции к достижению конечного состояния мира, которое Тейяр назвал "точкой Омегой". Она и станет, по убеждению философа, завершением эволюции, началом всеобщего объединения и мировой гармонии под животворным влиянием любви. Здесь все фрагменты мира найдут друг друга и соединятся в гармонию. Точка Омега - это будущее мира и человечества, высший полюс эволюции. В ней будет достигнуто примирение всех индивидов и народов, частей и целого. Все сущее сольется на основе любви. По оценке русского проповедника А. Меня, тейярдизм, как учение о происхождении и месте человека во Вселенной, может быть названо "оптимистическим финализмом". Точка Омега — это "светлый конец", некое царство, где Бог будет пребывать во всем.
Идеи, близкие к тейярдизму, имеются и в творчестве русского художника и философа Н. К. Рериха. Что есть человек во Вселенной? Человек, в представлении мыслителя, является точкой, в которой происходит своеобразная стыковка Земли с Космосом, где земной мир соприкасается с высшим сознанием. Будучи вселенским существом, человек обладает практически неисчерпаемым потенциалом космической энергии, еще не раскрытой и не освоенной им в полной мере. Эта энергия и придает ему высокую духовность, сообщает силы для борьбы со Злом и Тьмой мира.
Так кем же является человек в этом мире: соучастником миротворения или же пассивным созерцателем происходящего? Где его место в мироздании: в центре или же на обочине? К чему призван человек: разрушать или же созидать и совершенствовать мир? На эти и подобные им вопросы мы будем отвечать по мере изложения курса философии. Здесь лишь заметим, что человек — это мельчайший "атом", блуждающий, по словам Б.Паскаля, в "бездне бесконечности". Конечно же, ему не дано постигнуть бесконечное, но обладание способность мыслить придает человеку силу, веру и надежду. ||
Итак. философия не только полагает существование мира, но и пытается постигнуть его коренные характеристики, создать картину мироздания. Усилиями человеческого Разума формируется целостная картина мира как единства многообразного, пронизанного самоорганизацией и глобальной эволюцией.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1. Алексеев В.П. Становление человечества.—М„ 1984.
2. Андреев Д.Л. Роза мира.—М., 1991.
3.Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. — М„ 1995.
4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Канонические в русском переводе с параллельными местами.— М., 1992.
5.Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. М., 1986.
6.Дышлевый П. С. О картине мира современной техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1996. № 3.
7. Живая этика, —М., 1992.
8. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм// Полн. собр. соч. 18.
9. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990. № 6.
10. Мелюхин С. Т. Материя в ее единстве, бесконечности и развитии. М.. 1966.
11. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение.—М., 1985.
12. Пригожин И. Философия нестабильности// Вопросы филосо фии.1991. №6. ~
13. РузавинГ.И. Концепции современного естествознания.—М., 1997.
14. Сведенборг Э. О небесах, о мире духов и об аде. — Киев, 1993.
15. Тейяр де Шарден П7, Феномен человека.— М., 1987.
16. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба/ /Вопросы философии. 1994. № 2.
17. Циолковский К.Э. Грезы о земле и небе.— Тула, 1986.