Древнекитайская философия о мире и месте человека в нём.
План
1. Предпосылки возникновения философской мысли на Древнем Востоке.
2. Древнекитайская философия о мире и месте человека в нём.
3. Основные направления философии Древнего Китая: даосизм и конфуцианство.
4. Китайская медицина как практический аспект китайской философии.
5. Древнеиндийская философия о мире и месте человека в нём. Буддизм.
2 часа.
I. Вводная часть занятия.
1. Организация занятия.
2. Определение темы, мотивации, задач занятия.
5 минут.
II. Основная часть занятия.
3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.
28 минут.
Предпосылки возникновения философской мысли на Древнем Востоке.
Возникновение философии в собственном смысле слова относится к VI в. до н. э. Именно в это время в странах Древнего Востока (прежде всего в Индии и Китае) и Древней Греции осуществляется переход от мифологического мировоззрения к понятийно-философскому мышлению.
К факторам, из которых складывалась духовная атмосфера, благоприятствовавшая рождению философии, относят: скачок в развитии производительных сил вследствие перехода от бронзы к железу, появление товарно-денежных отношений, ослабление родоплеменных структур, возникновение первых государств.
Первоначально философская мудрость проявляется в качестве критики традиционного уклада жизни, норм и представлений. Первые ростки философии взрастают на почве сомнения в справедливости и истинности обыденных, традиционно-патриархальных положений. В целом философия возникает в период кризиса мифолого-религиозного сознания, установки и методы которого уже не представляются достаточными для объяснения природной и социальной действительности. Возникает необходимость отделения истинного от общепринятого, подлинного от видимого, а также необходимость построения нового прочного мировоззрения и определения новых жизненных ориентиров. Попытки решения этих задач и приводят к развитию философии как свободного, критичного, разумного размышления о мире и человеке.
Древнекитайская философия о мире и месте человека в нём.
Основанием китайской философии явился корпус древней предфилософской литературы – «Пятикнижие». К нему относились: «Книга песен», «Книга истории», «Книга перемен», «Книга обрядов», летопись. К «Пятикнижию» примыкали: комментарий к «Книге перемен», исторические рукописи и др.
В предфилософской литературе поднимается множество вопросов:
а) вопрос о происхождении зла. Авторы «Пятикнижия» считали, что источником зла является человек.
б) проблема первоначала мира. В «Книге истории» говорится о пяти первоначалах (вода, огонь, дерево, металл, земля) и о пяти явлениях природы (дождь, солнечное сияние, жара, холод, ветер). Важная роль в объяснении мироздания отводится двум полярным и вместе с тем взаимозависимым силам (началам) – Ян и Инь. Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет небом. Инь – женское, тёмное и пассивное начало. Оно управляет землёй. Инь и Янь существуют не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом, в соединении своих сил. Чередование Инь и Янь называется путём (Дао), который проходят все вещи.
в) значительное внимание уделяется обоснованию ритуала (ли), который для китайской культуры выступает в качестве определяющего принципа жизнеустройства. Он имеет как религиозный, так и светский характер. С ритуалом связана социальная нравственность, почитание Неба (высшей божественной силы), властей, родителей, старшего брата и умерших.
г) В китайских мифах происхождение мира связывается со сверхъестественным человеком по имени Паньгу, из вздоха которого появились ветер и облака, из головы – гром, из левого глаза – солнце, из правого – луна, из туловища с руками и ногами – четыре стороны света, из крови – реки, из пота – дождь и роса, из блеска глаз – молнии и т. д. А люди появились из паразитов, водившихся на теле Паньгу. Приниженное, подчинённое положение человека характерно для всей китайской философии. Образно говоря, человек – это садовник; его обязанность ухаживать за садом, но ничего не менять. Любые изменения – зло.